Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Добровольные объединения детей и молодежи и их роль в социальном воспитании



Важную роль в социальном воспитании подрастающего поколе­ния на Западе играют различного рода неформальные добровольные объединения, организуемые как в учебных заведениях, так и за их пределами.

Прежде всего, речь идет о скаутском движении.

Возникшее в конце XIX - начале XX века в Великобритании, скаутское движение распространилось по всему миру. Оно объединя­ет молодежь от 8 до 18 лет и делится, в основном, на два направле­ния: бойскаутов (мальчики) и герлскаутов (девочки).

Школы скаутского воспитания прошли миллионы и миллионы граждан западного мира. Основной задачей скаутских организаций является воспитание молодого человека во имя общего блага, приви­тие ему качеств лидера и умения ориентироваться в окружающей среде, находить выход из сложных жизненных ситуаций. Скаутское движение, объединяющее сегодня несколько десятков миллионов че­ловек, переживает не самые лучшие времена. Наблюдается некоторое снижение интереса молодежи к скаутским организациям. Связано это, по всей вероятности, с нежеланием определенной части совре­менной западной молодежи сковывать себя жесткими правилами жизни скаутских объединений. В последние годы наблюдается тен­денция к упрощению некоторых сторон жизни скаутов. Так, напри­мер, появляются смешанные скаутские отряды.

Медленно идет возрождение скаутского движения и в России. Связано это с рядом причин идеологического, экономического и со- циально-психологического порядка. Но основной причиной следует считать трудности переходного периода российской действительно­сти. По всей вероятности, российское общество еще не готово к вне­дрению форм и методов, требующих значительных материальных и финансовых затрат (необходимо обучение организаторов скаутских отрядов, требуется определенное лагерное оборудование, форма, не­обходимые средства на питание и т.д.). Имеет значение и позиция родителей, недоверчиво относящихся к такому нововведению, каким для нас является современное скаутское движение'.

Особой популярностью у молодежи на Западе пользуются доб­ровольные объединения по интересам, в том числе, волонтерской на­правленности. Эти объединения организуются, как правило, при школьных и высших учебных заведениях.

Так, школьные кооперативы во Франции (в них участвует пятая часть учащихся общеобразовательных школ) не только создают клу­бы по интересам, организуют посещения музеев, театров, но и явля­ются хорошей школой общественного воспитания.

Кооперативы действуют на началах самоуправления. Юные кооператоры знакомятся с процедурой выборов в органы власти раз­личного уровня, принимают участие в дискуссиях2.

Интересен опыт клубных объединений университетов США, проанализированный молодой исследовательницей Ж.Г. Атаянц. Именно клубные объединения в силу ряда причин (сообщество свер­стников, объединение по интересам) создают наиболее благоприят­ную среду социализации студентов, общения, проявления творческой активности и, тем самым, способствуют «мягкому» вхождению мо­лодого человека в социум - как вузовский, так и макросоциум3.

В среднем, американский университет насчитывает, примерно, 225 студенческих объединений. На федеральном уровне внеаудитор­ная деятельность американских студентов координируется такими

Скаутское движение в России возникло почти одновременно со скаутами в Великобрита- нии (создатели скаутского движения в Англии - полковник Роберт Баден-Поуэлл и в России ~ Штабс-капитан Олег Иванович Пантюхов неоднократно встречались друг с другом). В 20-е годы XX столетия скаутское движение в России прекратило свое существование как не отве­чающее идеологии советской власти.

, См.: Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика. - М.: Академия, 1998. - С. 159. А>паянц Ж.Г. Клубные объединения высшей школы как фактор социализации студентов (на опыте университетов США). - М., 1995. - С. 3.

общенациональными организациями, как Совет по продвижению стандартов в высшем образовании США и Национальная ассоциация студенческой деятельности.

По направлению деятельности студенческие объединения мож­но классифицировать следующим образом: академические, религиоз­ные, национально-культурные, политические, средства массовой ин­формации, группы по социальным интересам, объединения социаль­ной направленности, спортивные и рекреационные, клубы искусств и др.

Особое внимание в университетах США уделяется волонтер­ской, или добровольческой, деятельности студенческих клубов. На общенациональном уровне волонтерская деятельность рассматрива­ется как один из реальных путей нравственного развития молодежи, воспитания гуманизма. На университетском уровне волонтерская деятельность определяется как ценностно-значимая и жизнеспособ­ная альтернатива другим видам внеаудиторной деятельности студен­тов.

В процессе волонтерской деятельности осуществляется практи­ческое сотрудничество университета и местной общины в решении социальных проблем. Выделяется несколько видов данного партнер­ства: университет - американский Красный Крест; университет - об­разовательные агентства общины; университет - средняя школа; уни­верситет - агентства общины, решающие проблемы специфических групп населения; университет - общины других районов[29].

В качестве основных направлений волонтерской деятельности выделяются следующие: сбор пожертвований; обслуживание реаби­литационных центров, больниц, домов для бедных, для престарелых; наставничество в местных школах; обучение английскому языку эмигрантов; уборка прилегающих к университету городских микро­районов; помощь фермерам; ликвидация неграмотности; помощь трудным подросткам.

По мнению Ж.Г. Атаянц, волонтерскую деятельность следует рассматривать как высший уровень включения студентов в процесс социализации. В отличие от других клубных объединений волонтер­ские объединения решают не только проблемы досуга студенческой молодежи, но ряд других проблем, как самого студенчества, так и общества в целом.

Это один из тех случаев, когда собственно социальная работа сливается с культурно-досуговой деятельностью и социальным вос­питанием.

