• Государство должно защищать демократическое общество от чрезмерной концентрации капитала в медиасфере.
• В демократическом обществе необходимо соблюдать принцип плюрализма и разнообразия форматов вещания. Рекламодатели не могут диктовать редакционную политику и содержание программ. Культурная политика должна стать противовесом коммерческому давлению.
• Вещание должно вестись в том числе и для национальных, культурных и языковых меньшинств.
• Качество вещания и его разнообразие может обеспечиваться квотами и требованиями по соблюдению общественных интересов.
• Правительство должно воздерживаться от вмешательства в вопросы, связанные с сексуальными сценами. Любое регулирование, кроме ограничений по времени фильмов не для семейного просмотра, неэффективно, а с приходом на смену аналоговому цифрового телевидения вообще перестает работать.
• Правила для государственных каналов вещания и радиостанций должны предусматривать их дальнейшее развитие и вложение средств непосредственно в программы. Предпочтительно, чтобы государственное вещание не конкурировало непосредственно с чисто коммерческим за заказы от рекламодателей (в небольших странах этого, видимо, не избежать). Нечестная конкуренция и засилье рекламы понизят качество вещания и государственного, и коммерческого телевидения.
• Соотношение рекламного и нормального вещательного времени (количество минут рекламы в час) должно быть существенно сокращено, чтобы программы воспринимались в своей целостности. Это также повлечет удорожание рекламного времени.
• Какими бы развитыми и сложными ни становились глобальные системы, государство должно заботиться о местных системах вещания и расширять их.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
• И научные дисциплины, и предметы, которые касаются культуры и искусства, одинаково важны для образовательной системы. И те, и другие отражают потенциал общества и его стремление к развитию.
• Обучение музыке помогает развить логическое мышление ребенка. Живопись учит анализу и концентрации внимания. Уроки драматического искусства помогают обрести уверенность и умение вести себя в обществе. Литература и написание эссе способствуют лучшему выражению школьником своих мыслей. Эти положительные черты, как и многие другие, должны найти свое отражение в школьной обязательной программе.
• Культурная политика должна поощрять преподавателей культурных дисциплин к достижению самого высокого профессионального уровня.
• Культура требует живого участия, помощи профессионалов и подготовленной аудитории. Образовательная система должна помочь в реализации этих трех требований.
• Знакомить школьников с культурой надо осторожно. Слишком абстрактный или дидактический подход, как и привлечение профессионалов низкого уровня, может отбить у ученика всякое желание изучать культуру.
• Каждое учреждение культуры, которое получает деньги из государственного бюджета, должно вести серьезные образовательные программы для людей всех возрастов.
• Люди творческих профессий, работающие в школах, обеспечивают их связь с общественностью.
• Образование в области культуры может помочь некоторым людям открыть в себе новые таланты в зрелом возрасте.
• Образование предоставляет возможность меньшинствам и тем, кто оторван от общества, вернуться в него.
• Помещения и оборудование школ и колледжей - библиотеки, художественные мастерские, сценические площадки - должны, где это только возможно, стать доступными для всех местных жителей.
• Местные чиновники отделов образования должны знать, кто из представителей творческих профессий живет рядом с ними, чтобы школы могли установить с ними контакт.
• Нужно, чтобы учителя прошли соответствующую подготовку и умели привлекать профессионалов к работе над проектами школьников.
• Библиотеки могут приглашать писателей, чтобы те пробудили у местного населения интерес к литературе.
• Предметы, связанные с искусством и культурой, в высших учебных заведениях не должны рассматриваться как легкие и не дающие преимуществ при поисках работы. Творчество и изобретательность могут стать преимуществом в любой карьере.
• Консерватории должны подготовить своих выпускников к реальностям профессии, которую они выбрали.
• Культурные дисциплины в высших учебных заведениях - например, изучение древних языков или музыки - помогают понять прошлое. Поэтому стипендии на их изучение должны предоставляться студентам в неурезанном объеме.
• Необходимо, чтобы квалификационные требования были близкими по всей Европе.
• Индустрия культуры должна быть заинтересована в построении более тесных связей с системой образования и профессиональной подготовки. .
• Расширение возможностей Интернета и Интранета скоро сделает характер культурного образования поистине глобальным.
