Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ограничения в применении выводов для разных методик экспертных опросов



ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Разработала Махмутова Л.Г.

Экспертные методы рассматриваются в образовании не как способ выявления общественного мнения о субъектах, а как один из возможных подходов к всестороннему изучению сложных педагогических проблем, в которых окончательное решение должен принять исследователь. Экспертные методы используют эвристические возможности человека, позволяя на основе знания, опыта и интуиции специалистов, работающих в данной области, получить оценку исследуемых явлений.

Потребности в экспертах при реализации стратегических направлений развития российского образования резко возросли. Работники образования даже на уровне высшего управленческого звена не в состоянии решить возникающие проблемы. Научные работники, обладающие необходимыми знаниями и способные осуществить экспертные функции, как правило, сосредоточены в крупных городах, имеющих научные школы, но даже в этих городах потребности в экспертах удовлетворены не полностью.

Экспертиза в традиционном ее понимании тесно связана с идеей специализации и с высоким статусом специалиста в современном обществе. Экспертиза – это не просто формирование, отбор и обработка мнений экспертов. Она определяется, в первую очередь, работой экспертов по обеспечению аргументации мнений, их мотивации и демонстрации предпочтительности по выдвинутым основаниям. Решение таких вопросов предполагает уже не просто эффективную методику и технику экспертизы, но и разработку способов отбора экспертов для экспертирования проектов в сфере образования.

Эксперт – специалист, привлекаемый к экспертизе, оценке какого-либо продукта или деятельности. Например, Ю.В. Сидельников [12] экспертом называет человека, являющегося специалистом и имеющего практический опыт, который:

– имеет объективные и полные сведения об особенностях и свойствах внешнего объекта и дает рекомендации относительно предпочтительных вариантов управляющих решений, касающихся данного объекта;

– обладает правами и обязанностями и несет ответственность за свое экспертное заключение, определенное нормативными документами;

– выполняет специальную ролевую функцию, включен в процесс принятия решений и поставлен перед задачей их научного обоснования;

– высказывает суждения по вопросам из области его специальных знаний и практического опыта, поставленным перед ним некоторым лицом, независимо от внешних влияний и собственной выгоды.

Таким образом, эксперт – это прежде всего специалист, обладающий необходимыми знаниями и опытом в области его профессиональной деятельности, включенный в процесс принятия решений. Он высказывает суждения по поставленному перед ним вопросу, обладает правами, обязанностями и принимает на себя ответственность за сделанные им экспертные заключения.

Оценивая, эксперт опирается на свое мнение о качестве исследуемого объекта или явления, при этом предполагается, что его ответ – гарантия правильной оценки.

Основные понятия

Экспертный опрос – разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты – специалисты в определенной области деятельности. Отличительная особенность этого метода состоит в том, что он предполагает компетентное участие экспертов в анализе и решении проблем исследования [7, с. 130].

 

Эксперт – сведущее лицо, приглашаемое в спорных или трудных случаях для экспертизы [6].

Экспертиза – исследование, разрешение при помощи сведущих людей какого-либо вопроса, требующего специальных знаний [6].

 

Эксперт [< лат. expertus опытный] – специалист в какой-либо области, производящий экспертизу, например судебный эксперт [8, с. 704].

Экспертиза [< лат.] исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с предоставлением мотивированного заключения, например врачебно-трудовая экспертиза, бухгалтерская экспертиза, судебная экспертиза [8, с. 704].

 

Эксперт (от лат. «опытный», «искушенный») – компетентное лицо, имеющее специальный опыт в конкретной области и участвующее в исследовании в качестве источника непосредственной информации. Его задачей является выражение своего мнения о качестве объекта или явления по определенной шкале в соответствии с предусмотренными для этого правилами [2].

 

Эксперт – компетентное лицо, имеющее специальные знания и опыт в области, непосредственно связанной с объектом исследования. Пригодность к участию в экспертизе должна быть подтверждена специальной оценкой компетентности, осуществляемой на этапе подбора экспертов [7, с. 131].

Экспертиза – процедура получения информации от экспертов в ходе самостоятельного решения поставленных перед ними задач [7, с. 131].

 

Педагогическая экспертиза – совокупность процедур, необходимых для получения коллективного мнения в форме экспертного суждения (или оценки) о педагогическом объекте (явлении, процессе) [11].

Экспертная оценка – результат научно-педагогической экспертизы, мотивированное мнение, суждение специалиста о качестве того, что было предметом экспертизы [6].

Экспертные оценки – суждения экспертов, предполагающие процедуру сравнения объектов, их свойств по выделенным критериям [7, с. 131].

 

Экспертное заключение – документ, оформленный в соответствии с установленными требованиями и содержащий мотивированную экспертную оценку, т.е. мнение, суждение эксперта о предмете экспертизы [11].

 

Экспертный метод – комплекс логических и математических процедур, направленных на получение информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и принятия компетентного управленческого решения [6].

Суть метода – в проведении экспертами анализа проблемы с качественной и количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов индивидуальных экспертных оценок [6].

 

Метод экспертных оценок – вид экспертного опроса, предполагающий использование экспертных оценок. Основное содержание метода заключается в рациональной организации осуществляемого экспертами анализа проблем с последующей оценкой выделенных исследователем суждений и обработкой полученных данных [7, с. 131].

Основное содержание метода экспертных оценок заключается в рациональной организации работы одного или нескольких специалистов над поставленной проблемой с регистрацией и последующей обработкой полученных данных.

 

Метод экспертных оценок используется при прогнозировании развития системы образования в ее взаимосвязи с социальной средой, для определения и ранжирования по заданному критерию наиболее существенных факторов, влияющих на развитие и функционирование педагогической системы [6].

Основные требования к применению экспертного опроса:

1) Четкое обоснование необходимости применения соответствующей методики экспертного опроса.

2) Тщательность подбора экспертов: обязательная оценка их компетентности.

3) Учет факторов, влияющих на суждения эксперта (оценка аргументированности эксперта).

4) Создание условий для наиболее продуктивного использования экспертов в ходе исследования (работа организатора – монитора – не должно быть провала).

5) Сохранение полученной от экспертов информации без искажения на всех этапах исследования.

 

Ограничения в применении выводов для разных методик экспертных опросов.

При использовании некоторых методик экспертных оценок полезно помнить, что заключения по их экспертизам имеют тенденцию к усреднению мнений, а потому могут оказаться непригодными для оценки нестандартных явлений, например новаторских произведений искусства [7, с. 130–131].

Не следует также забывать, что данные экспертного опроса носят субъективный характер, а потому желательно их сопоставление с объективной информацией об объекте, полученной другими методами (хотя часто применение экспертного опроса вызвано как раз трудностью получения информации другим способом) [7, с. 130–131].

При подборе и оценке числа экспертов нужно учитывать еще одно ограничение, касающееся соответствия целей экспертов целям экспертизы. Желательно, что группа не состояла из представителей одной узкой специальности, так как в этом случае их мнение будет в определенной степени тенденциозным. При отборе экспертов необходимо также принимать во внимание характер экспертизы: степень сложности и остроты обсуждаемой проблемы, квалификацию и опытность экспертов, иногда даже их личные отношения [1, с. 98–99].

 

Таблица 1

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.