В противовес коллективистским формам досуга и социального воспитания на Западе появляются новые виды молодежной субкуль­туры, индивидуалистской, если так можно выразиться, направленно­сти. Если раньше престижным для молодого человека считалось «пройти» школу скаутов, то сегодня - получить опыт бэкпэкерства (возникло в 70-е годы XX века). Свободный путешественник, «рюк­зак за спиной» - так можно определить суть новой молодежной суб­культуры. Речь идет о молодых людях, которые срываются с наси­женного места и уезжают путешествовать на несколько месяцев, а то и на год. Причем уважающие себя бэкпэкеры не пользуются туристи­ческими маршрутами, не продумывают заранее свое путешествие и не обращаются за помощью к туристическим агентствам. Они само­стоятельны в выборе стран и городов, предпочитают экзотические и нехоженые места, приветствуют отсутствие цивилизации. Особенно часто, например, европейская молодежь уезжает в Азию, в Австра­лию или Новую Зеландию.

Появляются бэкпэкеры и в России /См.: Приложение № 2-17, статья Д. Федоровой «Тяжела и неказиста жизнь... российского пу­тешественника» // Культура. - 2007. - 20 дек. - С.4/.

Как нам представляется, отслеживать подобного рода измене­ния в молодежных субкультурах важно и необходимо, тем более, что они имеют самое непосредственное отношение и к социальному вос­питанию, и к досугу подрастающего поколения. В то же время огово­римся, что в нашем пособии не рассматриваются проявления моло­дежного радикализма и экстремизма, имеющиеся как на Западе, так

и в России. Данный феномен требует специального анализа.

«

§3. Молодежные формы досуга

Картина социального и социокультурного воспитания будет не­полной, если не рассмотреть проблемы культурного досуга молодежи 33 рубежом.

В конце XX - начале XXI века произошли серьезные изменения 8 структуре и характере культурно-досуговой деятельности. Связано Это прежде всего с достижениями научно-технического прогресса и Информационными технологиями. Спутниковое телевидение, Интер-


нет, персональные средства связи, включая мобильные, цифровые носители информации буквально преобразили среду обитания совре­менного человека. Причем достижения эти касаются всех сторон его жизни - от производственной до бытовой и, собственно, социально- культурной. Сегодня трудно назвать какое-либо направление куль­турно-досуговой деятельности, которое не испытало бы на себе влия­ния научно-технического прогресса, идет ли речь о традиционных видах досуга («домашнем» - «внедомашнем»), или о совершенно но­вых, появившихся в последние 10-15-20 лет. И хотя изменения, про­изошедшие в культурно-досуговой сфере, охватывают в той или иной степени все слои общества, наибольшее отношение они имеют к под­растающему поколению. Именно молодые люди чувствуют себя наи­более комфортно в современной, во многом технизированной и ком­пьютеризованной среде обитания. Именно молодежные формы досу­га в наибольшей степени восприняли новейшие технические и ком­пьютерные разработки. Назовем среди них важнейшие:

- персональные компьютеры (включенные в Интернет - служат не только средством обучения, но и позволяют получать информа­цию самого разнообразного характера: научную, художественную, производственно-бытовую и т.д.);

- мобильные средства связи (помимо своего прямого назначения выполняют функции персонального компьютера, дают возможность независимо от места нахождения владельца принимать участие и в досуговых формах, будь то компьютерная игра или чтение художест­венного текста на экране мобилбука);

- аудиовидеоустройства, позволяющие практически в любой обстановке на высококачественном уровне слушать музыку или текст электронно-звуковой книги, смотреть кинофильм или читать художе­ственное произведение, записанное на цифровой носитель;

- игровые автоматы развлекательно-развивающего назначения.

Без использования электронных технологий невозможно пред­ставить сегодня ни индустрию досуга, ни шоу-бизнес, и прежде всего

- популярное искусство, наиболее любимые молодежью.

«Всемирный "Диснейленд": стратегия "глокализации" для детей и взрослых» - таково название главки в большой статье Т.Е. Савиц­кой, помещенной в журнале «Обсерватория культуры». - 2006. - №4.

- С. 26-35. И это символично. Мир действительно превращается во Всемирный Диснейленд.

Достижения научно-технического прогресса активно использу­ется и в традиционных видах досуга, в т.ч. физкультурно- спортивной направленности. На основе новейших материалов изго­товляются сегодня и коньки, и лыжи, и санки, и самокаты. «Зимняя шина» позволяет кататься на велосипеде в любое время года. Ролико­вые коньки - распространенный атрибут летних видов молодежных развлечений. Да и такой относительно немолодой вид спорта, как горные лыжи, например, вряд ли может обойтись без технических новинок. Это касается и снаряжения спортсменов-любителей, и обо­рудования горной трассы (без работающего подъемника катание с горных склонов становится проблематичным, если не невозможным).

Естественно, что научно-технический прогресс будет и дальше оказывать серьезное влияние на развитие культурно-досуговой сфе­ры. И установить пределы этого влияния вряд ли возможно. Хотя об одном ограничителе сказать все-таки следует. Ни одно техническое новшество не должно наносить вреда здоровью человека, особенно, молодого. Об этом нужно помнить как организаторам досуга, так и тем, для кого он предназначен. К тому же никто пока не отменил дей­ствие «глобально детского продукта», о котором речь шла в начале третьей главы пособия.

А теперь обратимся к опыту одной из европейских стран, уде­ляющей большое внимание как организации молодежного досуга, так и исследованию его проблем. Речь пойдет о Франции.

При анализе этого опыта (имеется в виду, в основном, его пози­тивная часть) трудно отрешиться от информации, которая последние три-четыре года регулярно поступает из Франции. Речь идет, прежде всего, о молодежных выступлениях протестного характера. Время от времени протестуют студенты (о продолжительных студенческих беспорядках в Париже и других городах сообщалось в марте 2006 г.) с регулярностью, достойной иного применения, протестуют молодые люди в основном мусульманского происхождения из неблагополуч­ных пригородов Парижа и других городов (см.: Мир новостей. - 2007. - 4 дек. - С.5. Статья «Городские партизаны в Париже»), Эта информация достаточно тревожная, т.к. аналогичные беспорядки мо- гУт пройти в любой европейской стране, включая и Россию. И для этого не обязательно наличие серьезного повода (защита прав моло­дых специалистов, религиозные или межэтнические отношения). Для этого достаточно крошечной «искры». Так, например, в ночь с суббо­ты на воскресенье (18-19 марта 2006 года) в Мадриде и ряде других


городов Испании проведена акция под названием «Большая пьянка». Кроме чрезмерного распития спиртных напитков она включала в себя крушение молодыми людьми магазинов, автомобилей и т.п. Так мо­лодежь Испании выразила протест (против чего бы вы думали?!) против ограничений, накладываемых на нее взрослыми... (из сооб­щений «Радио России», 19 марта 2006 года).