Приложение 1.4
ПОЧЕМУ ЦЕНТР ДОСУГА?[33]
В течение долгого времени г. Свонси планировал создать для жителей Юго-Западного Уэлса все условия для занятий спортом, проведения концертов, выставок и проведения досуга.
Итак, в середине 1970-х годов, когда было выбрано подходящее место около железнодорожной станции Олд Виктория, дизайнеры смогли приступить к работе.
Многие города в Британии имеют спортивные центры, некоторые имеют целые комплексы для развлечений, но идея соединить спортивные и развлекательные центры все еще нова в Британии.
Когда опросили жителей г. Свонси, что они думают по этому поводу, стало совершенно ясно, что решение объединить спортивные и развлекательные центры под одной крышей было разумным.
Весь Центр Досуга был построен с учетом самых разнообразных вкусов. Это было современное, хорошо спланированное большое здание.
В результате была создана обстановка (условия) для полного отдыха, где люди могли бы соревноваться в чем-либо, заниматься спортом и развлекаться.
Жители г. Свонси и всего Юго-Западного Уэлса могут справедливо гордиться своим Центром досуга.
Площадь, прилегающую к современному зданию из стекла и бетона, украшают лужайки, деревья, сады и водоемы. Там имеется достаточно большая площадка для парковки автомобилей, а также амфитеатр на 800 мест для спектаклей и концертов на открытом воздухе.
Пройдя мимо современных скульптур через входные двери, вы попадаете в фойе, где вы найдете любую информацию обо всей деятельности Центра, а служащие этого центра подробно расскажут вам о мероприятиях, выдадут вам билеты и ответят на все интересующие вас вопросы.
В Центр досуга довольно часто приходят целыми семьями.
Здоровье и красота
Если Вы в Центре досуга хотите отдохнуть или расслабиться, то именно этот раздел представит для вас наибольший интерес. Кроме сауны, вмещающей 12 человек за 1 раз, там имеются солярий, комната для массажа, парикмахерская и специальный бодрящий термический душ (полезный для кожи).
Спортивные мероприятия
Все виды спорта - тихие и энергичные игры, проведение тренировок и соревнований - все это входит в программу Центра досуга в г. Свонси.
Там имеются 6 кортов для игры в мяч, хорошо оборудованный гимнастический зал, большой спортивный зал, который может вместить пять кортов для игры в бадминтон, футбольную площадку, для игры в нетболл, площадку для стрельбы из лука, для игры в баскетбол и даже крикет. Зал меньшего размера используется для занятий фехтованием, дзюдо, йогой и танцами. Оба этих зала могут использоваться для проведения выставки, концерта или конференции. Служащие Центра могут дать Вам справку относительно того, сколько человек могут принять там участие. Наверху имеется большой зал международных стандартов для игры в шары.
Бассейн
Секция бассейна в Центре досуга - самая большая и наиболее впечатляющая. Это не просто место для плавания, эта секция больше похожа на оборудованный пляж, но с постоянным климатом.
Эта секция включает 6 бассейнов для проведения соревнований, неглубокий бассейн и бассейн для детей. Специальный агрегат посылает постоянные, небольшие волны, плещущиеся о берег, недалеко от которого находится небольшой островок - оазис с растущими там пальмами.
Там также имеются отдельный бассейн для ныряния и глубокий водоем для тренировки в подводном плавании.
В этой же секции имеется кафе, где вы можете перекусить и выпить прохладительные напитки.
В особых случаях для проведения вечеров, когда данное окружение представляет особое значение, это кафе могут снять (заказать) как частные лица, так и клубы и общества.
Многие люди приходят в Центр досуга в г. Свонси просто выпить, вкусно поесть, встретиться с друзьями и повеселиться.
Там имеется большой выбор комфортабельных баров, кафетериев, а также прекрасный ресторан с отличной кухней.
Популярным местом является Оо^ег-Яоот. Первоначально она планировалась для более молодых посетителей, но сейчас туда приходят люди всех возрастов!
Там имеется настольный теннис, расписание работы бассейнов, различные игры, а также обзорная галерея для наблюдения за играми в плавательном бассейне, что находится внизу.
