Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 22. Эпоха Просвещения в Европе

 

Началась в Англии, затем распространилась на Францию, Германию, Россию и охватила другие страны Европы. Особо влиятельными были французские просветители. Принципы просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америке, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.

Сам термин «Просвещение» пришел из Франции и относится к философскому течению XVIII века. Это не название некоторой философской школы, т.к. взгляды философов эпохи Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу. Поэтому просвещение – это определенное течение философской мысли. В основе философии просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев, морали.

Начало эпохи просвещения – спорная дата. Называют конец XVII в. (связывают с идеями Рене Декарта) или начало XVIII века. Конец связывают со смертью Вольтера в 1778 г. или с началом наполеоновских войн (1800-1815 гг.). Кроме того, границы определяют Английской революцией (1688 г.) и Великой французской революцией (1789)

Влияние на Россию:

Общественно-политическая мысль второй половины 18 в. была представлена несколькими направлениями:

Дворянско-либеральное направление представляли: Н.И. Па­нин, русский посланник в Дании и Швеции, а с 1760 г. - воспита­тель великого князя Павла Петровича; А.Р. Воронцов - полномоч­ный министр, представитель России в Англии, в 1773-1794 гг. -президент Коммерц-коллегии; княгиня Е.Р. Дашкова - директор Академии наук и президент Российской Академии в 1783-1796 гг.; АА. Безбородко - фактический руководитель внешней политики России с 1784 г., канцлер при Павле I. Представители дворянско­го либерализма, испытавшие сильное влияние идей Просвещения, выдвигали проекты смягчения крепостного права и даже его по­степенной отмены в будущем, однако при условии сохранения дворянской собственности на землю. Кроме того, не посягая на саму идею монархии, дворянский либерализм стремился к уст­ранению произвола верховной власти и ее конституционному ог­раничению.

Представителями умеренного Просветительства второй по­ловины XVIII в. были:

- Н.И. Новиков, журналист, книгоиздатель, выпустивший 1000 изданий и боровшийся с бюрократическим произволом, каз­нокрадством, взяточничеством. Не выступал за немедленное осво­бождение крестьян, а связывал уничтожение крепостного права с постепенным просвещением народа, искоренением помещичьих злоупотреблений и гуманными реформами;

- Д.И. Фонвизин, автор сатирических басен, перевода сочине­ний французского просветителя Тома «Похвальное слово Марку Аврелию», самобытных комедий «Недоросль» и «Бригадир». Об­личал пороки административной и общественной жизни, осуждал политику Екатерины II;

- Д.А. Голицын, выступал во второй половине 60-х годов XVIII в. с серией писем, в которых излагался план решения крестьянско­го вопроса. Он указывал на крепостное право как на главный тор­моз в развитии страны, который следовало устранить путем реформ общегосударственного масштаба (но земельная собственность дол­жна оставаться в руках помещика, который сдавал бы ее на вы­годных условиях в аренду крестьянину). Как и большинство про­ектов, этот проект остался на бумаге.

Революционная традиция просветительства связана с деятель­ностью А.Н. Радищева, автора оды «Вольность», сочинений «Пу­тешествие из Петербурга в Москву», «Письмо другу, жительствующему в Тобольске» и др. В своих произведениях А.Н. Радищев говорил о праве народа свергать недостойных или не выполнив­ших своего долга перед подданными правителей. В этом состояло принципиальное отличие Радищева от остальных просветителей, ограничившихся требованием просвещенной конституционной монархии. Революционность позиций Радищева воплощалась в призыве к сокрушению строя насилия и несправедливости путем крестьянского восстания. Конечной целью борьбы провозглашалось установление власти народа в форме буржуазной республики.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.