Такого рода информация заставляет по-новому взглянуть и на проблемы социального воспитания молодых людей западных стран, и на проблемы их досуга. Просматриваются своеобразные связки: об­разование - карьера (как перспектива) и досуг', работа (как данность или реальное, полное/частичное воплощение мечты о карьере) и до­суг. И в первом и во втором случае досуговое времяпрепровождение - непременная составляющая жизни молодого человека.

По нашему мнению, правильно организованный досуг способен не только ослабить остроту социальных проблем молодежи, но и стать пространством для ее социального становления и развития.

Охарактеризуем культурно-досуговую работу с молодежью во Франции[30]

Как показывают исследования культурных запросов, проведен­ные в этой стране, молодежь от 12 до 25 лет объединяют общие увле­чения и взгляды, которые резко отличают ее от старшего поколения. Существует так называемая «молодежная культура», которая не ог­раничивается потреблением культурных товаров и услуг (молодежь принимает активное участие в занятиях спортом), но и проявляется в особом отношении к культурно-художественному предложению: мо­лодые любят кино и рок, слушают одни и те же молодежные радио­станции, все больше увлекаются видеоиграми, проявляют заметный интерес к театру и национальному наследию.

И в то же время демонстрируют небольшой интерес, например, к классической музыке и балету. Для молодежи характерна общая потребность в досуге вне дома, в том числе культурном. Уровень ак­тивности молодежи намного выше уровня взрослых. Расхождения со взрослыми иногда настолько отчетливы, что некоторые виды куль­турных посещений представляются только сугубо молодежными: ки­но, дискотека или выступление рок-группы. Тяга молодых к внедо-


Но, конечно, не только эти причины препятствуют приобщению молодежи к культуре. Мы выделили бы, прежде всего, неразвитость культурных запросов определенной части молодых французов. Так, например, 15% из них никуда не ходят, кроме кино, и не хотят нику­да ходить. 51% представителей этой группы заявляют, что их не при­влекают даже рок-концерты. Правда, они любят спорт, видеоигры, телевизор, посещают места культурного отдыха, например, парки от­дыха и развлечений.

20% молодых людей проводят вне дома мало времени и любят только рок-концерты. Многие представители этой группы признают­ся в своей нелюбви к театру (45%), музеям (62%), историческим па­мятникам (54%). Но многие из них смотрят телевизор, любят видео­игры и посещают кабачки, кабаре. Для этой категории молодежи культура сводится к стандарту: кино - дискотека - рок.

Можно сказать, что приобщение молодых французов к высокой культуре и высокому искусству - одна из нерешенных проблем. В анализируемых материалах мы не увидим, например, ни одного ука­зания на то, как читают и что читают молодые французы в свободное время. По всей вероятности, чтение серьезной литературы, в том чис­ле и художественной, выходит за рамки досуговых предпочтений большей части молодежи во Франции. Да и не только Франции .

К сожалению, такая же тенденция начинает проявляться и в Рос­сии, считавшейся еще совсем недавно одной из самых «читающих» стран мира. Разумеется, и во Франции есть немало молодых людей, влюбленных в литературу, но не они составляют большинство. В журнале «Клуб», № 2 за 1995 год, рассказывалось опаком увлечении французов - литературных и философских салонах'. Посетители са­лонов встречаются, чтобы, забыв о будничной суете, поговорить «о любви и счастье, неверности и преданности, порядке и беспорядке». Так, каждую пятницу на берегу Сены в одном из литературных сало­нов Парижа встречается двадцать молодых «салонье» (посетителей салона). Им около тридцати лет. Усевшись в креслах, они могут до самого утра с жаром обсуждать, например, проблемы любви и оди­ночества в жизни и творчестве Марселя Пруста. Читатели-энтузиасты основательно готовятся к заранее назначенной теме разговора, запа­саются стопкой книг, поля которых испещрены пометками... Этот са­лон открыли две подруги-студентки Доротея и Мари-Пьер. Посети­тели салона по образованию не литераторы, но все они одинаково влюблены в литературу, которая помогает им понять и выразить са­мих себя.

Подобную цель преследуют завсегдатаи и других салонов, на­пример, посетители философского салона Марка Сотэ.

Участники еженедельных дискуссионных встреч заседают во главе со своим мэтром в уютном полумраке, под непрерывное жуж­жание кофемолки и соблазнительный запах свежих рогаликов. В на­чале каждого «сеанса» сорок «салонье» выбирают очередной фило­софский сюжет для обсуждения. Например: «Куда движется совре­менная цивилизация?» или «Можно ли говорить о прогрессе челове­чества?»

Философские кафе, литературные салоны, кружки поэзии, бесе­ды о политике, ужины любителей истории - отнюдь не привилегия французской столицы. Они нашли своих приверженцев и в других городах - Дижоне, Ницце, Страсбурге.

Клубно -салонная мода Франции провозгласила новое отноше­ние к культуре: сегодня человек хочет быть актером, творцом, а не простым зрителем и потребителем культуры.

Разумеется, клубно-салонные формы досуга охватывают эли­тарную часть молодежи, тем более, что эти салоны организуются по инициативе самих молодых людей. Но без внимания государства не оставлено и большинство молодых французов. Начиная с 1960 года в стране получили распространение Дома молодежи и культуры, где молодые люди ориентируются на занятия в клубах по интересам, раз­личные виды культуры и искусства. К концу 70-х годов во Франции насчитывалось более 2 тыс. клубов по интересам и более 1 тыс. до­мов молодежи и культуры. Популярны среди молодых французов и так называемые Центры каникул и досуга, обеспечивающие полно- Ценный отдых и воспитание учащихся в их свободное время[31].