Другая обзорная галерея выходит на Главный холл, здесь же вы можете сыграть в кегли на полностью автоматической площадке.
Там также имеется полностью оборудованная дискотека, отгороженная звуконепроницаемыми стенами.
Все здесь предусмотрено так, чтобы Центр досуга привлекал
всех.
(Перевод с английского Т.П. Артюхиной)
Приложение 1.5
ИСКУССТВЕННЫЕ ЗОНЫ ДОСУГА: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ1
Проблемам, связанным с так называемыми искусственными зонами досуга, посвящена статья Кристофа Хеннига в еженедельнике «Цайт». Редакция представляет его как социолога и публициста, автора научных работ, путеводителей и выходящей в свет книги «Тяга к странствиям. Туристы, туризм и вакационная культура».
Вопрос о том, есть ли за искусственными зонами отдыха будущее, можно считать запоздалым. Им уже принадлежит настоящее. В Северной Америке, Европе и Японии ускоренными темпами строятся новые комплексы развлечений. Их преимущества очевидны. На малом пространстве в тематических парках сосредоточены всевозможные мировые достопримечательности. Без томительных железнодорожных переездов и ожиданий в аэропортах попадаешь в швейцарские шале, японские храмы и на арабские базары. На пляжах с искусственным отоплением можно круглый год фланировать под пальмами, забыв о капризах погоды...
Компьютерные имитации - последний крик прекрасного нового вакационого мира. В Ганза-парке балтийского курорта Сирксдорф
' Выдержки из сб.: Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения: Науч.-инф.сб. Вып.2. - М.: Изд. РГБ, 1998. - С. 119-124.
можно принять участие в виртуальных космических полетах и мотоциклетных гонках. Галерея игровых автоматов в Токио предлагает автогонки с «настоящими» проколами шин и скачки по пересеченной местности. К двухтысячному году в Японии будет создано пятьдесят электронных тематических парков.
Означает ли подобное развитие индустрии досуга конец эпохи путешествий, который возвестил Клод Леви-Строс еще сорок лет назад?
Быть может, нынешней культуре туризма, для которой, по мнению множества наблюдателей, характерны ограниченность и поверхностность, суждено перейти в стадию полной идиотии? Если верить дружному хору критиков, дальнейшее распространение искусственных вакационных зон равносильно духовной и психической катастрофе.
Во время открытия «Евродиснейленда» режиссер Ариана Мнушкина говорила о «культурном Чернобыле», политик Жан-Пьер Шевенман - о «коллективной шизофрении». Атомная терминология и клинические диагнозы нередки и во многих немецких статьях на данную тему. Еженедельник «Штерн» писал об «отпуске в отделении реанимации», «Франкфуртер рундшау» сравнивала парки досуга с «термоядерными реакторами», где вместо ядерных элементов распадаются люди. «Франкфуртер альгемайне» предрекает момент, когда посетителям вакационных парков потребуются услуги психиатров.
Откуда столь истеричный тон и едва прикрытая агрессивность? Слушая недовольных, можно вообразить, будто в синтетических зонах отдыха клиентов подвергают пыткам, а это отнюдь не соответствует действительности. Парки досуга во многом заслуживают критического отношения. Вызывают раздражение воплотившиеся в них расхожие представления о тропических странах и Диком Западе; тревожит вероятность экологического ущерба, сопряженного с реализацией столь крупных проектов. Но все это не оправдывает рассуждений о массовом бедствии.
Бурные реакции имеют другие причины. Тематические парки касаются больного места современного туризма: проблемы подлинности туристического опыта. В данном случае «искусственность» противопоставляется предполагаемой аутентичности переживаний традиционного туриста.
Неприятной особенностью тематических парков является довольно жесткая организация массового отдыха, не оставляющая места личной инициативе и игровому подходу к предлагаемой программе. «Каждый, кто надумает сделать что-нибудь по собственному почину в Евродиснейленде, сразу нарушает ход событий, - пишет журналист Франц Лерхенмюллер, - посетителям полагается глазеть, ездить, изумляться - больше от них ничего не ждут, да им и ждать больше нечего». Эти ограничения направлены в первую очередь против детей, которые одновременно являются главными адресатами парков досуга. А ведь дать свободу личным проявлениям не так уж трудно. И вообще она вполне реальна, идея экологически безвредного парка досуга, в котором есть чем заняться, кроме как глазеть и делать покупки.
