Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Теория слоговых контрастов. Два типа слога (произносительный и интуитивный)



Теория слоговых контрастов Л.В. Бондарко.
Разница между гласным и согласным, чем больше контрастов, тем лучше он опознается.
• Контраст по длительности па-та-ка, ба-да-га
• Контраст по основному тону (глухие смычные взрывные п,т,к +Г)
• По формантной структуре п,т,к
• По интенсивности п,т,к
• По второй форманте(ряд)
В“светлом пункте” нашего языкового сознания буква (письменный знак) занимает значительно более важное место, чем звук . Об этом еще в начале нашего века писал Ф. де Соссюр: “...у языка есть устная традиция, независимая от письма и не в меньшей мере устойчивая; но видеть это мешает престиж письменного начертания”.
Косвенным доказательством высказанной мысли могут послужить данные по исследованию так называемого интуитивногослога, выступающего, в отличие от фонетического, не в генеративной (производящей), а в перцептивной функции. Выяснилось, в частности, что если структура фонетического, произносимого, слога в русском языке всегда открытая - произносимый слог, за редкими исключениями, всегда заканчивается гласным - то интуитивный, воспринимаемый, слог имеет разную структуру в зависимости от возраста человека. Так, в раннем детстве, в возрасте примерно до 5 лет, когда ребенок уже говорит и понимает речь, но еще не знаком с письмом и началами грамматики, слог в его произношении и восприятии имеет одинаковую - открытую - структуру, т.е. ребенок и произносит, и воспринимает только открытые слоги. На следующем этапе жизни, совпадающем с периодом активного ученичества, знакомством с письмом и выработкой навыков анализа слова, в первую очередь его морфемной структуры фонетического и интуитивного слогов резко расходятся: произносимый слог остается открытым, воспринимаемый же слог “закрывается”, поскольку именно закрытой является фонетическая структура большинства русских морфем (ср. префиксы от-, рас-, под-, в- и др.; корни дом-, -вод-, -город- и др.; суффиксы -чик-, -тель-, -от-, -к- и др.; преимущественно открытыми являются только структуры русских флексий). Знание структуры морфемы, выдвигающейся на первый план в нашем языковом сознании в этот период жизни, оказывает влияние и на наше восприятие фонетической структуры слога: звучащие открытые структуры воспринимаются как закрытые. Наконец, на следующем этапе жизни, начинающемся с окончанием активного ученичества, происходит возврат интуитивного слога к открытой структуре. Любопытно, однако, что полного возврата все же не происходит: давление знания структуры морфем ослабевает, но полностью не исчезает, как не может человек до конца освободиться от хотя бы поверхностного анализа слова при его написании. Соотношение структур фонетического и интуитивного слогов в этот период - 50 на 50, и “выбор”, предпочтение открытой или закрытой структуры при восприятии слога может зависеть от самых разных причин - как лингвистических (например, частотность в речи некоторых сочетаний звуков), так и экстралингвистических (социальные характеристики говорящего, ситуация общения и многое другое). Приоритет письма перед произношением в данном случае не подлежит сомнению.

Ударение как фонетическая единица. Словесное ударение и его фонетические корреляты в русском языке. Функции ударения как языковой единицы.

Ударение – супрасегментная фонетическая единица, которая не может реализоваться вне линейной последовательности.
Функции ударения:
1) Строительная
2) Опознавательная
3) Различительная.
Словесное ударение – выделение с помощью фонетических средств одного из слогов слова.
Эти средства:
-Длительность (ударный звук удлиняется)
-Интенсивность
-Качество (у ударного слога особое качество звука)
Русское словесное ударение всегда динамическое, интенсивное и качественное. По ударению различаются языки. Русское ударение – свободное, правил постановки ударения нет. Но позже появляется теория (Пешковский), что русское ударение не совсем свободно (Богданова). Общий вывод сделал А.М. Моисеев: русское словесное ударение полностью свободно от конца слова, оно тяготеет к центру слова с некоторым предпочтением второй его половины.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.