Заслуживает внимания инициатива французских властей по соз­данию новых рабочих мест для молодежи в сфере культуры.

В «законе Обри» (по имени главного разработчика), принятом в октябре 1997 года, подчеркивается, что развитие культурно- Досуговой деятельности населения регионов требует привлечения в

Подробнее об этом см.: Ришар Е.О. Городок Виллет — новый культурно-досуговой центр Молодежи // Теория и практика социальной работы: Сб. Т. 2. Москва-Тула, 1993. - С. 139- эти области квалифицированных специалистов - аниматоров (свое­образных посредников между учреждениями культуры и их потенци­альной аудиторией. - В.Д.).

В законе указываются 5 приоритетных направлений по созда­нию новых рабочих мест: посредническая деятельность, художест­венно-творческая в ранге любительства, страхование в сфере культу­ры, пропаганда национально-культурных достижений и развитие но­вых технологий информационных систем.

В марте 1998 года Министерство культуры и средств массовой информации Франции подписало соглашение с Федерацией экомузе- ев и государственных музеев о создании в течение последующих 3-х лет 150 рабочих мест для молодых специалистов, которые должны были работать по линии связей с общественностью и заниматься раз­витием новых технологий информационных систем (задача: повыше­ние уровня обслуживания посетителей музеев). «Закон Обри» опре­делил и программу создания новых рабочих мест для молодежи в об­ласти библиотечного дела и пропаганды книги и чтения. Речь идет об обслуживании передвижных библиотек (так называемых «уличных библиотек» - функционируют с 1992 года) в местах скопления людей (в парках и других зонах отдыха на природе). Молодые библиотекари выступают здесь в качестве посредников между потенциальными чи­тателями и книжной продукцией. Впоследствии термин «книжный посредник» закрепился в употреблении, превратившись в должность. Необходимо отметить, что книжные посредники формируются из людей, не имеющих специального библиотечного образования, но любящих книгу и чтение. Одновременно предполагается получение этой категорией молодых людей специального образования.

Инициатива Министерства культуры Франции направлена на решение двух взаимосвязанных задач: социальной - смягчение про­блемы безработицы среди молодых людей и культурологической - подготовка кадров, способных решать сложные социокультурные за­дачи.

Свидетельством непрерывного поиска в досуговой среде явля­ется появление в ряде западных стран (Швейцария, Германия, Фран­ция) новой профессии - социокультурный аниматор. Одно из значе­ний этой профессии заключается в придании досугово- рекреационной деятельности культурно-педагогической направлен­ности. Досуг рассматривается не только как средство развлечения и релаксации, но и как средство духовного и физического развития.

Ярким примером социокультурного аниматорства является деятель­ность ряда независимых французских театров, в том числе, уличных, которые не ограничиваются традиционным показом спектаклей, а пе­реходят к новым формам работы со зрителем. Вокруг содержания бу­дущего спектакля (или после его показа) организуется серия куль­турно-просветительских мероприятий (беседы, обсуждения, выстав­ки и т.п.), что несколько напоминает недавний опыт работы совет­ских учреждений культуры. Нередки случаи, когда местные жители, артисты любительских коллективов, становятся соавторами пьес (сценариев) театральных представлений документального характера. Население города привлекается к репетициям, участию в массовых сценах. Желающие могут познакомиться с театральной техникой и т.п. Все это дает возможность не только лучше подготовиться к вос­приятию содержания пьесы, но и почувствовать себя одним из созда­телей спектакля.

Открытое взаимодействие театра с публикой дает, как правило, положительный художественно-эстетический, а самое главное - со­циальный эффект'.

Отмечая позитивность зарубежного опыта в сфере досуга и вос­питания, следует отметить, что молодежные проблемы в целом и ор­ганизация досуга молодых людей в частности далеки от своего реше­ния. И здесь хотелось бы высказать свою точку зрения по поводу причин неудач в данной области.

По нашему мнению, эти причины кроются не столько в недос­татках мастерства социокультурных работников и неразработанности соответствующих технологий, сколько в несовершенстве нравствен- но-психологических устоев жизни западного общества. Речь идет, прежде всего, о нравственной стороне проблемы - одной из подоснов социокультурной работы.



 

      я      
  3 5 а ё § а.   А VI | г. 5 Я = а г,   11 = ~ II  
      * & о   О в  
а)   \а)   \ а) /Ха)
  б)   б)   б)  
Правовая основа
Социально-экономическая основа
III II

Рис.8. Социально-экономическая и нравственно-правовая основа социально-культурной работы за рубежом

 

Условные обозначения:

III - нравственная основа: а) нравственные ценности, официально провозглашаемые обществом;

б) нравственные ценности, в том числе и антиценности, бытующие в обществе на не­официальном уровне.

Из рис. 8 видно, что социально-культурная работа базируется на своеобразном трехслойном основании: 1) мощной социально- экономической платформе, 2) добротной - правовой и 3) неоднород­ной и неоднозначной - нравственной.

Можно предположить, что на социальную работу нравственные постулаты негативного плана, бытующие на неофициальном уровне, оказывают несущественное влияние. Здесь более важны экономиче­ская и правовая основы, а также официальные нравственные требо­вания.

Совсем другое влияние негативные нравственные факторы ока­зывают на досугово-рекреационную деятельность и социальное вос­питание. Они, по существу, являются той «ложкой дегтя», которая может испортить любое доброе начинание в социокультурной сфере.

