Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сегментные и суперсегментные единицы

Взаимодействие звуков в потоке речи

 

Звуки в речевом потоке взаимодействуют и определяют качество звучания друг друга по причине артикуляционной связности. Чаще всего взаимодействуют звуки, находящиеся в непосредственном соседстве, когда на звук влияет стоящий за ним следом, например, в слове отдых. Звуки могут влиять друг на друга и на расстоянии, например: просторечное колидор.

Такие фонетические процессы называют комбинаторными – процессы, обусловленные комбинацией рядом стоящих звуков.

Аккомодация– (от лат. аccommodation – «приспособление, приноровление») – это частичное изменение артикуляции смежных звуков, приспособление гласного к согласному. В русском языке гласные после мягких согласных произносятся по-другому (рад – ряд, лук – люк, лот – лед).

Ассимиляция– (от лат. аssimilatio – «уподобление») – уподобление. В отличие от аккомодации проходит между звуками одного типа – согласными. Для СРЛЯ характерна регрессивная ассимиляция по двум характеристикам:

- по мягкости/ твердости: косточка кос'т'яной, мор'е морской;

но, допустим, Ван'к'а – смягчение не обусловлено нормами РЛЯ, это просторечие.

- по глухости/ звонкости: книжечка книжка, сдать, отбой, анекдот

Другие случаи ассимиляции не характерны для литературного языка: омман (обман), комфорка (конфорка)

Диссимиляция– (от лат. dissimilatio – «расподобление») – изменение одного из двух похожих звуков. В современном языке такие примеры найти непросто, но в истории языка они есть: лат. februarius – рус. феврарь – февраль. В просторечии наблюдается расподобление звуков колидор, секлетарь и др.

 

Диереза(от франц. из греч. diairesis – «разрыв», «разделение») – выпадение звука или слога (праздник, лестница, солнце), как правило, является нормативным для русского языка. Противоположный процесс – эпентеза, вставка звуков – свойственен только разговорному стилю и просторечию. Н: вскипятите, рубель, жизинь.

 

Существуют и другие фонетические процессы – позиционные,обусловленные позицией звука в слове, например, в конце слова или в безударном слоге.

 

Редукция гласных(от лат. reduction – «отведение назад») – ослабление звучания. Различаются количественная редукция – сокращение длительности звука без изменения его качественных параметров, которой подвергаются [и], [ы], [у], и качественная редукция – изменение артикуляции звука, ей подвергаются все другие гласные звуки [о], [а], [э].

вода [вΛда], желтеть [жЫэлт'ет'], осоклок [^ско́лък], береза [б'Иер'озъ], хлебороб [хл'ьбΛроп].

Оглушение согласныхзвуков на конце слова: бред, дог, гриб.

Позиционные процессы являются нормативными для русского языка, и их нарушение будет ошибкой.

 

Сегментные и суперсегментные единицы

 

Речевой поток членится на сегментные единицы речи: фразы, фонетические синтагмы, фонетические слова, слоги и звуки.

 

1. Минимальная единицы РП – это звук.

 

2. Следующая единица РП – слог – сочетание нескольких звуков, один из которых гласный.

 

Для нас не составит труда поделить слово на слоги: ма-ши-на, по-бе-да. Это пример идеального слога: гл. + согл. зв. Но гораздо чаще встречаются стечения либо гласных, либо согласных звуков.

Всегда при слогоделении руководствуемся законом восходящей звучности (М. Панов): слог начинается с наименее звучного звука и заканчивается наиболее звучным:

 

Глухие согласные – 1

Шумные звонкие согласные – 2

Сонорные звонкие согласные – 3

Гласные – 4

 

о-стрый, пе-стрый, ку-пцы, и-зба, ра-ссол, во-лна,

тай-га, чай-ник, вон-верт – звонкий отходит к предыдущему слогу

но на-рвать [р] под воздействием [в] снизился до уровня шумного.

