Лист бумаги разлиновать в вертикальном направлении с шагом 1 см. В горизонтальном направлении разметить на отрезки попарно повторяющиеся и соответствующие пропорциям золотого сечения, (3–5–3–5–3–5 и т.д.). Соединяем последовательно точку пересечения 1-й горизонтальной и 1-й вертикальной линий с точкой пересечения 2-й горизонтальной и 2-й вертикальной, затем с точкой пересечения 1-й горизонтальной и 3-й вертикальной, потом с точкой пересечения 1-й горизонтальной и 3-й вертикальной и т.д., постепенно продвигаясь в горизонтальном направлении до конца листа. Получилась ломаная зигзагообразная линия. Опустившись вниз, на следующий шаг растровой сетки, выстроить подобную же ломаную линию. Таким способом расчертить весь лист бумаги. Затем отметить те участки линий, которые прорезаются с лицевой стороны листа. Это будут все ломаные линии через одну. Вертикальные линии надрезаются участками между ломаными линиями через одну так, чтобы получались фигуры из трех отрезков линий, имеющих одну вершину. Остальные линии и участки линий спроектировать на обратную сторону бумаги указанными выше способами. Если перегнуть бумагу в местах надреза с лицевой и обратной стороны, то получится ярко выраженная фактурная поверхность.
Разметку листа бумаги производить описанным выше способом. Если совместить линеарную структуру поверхности первого задания и фактурные качества второго, манипулируя количественным соотношением чистого поля и насыщенной фактуры, то плоскость листа приобретает рельефно пластическую характеристику. Если ввести контрастное изменение шага вертикальных линий в центре листа (расстояние между линиями сделать 2 и 3 см), то выделится композиционный центр.
Взять лист ватмана формата А4. На большой стороне листа отметить середину и, используя ее в качестве центра, провести концентрические полудуги с шагом в 1 см. Радиус первой полудуги взять 3 см. На оборатной стороне листа бумаги произвести точно такую же разметку. Надрезать последовательно по линиям разметки с лицевой и обратной стороны листа, а затем перегнуть со стороны надреза – получится рельефная структура выпукло-вогнутых полуколец. Изменяя шаг полуокружностей, можно акцентировать отдельные участки поверхности листа. Если провести несколько пар радиальных линий из центра окружностей и методом сквозного прорезания вдоль этих линий от одной окружности до другой объединить участки полуколец, то тем самым вводится новый более крупный масштаб и выделяется композиционный центр.
Задание 5. Совмещая принцип построения радиальной и зигзагообразной структуры, получить поверхность обладающую декоративно-пластическими качествами
Разметить лист бумаги радиальными линиями и окружностями с попеременным шагом, соответствующим пропорциям золотого сечения. Через точки пересечения окружностей и радиальных линий провести ломаные линии по принципу, описанному в задании 2. Используя вышеописанные приемы укрупнения и удвоения масштаба растровых элементов, изменения шага растровой сетки и принципа сквозного прорезания бумаги, построить декоративную композицию из геометрических форм. Наметить линии надреза с лицевой и обратной стороны листа, надрезать и перегнуть по этим линиям. Сложные композиционные разработки могут состоять из нескольких отдельных элементов, которые изготавливаются отдельно, а затем собираются вместе методом монтажа. Все композиционные построения не должны выходить за пределы фактурной характеристики плоскости листа бумаги.
Вопросы для подготовки к экзамену
1) В чем состоит процесс композиционного формообразования?
2) Охарактеризовать принцип работы ретинального изображения в визуальном восприятии человека
3) Что составляет целостность композиции?
4) Рассказать об абсолютной и контрастной симметрии
5) Перечислить средства композиции
6) Рассказать о вертикальной и горизонтальной ориентации в графических формах
7) Показать приёмы гармонизации композиции
8) Рассказать о принципе подобия как одном из приемов группирования композиционных элементов графической формы
9) Рассказать о различных цветовых гармониях в композиции