Коммерциализация сферы культуры, стремление получить мак­симальную прибыль приводит к однобокости зарубежного досуга - развлекательному уклону. Еще больший вред досуговой и воспита­тельной сферам приносит бытующий на Западе принцип «двойного стандарта» в оценке социополитических, экономических и культур­ных явлений. Действие этого принципа можно считать главной при­чиной проникновения негативных явлений и в сферу досуга, и в сфе­ру социального воспитания. Распространители «культурных» услуг часто действуют исходя не из общественной пользы «товара», а в за­висимости от личной выгоды, получаемой в процессе его реализации. Это касается и так называемого «глобального детского продукта». Так, например, распространение наркотиков на молодежных диско­теках и рок-фестивалях приносит громадные барыши наркоторгов­цам. И в то же время наносит громадный вред потребителям этого зе­лья и обществу в целом. Культ насилия, пропагандируемый в произ­ведениях искусства, особенно в кино и на телевидении, базируется на низменных инстинктах человека.

Но в результате этот культ становится нормой жизни для опре­деленной части представителей западного общества, прежде всего молодежи.

Выход здесь один - нравственное совершенствование и самосо­вершенствование западного общества. А процесс этот очень длитель­ный.

Перенимая многое из современного зарубежного опыта в сфере досуга и социального воспитания, мы должны помнить об этой осо­бенности, «слабинке» западного образа жизни.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев особенности социально-культурной работы с раз­личными категориями населения зарубежных стран, необходимо от­метить, прежде всего, высокий уровень ее организации и ярко выра­женный социальный характер. Политика передовых стран Запада на­правлена на то, чтобы сделать для каждого гражданина доступными пользование ценностями культуры, а также участие в различных ви­дах социально-творческой деятельности. По существу, социально- культурная работа охватывает все слои зарубежного общества, пре­доставляя каждому из его членов необходимый для нормальной жиз­недеятельности минимум благ, в том числе и в сфере культуры.

Правительства западных стран проводят в целом достаточно взвешенную и реалистичную политику в сфере культуры.

Исходя из имеющихся средств (а финансирование на Западе осуществляется по так называемому остаточному принципу) прави­тельства большинства государств финансируют прежде всего те на­правления культуры, которые признаны приоритетными (библиотеки, музеи, памятники истории и архитектуры) и наиболее ценные виды искусства, которым трудно обеспечить собственное самофинансиро­вание (например, симфонические оркестры). Это видно из материа­лов, посвященных культурной жизни Франции, Италии, Великобри­тании, Швеции, Финляндии и других стран.

Другие направления культуры (современные виды искусства, проведение конкурсов и фестивалей) поддерживаются другими спо­собами. Правительства пытаются создать благоприятные условия для тех, кто оказывает помощь культуре и искусству. Здесь и меценатст­во по-французски, и особые фонды культуры, по-английски.

Можно считать, что отрасль культуры на Западе в целом обес­печена неплохо. Хотя отдельные ее направления испытывают время от времени определенные трудности. Это касается и тех же музеев, оперных театров, и тех же библиотек.

Представляется сомнительным стремление отдельных госу­дарств привлекать в культуру средства, получаемые, например, от игорного бизнеса (материалы по Финляндии), рекламы пива или та­бака (так, например, до сентября 1999 года британские компании, производящие алкоголь, осуществляли спонсорство по отношению к спортивным организациям). В конечном итоге, понимая социальную опасность и игорного бизнеса, и алкоголя, и табакокурения, и т.п., большинство государств отказывается от такого рода источников финансирования культуры и пытается ввести ограничительные меры по их развитию. Например, в настоящее время активная антиникоти­новая кампания ведется и в США, и в Англии.

Но не нужно забывать и об эффекте ранее сделанного. Во многих государствах, где введены вышеупомянутые ограничения, ос­таются проблемы и с игроманией, и с алкоголизмом, и табачной за­висимостью, т.е. речь идет не о преодолении недуга, а о смягчении его проявлений.

Россия, являясь страной «догоняющей», к сожалению, не вос­пользовалась возможностью предотвратить нежелательные явле­ния, появившиеся на Западе раньше и опасность которых была ясна как нам, так и им. Более того, и сегодня в России есть силы, с упорст­вом, достойным иного применения, продолжающие внедрять в нашу действительность то, что на Западе уже отвергнуто.

Причина такого положения, конечно же, не в непонимании ис­тинной сущности многих негативных явлений, а в отсутствии чувства социальной ответственности у представителей влиятельных структур, в т.ч. бизнеса, за положение дел в стране, а также в отсут­ствии политической воли у руководства страны по воплощению в жизнь программы гражданского, в т.ч. нравственного, воспитания подрастающего поколения. Да, собственно, четкой программы такого рода на сегодняшний день и нет.

Заслуживает одобрения и прочная законодательная база зару­бежных стран, позволяющая, с одной стороны, поддерживать при­оритетные социально-культурные направления, а с другой стороны, ограничивать социально опасные проявления в досугово- рекреационной сфере.

Не забывая о перекосе в западной досуговой практике в сторону развлечений (по сравнению с духовно-развивающими видами досу­га), отметим наличие в зарубежном опыте многих позитивных мо­ментов. Прежде всего, это относится к организационно- технологическим аспектам деятельности учреждений культуры по привлечению публики в музеи и на выставки - Ночь музеев и Весна музеев, и новые подходы к организации музейной экспозиции; работа со слабовидящими; использование новейших технических средств при проведении экскурсий, например, мобильных телефонов и т.п. Специфические формы работы театров, как взрослых (театр - это и


место для дискуссий по искусствоведческим проблемам), так и дет­ских, где интересно и детям, и их родителям.

Позитивен зарубежный опыт по материально-техническому ос­нащению учреждений культуры.

Отдельно требуется сказать о постмодернистских тенденциях в развитии современного искусства, тем более, что эти тенденции пе­реносятся на сферу досуга.

Данные тенденции трудно оценивать однозначно. Конечно, ис­кусство развивается непрерывно, находя все новые формы и прояв­ления.

Но постмодернистские мотивы наблюдаются в подходе не толь­ко к новым явлениям, но и к классике, что приводит, по сути, к ниве­лировке истинных художественных ценностей.

И это тот случай, когда Россия пытается «перещеголять» Запад. Постановки оперной и драматической классики в нашей стране, как правило, остро осовременены.

