Для промежуточных опор в заданных грунтовых условиях можно принять фундаменты с высокими или низкими ростверками на висячих железобетонных сваях или оболочках. Забивные цельные сваи квадратного сечения имеют размеры 35х35 или 40х40 см; секционные полые круглые ― диаметр 40, 50, 60, 80 см и толщину стенки8÷10 см. Длина цельных свай бывает до 16÷20 м; длина секций ― 4÷12 м. Головы свай заделывают в прямоугольный или обтекаемый в плане ростверк толщиной 1,5÷2 м с размерами, как правило, не менее чем на 0,5 м превышающими размеры нижней части тела опоры. Сваи заделывают в ростверк на длину не менее чем две толщины ствола сваи, а сваи толщиной более 0,6 м ― не менее чем на 1,2 м.
Обрез фундамента (верх ростверка) в меженном русле располагают ниже УНЛ на толщину льда плюс 0,25 м, а на поймах ― на 0,25 м ниже поверхности грунта после размыва. Подошву фундамента (низ высокого ростверка) в меженном русле располагают на любом уровне.
Верх низкого ростверка в меженном русле, а также верх ростверка на поймах должны располагаться не выше отметки грунта дна после размыва минус 0,25 м.
Подошву ростверка на поймах располагают в крупных и средних песчаных грунтах на любом уровне, а в глинистых, суглинистых, мелких и пылеватых песчаных грунтах ― не менее чем на 0,25 м ниже глубины промерзания.
В курсовой работе необходимо приближенно определить число и длину свай в фундаменте промежуточной опоры из расчета на вертикальные нагрузки на свайный ростверк, которые складываются из собственного веса частей опоры, давлений от веса пролетных строений и мостового полотна и временной подвижной вертикальной нагрузки. Собственным весом забивных свай, как правило, можно пренебречь.
Для определения веса опоры ее разделяют на части простой геометрической формы: подферменную плиту ― 1, тело опоры выше УВВ ― 2, ледорезную часть опоры ― 3, ростверк ― 4 (см. рис. 3).
от веса конструкций двух одинаковых пролетных строений, кН
,
где VЖБ ― объем железобетона пролетного строения;
РПС ― масса металла для стальных и сталежелезобетонных пролетных строений, т;
РОЧ― масса комплекта опорных частей, т;
от веса мостового полотна на балласте, кН
,
где γБ = 19,4 кН/м3 (2 тс/м3) ― объемный вес балласта с частями верхнего строения пути;
АБ = 2 м2 ― площадь сечения балластной призмы;
от веса мостового полотна на деревянных поперечинах, кН
,
где рМ,п = 8,8 кН/м (0,9 тс/м) ― вес 1-го погонного метра мостового полотна;
lП ― полная длина пролетного строения, м;
от веса тротуаров c консолями и перилами, кН
,
где рТ = 4,9 кН/м (0,5 тс/м) ― вес I погонного метра двух тротуаров с консолями и перилами;
lП ― полная длина пролетного строения, м.
Нормативное давление на опору от подвижного состава,
расположенного на двух пролетах:
,
где ν ― интенсивность эквивалентной временной подвижной нагрузки, расположенной на двух пролетах, которую определяют по прил. 4, при длине загружения и коэффициенте α = 0,5;
― площадь линии влияния опорной реакции.
Здесь обозначено: l ― расчетный пролет ; с ― расстояние между осями опорных частей на опоре (см. рис. 3).
Расчетная вертикальная нагрузка на фундамент:
,
где γf― коэффициент надежности по нагрузке (табл. 5.1, прил.5);
Ni,Пи NB ― нормативные усилия, соответственно, от постоянной и временной нагрузок.
Требуемое количество свай (оболочек) в опоре:
,
где kГ =1,2÷1,4 ― коэффициент учета влияния горизонтальных нагрузок;
kН ― коэффициент надежности, принимаемый равным:
при числе свай 21 и более ― 1,4; от 11 до 20 ― 1,55; от 6 до 10 ― 1,65; до 5 ― 1,75;
Fd― расчетная несущая способность одной сваи по грунту, определяемая по СНиП 2.02.03–85 (прил. 6), для двух – трех величин (через 3 – 6 м)заглубления сваи, принимаемой, как правило, не меньше чем на 8 – 9 м погруженной в нижний слой грунта.
Несущая способность сваи по грунту должна быть близкой, но не превышать несущей способности сваи по условию прочности материала, приведенной в табл. 1.
Таблица 1
Ориентировочная несущая способность одной сваи (оболочки)
по условию прочности материала
Сечение или диаметр сваи, м
0,35х0,35
0,40x0,40
d = 0,40
d = 0,50
d = 0,60
d = 0,80
Несущая способность, тс
80÷100
100÷120
100÷120
120÷150
150÷200
200÷300
Диаметр оболочки, м
1,0
1,2
1,6
2,0
3,0
5,0
Несущая способность, тс
300÷400
400÷500
600÷800
1000÷
1500÷
4000÷
Полученное число свай размещают на плане ростверка, размеры которого могут быть соответственно скорректированы. Наименьшие расстояния между осями вертикальных забивных свай равны трем, диаметрам или толщинам свай. Наименьшие расстояния в свету между сваями-оболочками принимают 1 м. Наименьшее расстояние от края ростверка до грани сваи равно 0,25 м, а до грани сваи-оболочки ― 0,1 м.
6. Вычерчивание вариантов моста
Поперечный профиль реки в масштабе 1 : 200 вычерчивают с указанием линии дна после размыва, геологического строения и линии подошвы рельса (ПР). В пределах пойм при пучинных грунтах (глинистых, суглинистых, супесчаных, а также мелких или пылеватых песчаных) показывают также линии расчетной глубины промерзания. Глубину реки после размыва для всех точек перелома профиля вычисляют по формуле:
,
где kP ― коэффициент размыва русла;
hB ― глубина воды при УВВ.
Пролетные строения изображают в виде прямоугольников высотой, равной строительной высоте минус 0,2 м, и длиной, равной их полной длине. Между торцами пролетных строений показывают зазор 0,05 м.
В зависимости от высоты насыпи у концов моста и величины крайних пролетов подбирают по прил. 2 устои, которые изображают на чертеже. Откос конуса насыпи с уклоном 1:1,5 должен проходить ниже подферменной площадки устоя не менее чем на 0,6 м. Бровку насыпи располагают ниже подошвы рельса на 0,9 м.
На фасаде моста указывают длину моста (расстояние между задними граням устоев), длины пролетных строений и величины зазоров между ними; возвышение низа конструкции пролетных строений над УВВ (не менее 0,75 м); отметки уровней воды и ледохода, подошвы рельса (ПР), бровки насыпи (БН), низа конструкции пролетного строения (НК), верха опоры (ВО), обреза и подошвы фундамента (ОФ и ПФ); номера опор, начиная с левого берега (рис. 4).
В масштабе 1:100 ÷ 1:200 вычерчивают: поперечный разрез моста, на котором показывают сечение пролетного строения и вид на промежуточную опору; горизонтальное сечение тела опоры; план свай.
На поперечном разрезе указывают строительную высоту пролетного строения, расстояние между осями главных балок, внешними гранями наружных бортиков балластного корыта, ширину тротуаров, высоты частей опоры. На сечении тела опоры показывает его размеры, а на плане свай ― расстояния между сваями и размеры ростверка. Над чертежом надписывают номер варианта и измеренное непосредственно по чертежу отверстие моста, которое не должно быть меньше заданного и не более чем на 10 % отличаться от него в большую сторону.