Приложение 1.6
СОЦИАЛЬНО-ДОСУГОВАЯ ТЕРАПИЯ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ И ЕЕ НОВЫЕ СРЕДСТВА (из опыта работы в США)[34]
На пороге XXI века специалисты в области «терапии рекреацией» все больше спорят о путях, средствах и методах работы с людьми старшего поколения. Пожилые, часто одинокие люди, которые в западных странах составляют довольно большую часть населения, все настоятельнее требуют особого внимания со стороны общества.
Помимо традиционных путей поддержки пенсионеров (материального, медицинского и т.п.) все более важной здесь становится со- циально-психологическая помощь, в частности в самоидентификации личности, которая часто теряется в быстро меняющихся условиях жизни и попадает в ловушки разного рода депрессий.
Специалисты в области «терапии рекреацией» признают, в частности, что одним из средств такой терапии для каждого конкретного пожилого человека может стать обращение к кругу наиболее дорогих для его памяти предметов (вещей), особо хранящихся и заботливо им оберегаемых, проносимых сквозь годы, нередко передаваемых по наследству в качестве семейных реликвий.
Особо сохраняемые вещи и имущество с их символическими значениями и ассоциациями могут помочь пожилым приспособиться к новой окружающей среде, стать своего рода «якорем», облегчающим адаптацию, обеспечивающим непрерывность времени, комфортность пребывания, чувство принадлежности и целостность интегрированной личности...
Исследования, касающиеся значения для пожилого человека особо дорогих вещей и имущества, позволили выявить, в частности, что наиболее важные для него предметы можно дифференцировать на те, которые олицетворяют какие-либо ценности, и те, которые служат достижению каких-либо целей или отражают самобытность личности...
Интересно, что часто пожилые частично идентифицируют себя с наиболее дорогими для них вещами и имуществом. В таких случаях они даже затрудняются с различениями типа «я» и «мое». Исследователи пошли дальше и предположили, что при этом особо оберегаемые предметы у пожилых становятся частью и даже своего рода «расширением» «себя» на подсознательном уровне.
Опыт изучения проблем стариков, живущих как в обычных условиях, так и в домах для престарелых, показывает более высокую удовлетворенность жизнью у тех, кто хранит некоторые предметы и вещи (имущество).
Среди вещей, сохраняемых особенно заботливо, в том числе семейных реликвий, обычно называют: фотографии, предметы религиозного культа и характера, драгоценности, имеющие символическое значение (фамильные драгоценности), предметы обихода и утвари. Обычно та или иная часть «особо оберегаемого имущества» имеет свое посвящение. Так, символические драгоценности почти всегда связываются с памятью о супруге, а фотографии - неизменно с детьми...
...Так, в одном из центров опеки стало традицией для каждого вновь приходящего приносить из дома какую-нибудь одну из особо дорогих для него вещей. Так, поступившая в этот центр 90-летняя еврейская вдова, которая жила с сыном и его семейством в большом столичном городе, принесла ритуальную молитвенную ткань своего мужа-раввина. Держа ткань у сердца, она предавалась успокаивавшим ее воспоминаниям о самых хороших периодах своей жизни. Воспоминания помогли ей сохранять и временную преемственность: «Я - жена раввина! И я, так же, как и он, помогаю другим людям». Данная вещь у вдовы сохранялась в память о муже и из ее потребности в самоидентификации.
Таким образом, не имея никаких готовых рецептов, специалисты по рекреационной терапии каждый раз находят новые творческие способы выведения пожилых пациентов из тяжелых состояний, их адаптации к жизненным условиям, ориентирования в окружающей среде и вовлечения в активные формы общей досуговой деятельности. Отдельные «особо оберегаемые» предметы используются во время терапевтического процесса планирования совместной деятельности пожилых людей, их активного отдыха, а также для оценки этого опыта. Апелляция к предметам помогает и во время общего юмористического расслабления, «терапевтического общения», терапии животными, контактов пожилых людей разных поколений, национальностей и культур.