Безудержно используется на российской сцене ненормативная лексика, экран захлестнули сцены насилия и т.п.

Это то, чего, конечно же, не следовало бы перенимать у Запада.

К сожалению, плохое прививается гораздо проще, чем хорошее.

Опасность и в том, что постмодернистские тенденции перено­сятся и на виды досуга, где стираются понятия дозволенного и недоз­воленного в нравственном отношении.

Но, давая в целом высокую оценку деятельности зарубежных социокультурных учреждений и организаций, необходимо отметить и ее нерешенные проблемы. Особенно это видно, если в качестве кри­териев ее эффективности взять социальные показатели (непрекра­щающийся рост преступности, распространение наркомании и дру­гих общественных пороков, дороговизна многих видов культурной деятельности - от посещения кинотеатров и дискотек до гастролей эстрадных знаменитостей и т.п.). Невысок и уровень культуры значи­тельной части молодежи. Молодежная проблема остается одной из самых трудных для всех без исключения стран Запада. Для своего решения она требует социально-экономических и комплекса соци­ально-культурных мер - от решения проблем образования, устройст­ва на работу до развития индустрии досуга и вовлечения молодежи в спортивные секции, объединения по интересам, волонтерскую дея­тельность, приобщения молодежи к высоким ценностям культуры. Здесь есть над чем поработать как зарубежным, так и отечественным организаторам социально-культурной сферы. Взаимный обмен опы­том, как в данном направлении, так и в других, был бы полезен обеим сторонам. По нашему мнению, решению молодежных проблем меша­ет и неудовлетворительная в ряде случаев работа средств массовой информации. Коммерциализация СМИ, пропаганда культа насилия, погоня за прибылью ведут к тому, что средства массовой информа­ции как бы сами провоцируют те проблемы, с которыми позже при­ходится сталкиваться работникам социальной и культурно-досуговой сферы. К сожалению, российские СМИ, особенно телевидение, не­критически используют западный опыт, утратив за последние годы многое из того позитивного, что было наработано ранее. В то же время не берется то немногое, что заслуживает особого внимания. Так, например, на Западе осуществляется весьма жесткий контроль за деятельностью СМИ (в плане соблюдения нравственных приличий), хотя о таком контроле предпочитают особо не распространяться.

Как бы ни назывался этот контроль и кто бы его ни осуществлял (государство или общественные организации) - это именно то, что позволяет Западу держать в определенных рамках общественное по­ведение.

Таких форм контроля в России пока нет. Государство переход­ного периода боится любого обвинения в ограничении демократии. То, что для Запада норма, в смысле контроля за нравственностью, для России звучит пугающим словом - цензура.

Но дело в том, что как бы контроль ни назывался, он необходим в любом государстве, если оно, конечно, беспокоится о своей безо­пасности и здоровье нации. Наши чиновники вполне серьезно, а мо­жет быть, только делают вид, говорят о трудностях юридического определения такого понятия, как «порнография». На Западе с этим термином давно разобрались. Почему бы и нам не воспользоваться данной юридической разработкой? Вот и получается, что мы не столько догоняющая, сколько стремительно отстающая (по воле определенных сил)страна.

Сетуя на юридическую непроработанность той или иной про­блемы, мы допускаем в своей стране то, что невозможно представить сегодня на Западе (например, показ в дневное время безнравствен­ной передачи типа «Дом-2»). Значит, кому-то в России выгодно такое положение. Да и судьба России кого-то совсем не волнует.

Вот и получается, с одной стороны, власти нашей страны вкла­дывают громадные средства на решение демографической проблемы, а с другой - ничего не делают по защите подрастающего поколения от пагубного влияния отдельных каналов телевидения и т.п.

Из анализируемых материалов мы видели, что само по себе пре­одоление «отклонений» от нормы не так то просто. К тому же «от­клонения» такого рода пытаются укрыться от общественного ока, уй­дя в пустыню или под покров ночи (фестиваль «Горящий человек» в штате Невада (США), ночные клубы в Англии и т.п.).

Рассмотренный в учебном пособии материал позволяет сделать следующие выводы.

Глобализационный процесс в социокультурной сфере оказывает заметное влияние на социально-культурную деятельность во многих странах мира, в том числе и в России.

Наиболее позитивные процессы происходят в сфере социально­го вспомоществования за рубежом. По всей вероятности, можно счи­тать, что социальная работа на Западе достигла оптимального уровня и дальше будет только совершенствоваться. На сегодняшний день Россия многое взяла у Запада в смысле организации и технологии со­циальной работы, а также - подготовки соответствующих кадров. Недостатки в организации социальной работы в России кроются в особенностях переходного периода - слабой экономической базе.

Неоднозначной оценки заслуживает досугово-рекреационная деятельность на Западе. Несомненны успехи в таких направлениях, как работа по месту жительства, работа с наименее защищенными в социальном отношении категориями населения - людьми пожилого возраста, беженцами, представителями групп риска и, особенно, ин­валидами. Здесь в наибольшей степени видно отставание отечествен­ной социально-культурной отрасли.

Но у досугово-рекреационной работы на Западе есть и сущест­венный недостаток - явный перекос в сторону развлекательности, невнимание к развивающим видам досуга. Попытки придать досуго­во-рекреационной деятельности культурно-педагогический, духовно- развивающий характер на практике серьезных результатов пока не дают (некоторым исключением является социально-культурная ани­мация). Да и добиться здесь позитивного результата намного слож­нее, чем в чисто развлекательных видах досуга. Нечтение - пример одной из труднорешаемых проблем. Между тем здоровье нации включает в себя не только физические, но и духовные параметры. И рано или поздно Западу придется обратить более серьезное внимание на духовно-развивающую сторону досуга.

России не следует слепо копировать культурно-досуговый опыт зарубежных стран. Беря все лучшее из зарубежного опыта, нужно в большей степени учитывать свои национально-культурные и истори­ческие традиции, ранее накопленный позитивный опыт.