 

Как правило, слогообразующими являются гласные звуки, но иногда слогообразующими могут быть и сонорные согласные при их скоплении в конце слова: те-а-тр, ру-бль. Для русского языка это не характерно, поэтому в просторечии между шумным и сонорным может появляться вставной гласный (эпентеза): рубЕль, жизИнь. Или наоборот диэреза жись, рупь

Хотя и глухой согласный может стать слогообразующим: кс-кс-кс, кш!, тс!

 

Слогораздел и правила переноса могут не совпадать. Правила переноса строятся по нескольким принципам, и слогораздел – только 1 из них.

[с´и-стра], но се-стра, сес-тра, сест-ра, [ра-зб´ит´], но раз-бить.

 

Слогораздел – потенциальная граница между слогами, то место, где в слове можно поставить паузу при скандировании, при выступлении на сцене, с трибуны.

 

3. Фонетическое слово –самостоятельные ударные слова с примыкающими к ним безударными служебными словами и частицами.

Понятие «слово» в письменной графике и в речи – не одно и то же. В письменной графике предлог в – тоже слово и пишется отдельно, в речи же фонетическое слово может состоять из нескольких слов, которые не имеют своего ударения и объединяются одним организующим центром – ударным слогом.

В ту же ночь… в ту́ же – 1 фонет. слово.

 

4.Фонетические синтагмы (речевые такты) отделяются друг от друга короткими паузами и разнообразными интонациями, кроме интонации законченности.

Часто деление на синтагмы совпадает с синтаксической структурой предложения. Например, синтагмами являются причастные и деепричастные обороты, все виды обособлений.

Бурлящая и клокочущая по порогам, / река живет своей жизнью.

 

5. Самой крупной единицей РП является фраза. Фраза характеризуется интонацией законченности и длительной паузой.

Фонетической фразе часто соответствует грамматическая единица – предложение. Зеленеет лес //

Но не обязательно. Фраза может состоять из одного или нескольких предложений:

Вот вы сели,/ лошади тронулись, / колокольчик зазвенел // (1 фраза – 3 предложения)

«А зачем это нужно?» // - спросите вы // (Предложение 1, а фразы 2).

 

Каким образом мы выделяем эти отрезки в речевом потоке?

 

В русском языке используется два основных средства деления РП на участки: интонация и ударение. Это суперсегментные единицы, они стоят как бы над сегментными, накладываются на них. Служат для членения РП на сегменты.

 

Для русского языка интонация– чрезвычайно важное средство оформления высказывания. С ее помощью передается эмоциональная окраска (восклицание), различаются типы высказываний (побуждение, вопрос, повествование), от интонации нередко зависит смысл: Казнить нельзя помиловать.

 

Интонация складывается из многих элементов: мелодика речи, ритм, темп, тембр, интенсивность. Интонация – это ритмико-мелодический рисунок речи.

Русский язык в интонационном плане очень разнообразен. Тем не менее Е.А. Брызгунова выделила 6 типов интонационных конструкций: ИК-1, ИК-2... Наступила осень. Куда ты идешь? Да здравствует солнце!

 

Вторым основным средством деления РП на сегментные единицы является ударение– выделение единицы речи из ряда других таких же единиц в пределах единиц более высокого порядка.

Словеснымударением называется выделение одного из слогов в слове.

Тактовоеударение – выделение более важного в смысловом отношении слова в пределах фонетической синтагмы.

Брожу́ ли я / вдоль у́лиц шумных, / вхожу́ ль / во многолюдный хра́м, / сижу́ ль / меж ю́ношей безумных, / я предаю́сь / моим мечта́м. //

Фразовоеударение – выделение наиболее важного в смысловом отношении слова в пределах высказывания (фразы). В приведенном примере ФУ падает на слово мечтам. ТУ и ФУ называют также логическим.

 

Ударение может осуществляться разными способами:

а) выделение ударного слога происходит силой голоса – силовое (динамическое), тюрк., чешск. языки;

б) высотой тона – тоновое (музыкальное), китайский язык;

в) долготой звука – долготное (количественное), индонезийский язык.

 

В русском языке силовое (динамическое) ударение, но в то же время ударный гласный всегда является более долгим.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.