Социальное воспитание на Западе, безусловно, имеет много по­зитивного: многочисленные молодежные объединения по интересам, скаутское и волонтерское движения, стремление к объединению уси­лий социокультурных учреждений и организаций в решении общих воспитательных задач, наличие хорошей материальной базы и др. Но здесь, по нашему мнению, и больше всего неудач, связанных с про­тиворечием между правильно провозглашаемыми нравственными по­стулатами и реальностями современной западной действительности.

Причиной многих негативных явлений в подростковой среде являются не столько просчеты в воспитании, сколько неблагоприят­ная среда, окружающая подростка.

Двойной стандарт в оценке жизненных явлений, пропаганда культа насилия в кино и на телевидении формируют соответствую­щее поведение молодежи в реальной жизни. Среда оказывается силь­нее усилий воспитательных учреждений. И выход здесь только один - западному обществу нужно менять ценностные ориентиры. Инте­ресы всех, общества в целом, а, следовательно, и каждой личности в отдельности, важнее корпоративных интересов создателей произве­дений псевдоискусства, торговцев некачественной социально- культурной продукцией, наркодельцов и т.п.

Беря на вооружение передовой опыт социального воспитания Запада, нужно помнить о его относительной результативности, по­скольку реальная действительность, окружающая среда подчас силь­нее педагогических воздействий и постулатов. Некритическое копи­рование зарубежного опыта социально-культурной работы, в том числе и в воспитании, сулит нам еще больше неудач и разочарова­ний, так как у нас слабее и материально-экономическая, и правовая базы социально-культурной работы.

Таким образом, можно сделать общий вывод.

Зарубежный социокультурный опыт неоднозначен по своей на­правленности и качеству. Он требует более пристального внимания со стороны отечественных исследователей и практиков. Более того, Должна быть и более определенной оценка зарубежного опыта при­нимающей стороной. Особо это касается негативных явлений.

Зарубежная практика показывает, что государство и обществен­ные организации должны занимать более решительную позицию в деле контроля за состоянием социокультурной сферы. Существую­щий ныне «самотек» социокультурных процессов в нашей стране го­ворит о серьезной недооценке (по сравнению с Западом) роли госу­дарства в создании благоприятной среды и предупреждении нежела­тельных явлений. В таком случае мы обречены заниматься непре­рывным микшированием негативных процессов. Задача же общества - не допускать их. Ибо искоренение допущенного гораздо хлопот­нее и часто малоэффективно. И в этом тоже один из уроков зарубеж­ного опыта.

Многое здесь зависит от совместной деятельности работников социокультурной сферы различных стран и регионов по поиску ре­шения общих и аналогичных проблем социокультурного плана.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

\ Акимова Л.А. Социология досуга. - М., 2003.

2. Библиотеки за рубежом. - М., 1998.

3 Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М., 1994.

4. Василькова Ю.В., Василъкова Т.А. Социальная педагогика: уч. пособие. - 2-е изд. - Асаёепиа, 2000.

5. Волобуев В.А. Основные концепции искусства в западноевропейской эстети­ке: монография. - М.: МГУКИ, 2001 (гл.IV. §2. Моделирование художествен­ных произведений). - С. 265-290.

6. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика. - М., 1998.

7. Диянская Г.П. Библиотеки для слепых за рубежом: Аспекты обеспечения равного доступа к информации / Мин-во культуры Рос. Федерации; Рос. гос. б- ка для слепых. - М., 1996.

8. Доронкина Е.Г. Проблемы профессиональной подготовки кадров сферы досу­га: зарубежный опыт // Социально-культурная деятельность: проблемы, поиски, перспективы: сб. статей / МГУК. - М., 1999.

9. Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы: пер. с англ. — М.: АО Ас- пект-Пресс, 1995.

10. Дуликов В.З. Критерии социально-культурной деятельности // Вестник МГУКИ. - 2004. - №1. - С. 94-97.

11 .Дуликов В.З. Социально-культурная работа за рубежом: учеб пособие. - М.: МГУКИ, 2003.

12. Ерошенков Н.Н. Культурно-воспитательная деятельность с детьми и подро­стками: уч. пособие. - М.: МГУКИ, 2000.

13. Есаков В.А. Мегаполис в зеркале социальной философии. - М.: Голден Би, 2001. (Глава «Проблемы оздоровления городской среды».) - С. 71-102.

14. Иванова Г.А., Чудинова В.П. Библиотечная работа с детьми за рубежом: уч. пособие.-М.: МГУКИ, 1999.

15. Канадская культура в глобальном мире // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения: науч.-инф. сб. Вып.5. - М., 2002. - С. 70-89.

16. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учебник для вузов. - М.: МГУКИ, 2004.

17. Киселева Т.Г. Теория досуга за рубежом. - М., 1992.

18. Китов Ю.В. Человек интересующийся. - М.: МГУКИ, 2001. (Глава II. На­циональные интересы как феномен культуры и предмет изучения.) - С. 83-135. '9. Клюско Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России (май 1945 - 1985 гг.): Теоретико-методологический и исторический аспекты: уч. по­собие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: МГУКИ, 2007.

20. Клюско Е.М. Сравнительный анализ подготовки специалистов для социаль­но-культурной сферы в вузах России и США // Вестник МГУКИ. - 2007. - №3. -С. 161-165.

Кротова Н.В. История мирового менеджмента: учеб пособие / И.В. Кротова, Е В. Клеппер. - М.: МГУКИ, 2002.

32. Флиер А.Я. Постмодерн как поиск новой культуры // Вестник МГУКИ. - 2006. -№3.- С. 5-10.

33. Франция в борьбе за национальную и культурную независимость // Культу­ра в современном мире: опыт, проблемы, решения: науч.-инф. сб. Вып.5. - М., 2002.-С. 64-69.

34. Шанин Т. Социальная работа как культурный феномен современности: но­вая профессия и академическая дисциплина // Куда идет Россия? Трансформа­ция социальной сферы и социальная политика. - М., 1998. - С. 303-321.

35. Шапошников А.Е. Библиотечное обслуживание инвалидов: история, совре­менность, тенденции. - М., 1992.

36. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация: уч. пособие. - М.: МГУКИ, 2005.

37. Виппа§е О. Доип§ 1Мег1у ш Оегтагк т 1Ье тк!-1990 8. Сореп§а§еп, 1997. Проблемы пожилых людей в Дании в середине 90-х гг. Социокультурная ак­тивность пожилых, их деятельность в сфере культуры.

38. Се1еЬгаПп§ гесгеаПоп апс1 рагкх топЛ //Рагкз апс1 гесгеаНоп. 2002. N 7. Р.38- 42. Рекреационные, спортивные и культурно-познавательные программы для детей и подростков в парках США.

39. БаНа ВегпагсИпа 5. Ьа па1иге заиуа§е е1 яез сопяогштШсигз: Ье Саше Ра1г // ЕШпо1о§1е Ггапра1зе. 2001. Т.31, N 4. Р.681-694. Отдых молодежи и проведение летних праздников в Великобритании, Франции и Италии.

40. Иепй{ут§ сопйис! ргоЫетз т уоип§ сЫМгеп: (1еуе1ортеп1а1 райшауз ап(1 пзк Гас1огз // 1п1егп. 8ос1а1 \Уогк. 2000. Уо1. 43, N 4. Р. 467^180. Социальная ра­бота с детьми из группы риска (США).

41. МатмШе 5. ТК апё Ле 1п1егпе1 // Рагкз апс1 гесгеаПоп. 1997. N 6. Р. 70-73. Возможности сети Интернет в области общения и обмена информацией для специалистов по рекреации и деятельности.

42. ЫаПопа! рагкз отшЪиз тапа§етеп1: Неагут§ ЬеГогс 1Ье ЗиЬсотт. оп па1. рагкз, Ыз1. ргезегуаПоп, а. гесгеаПоп оГ (Ье Сотт. оп епег§у а. паШга1 гезоигсез № 8епа1е, Ю6 Соп§г., 2Л зезз. ..Липе 8, 2000. - \УазЫп§1оп: Соу. рпп1. о ГГ., 2000. Вопросы управления национальными парками: слушания в Конгрессе США.

43. Рорр1е К. СоттипНу шогк: (2) // Вп1.1. оГзос1а1 шогк. 2000. Уо1. 30, N 5. Р. 673-678. Социальная работа на местном уровне (Великобритания).

44. КаисИ А. Ьез 1о151гз зопз 1а 1еп1е: ТгасШюпз еЫппоуаПопз сГипе ргаицие зо- ст1е // Е[Ьпо1о§1е Ггап^зе. 2001. Т/31, N 4. Р. 599-605. Традиции и новации в современной организации отдыха студентов и школьников во Франции.

45. Кауепеаи С. Ее сатрт§ ои 1а теШеиге ёез гёриЬПциез. ЕпцисСс е1Ьпо§гарЫ- Чие <1апз Г Пе ёе Ыотпоийег // Е1Ьпо1о§1е Ггаш^зе/ 2001. Т. 31, N 4. Р. 669-680. Формы летнего отдыха и лагерный уклад жизни как разновидность молодежной субкультуры: этносоциальные исследования по данным анкетного опроса на острове Нуармутье (Франция, департамент Вандея).

ШсИоп 5., ЬотЬагс/ М. Ее 1ихе с1апз 1оиз зез е(а1з / РгеГ. <1е Сос1е1. М.-Рапз: Есопотюа, 1999. Качество жизни, отдых и развлечения в европейских странах.

58. Козе 5., ЗеЫул У. СЫ1с1 пе§1ес1: Ап Еп§НзЬ регзресПуе // 1п(егп. зос1а1 ж>гк. 2000. Уо1. 43, N 2. Р. 179-192. Проблемы и перспективы социальной работы с детьми в Англии.

59. 5сИиИ К.К., СаггеI С.К. КезропсИгщ Ю Ше Ьоте1езз: РоНсу апй ргасисе. №\у Уогк-Ьопёоп, 1992. Работа по социальной адаптации бездомных, в том числе средствами культурной анимации, клубной работы.

60. 51ет АёарЦуе ациа^сз ог _1из1 ациазпсз // Рагкз апс! гесгеайопз/ 2002. N 2. Р.46-54. Рекреационно-реабилитационные возможности бассейнов и других гидросооружений в обслуживании инвалидов и людей с ограниченными двига­тельными способностями: методика работы и адаптация оборудования (США).

61. 8игеп А., 5Ие/ушег К. Оп 1Ье гесгеаПоп. 1995. N 8. Р. 14, 17-18, 20-21. Ана­лизируются исследования американских специалистов 80-90-х гг., посвящен­ные возможности борьбы с наркоманией, алкоголизмом и преступностью в мо­лодежной среде, задачам рекреационных и досуговых служб по отвлечению молодежи от асоциальных форм поведения.

62. \Уех1м>оос! К. Рпзоп 1а\у ИЪгапап зЫр: А 1еззоп т зетсе Го г а11 НЬгапапз // Атепсап НЬг. 1994. Уо1. 25. N 2. Р. 152-153. Опыт работы по организации об­служивания в местах заключения (США).

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ К введению

] В чем сущность глобализации как тенденции современного мира?

2. Роль ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы и других международных организаций в регулировании глобализационных процессов.

3. Глобализация в сфере культуры и социально-культурной сфере. Сильные и слабые стороны. Что вы понимаете под термином «глока­лизация»?

4. Назначение научных исследований компаративного (сравнитель­ного) характера в социальной работе, педагогике, досуговедении и т.п.

5. Охарактеризуйте основные структурные направления социально- культурной деятельности: социальная работа, досугово- рекреационная (культурно-досуговая) деятельность, социальное вос­питание. Как вы понимаете термин «социокультурная анимация»?

6. Назовите основные социокультурные критерии, позволяющие ре­шать вопрос о том, что можно заимствовать из зарубежного опыта.

К главе I

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.