Пропп видит в народных сказках напоминание о тотемических ритуалах инициации. Сказка описывает систему обрядов не какой-либо определённой стадии культуры, но ее сценарий инициации выражает внеисторическое архетипическое поведение психики. В сказках нет точного напоминания о какой-либо культуре: здесь смешиваются и сталкиваются друг с другом различные исторические циклы и культурные стили. Здесь сохранились только образцы поведения, которые могли существовать во многих культурных циклах и в разные исторические моменты.
Типологическое соответствие между волшебной сказкой и обрядом инициации, установленное Проппом в книге 1946 года, в середине 70-х годов еще только начнет развиваться в исследованиях по сопоставлению фольклорных нарративов и обрядов "перехода".
Сборник Афанасьева.
Отыск. мифол. корни рус. сказки. Целостность вариантов. Большинство его поправок относится к языку и стилю сказок. Впервые фольклорные тексты представлены в вариантах; сохранены некоторые диалектные особенности речи исполнителей; подготовлен обширный комментарий; где это было возможно, введены паспортные весть о публикуемых текстах. Заметим, что с точки зрения современных требований нас не все может удовлетворить в сборнике: Афанасьев не видел ничего предосудительного в корректной стилистической правке, в создании сводных текстов.
Сборник «Народные русские сказки» составлен А. Н. Афанасьевым в 1855-1864 гг. Для издания из архива Русского Географического общества было извлечено 75 текстов. Остальные материалы собраны из различных источников. Сам Афанасьев записал не более 10 сказок, в основном из его родины - Воронежской губернии. Наибольшее количество текстов принадлежит собранию В. И. Даля. Самое большое количество сказок составляют волшебные сказки: сказки о животных (1-299), волшебные сказки (300-749), легендарные сказки (750-849) и новеллистические сказки(850-999).
Сборник Афанасьева имеет некоторые недостатки. Он зависел от своих корреспондентов, и поэтому качество записей неровное и разнохарактерное. Не указаны места бытования каждой сказки.
31. Б. и Ю. Соколовы включили в сборник «Сказки и песни Белозерского края» наряду со
сказками былички, бывальщины, рассказы о гаданиях и другие произведения народной словесности; сказкой они обозначали «всякий устный рассказ, сообщаемый слушателям в целях занимательности». Сборник народных сказок и песен, записанных в начале 20 века в деревнях Белозерского и Кирилловского уездов Новгородской губернии (ныне Вологодская обл.). Записи сказок воспроизводят особенности речи сказителей
В 1914-1915 годах вышли два больших сборника Д. К. Зеленина. Это «Великорусские сказки Пермской губернии» и «Великорусские сказки Вятской губернии», в которых содержатся 1311 номеров сказок. Материал располагается по сказочникам, как у Ончукова. Имеется описание края. Указываются подробности жизни крестьян, рассказывающих сказки. Зеленин в приложении к своим сборникам дал краткие пересказы всех сюжетов, которые позволяют быстро ориентироваться в материале.
В сборниках Зеленина не содержатся такие остросатирические сказки, какие содержит сборник Ончукова.
Бытовая сказка.
Б.С. не возникает из литературной новеллы, а сама создала её, т.к. исторически её предшествовала. Б.С. характеризуется тем, что показывает «алогизм обычного», вскрывает внутреннюю ложь, социальную неправду. относятся многочисл. сказки о супругах, их верности и неверности, о женитьбе героев, о ленивых хозяевах. Особое пристрастие эти сказка питают к любовной тематике. Так же, к типичным новелл. сказкам стоит отнести сказки об одураченном барине, о богатом хозяине, о нанятом работнике, о барыне, обманутой хитрым работником. Третья основная тема бытовых сказок – тема осуждения духовенства. Поэтика и стиль бытовых сказок – сниженные. Сказка-новелла рассчитана на непрерывность и единство восприятия.»Гость Терентий», «Злая жена» (в яме). Сказки о хитром и смекалистом солдате. «Иванушка-дурачок»
35. Частушки. Ч. – новый жанр русского народного поэтического творчества. Их возникновение относится ко второй половине 19 века. Ч. – малый жанр народной лирики, обычно четырёхстрочные или двустрочные песенки, являющиеся живим откликом на явления жизни, с ясной положительной или отрицательной оценкой, при которой важную роль играют шутка и ирония: частушки выражают непосредственную реакцию их авторов и исполнителей на изображаемое в них. Причинами, вызвавшими к жизни миниатюрную форму народной лирики – частушки, были: значительная ломка жизни, быстрая смена её явлений, что вызвало необходимость быстро выражать отношение к ним и определило многотемность частушек. Ч. возникли в крестьянской среде. Ч. возникла на общефольклорной основе и восходит ко многим жанрам, как бы объединяя их особенности. С некоторыми жанрами она в то же время связана особенно тесно. Процесс рождения Ч., связан с трансформацией традиционной лирической песни и её сокращением в новых условиях. К жанровым особенностям частушек относятся их предельная краткость и экономность выражения и передачи жизненного содержания, сюжетных ситуаций и переживаний героев. Ч. имеет несколько структурных типов. Основные из них: -дву; -четверо; -шестистишия. Кроме этого можно выделить ещё два типа: Ч. без припева и Ч. с припевом. двустишья чаще всего представляют собой любовные частушки (Я страдала, страдать буду, Кого люблю – не забуду). четверостишия – самая распространённая форма Ч. В ней выражаются все основные формы и ситуации (Говорят, что не бела. Что же делать, дорогой? Девки красятся и белятся, Я моюся водой.). шестистишия – редкая форма; она, очевидно, более старая и более связана с традиционной песней (Утром рано-раненько Будила меня маменька: - Вставай, доченька, вставай, - Работушка поспевши. Не хотелось мне вставать, С милым посидевши.). Все эти три формы обычно не имеют припева. Однако, есть частушки, в которых припев выполняет важную выразительную роль; он вместе с тем может связывать частушки в целые спевы.Ч. Раскр. Тему через выр.свойств многим волнений. Образ исполн-ля. На игрищ,посид,гулянках. Выкрикив,декламир.
36. Владимир Иванович Даль: более 36 000 пословиц, поговорок, скороговорок, пустобаек, примет, загадок, структурированных по 179 тематических разделов, содержит этот сборник. Открывается сборник разделом "Бог - Вера", далее в порядке определенном В. И. Далем следуют разделы, например, "Вера - Грех", "Добро - Милость - Зло", "Хорошо - Худо", "Радость - Горе", "Проступок - Грех", "Гульба - Пьянство", "Драка - Война", "Человек - Приметы", "Родина - Чужбина", "Русь - Родина", "Язык - Речь", "Ум - Глупость", "Торговля", "Загадки", "Тайна - Любопытство", "Свое - Чужое", "Божба - Клятва - Порука", "Болтун - Лазутчик", "Брань - Привет", "Причуда", "Суеверия - Приметы", "Пословица - Поговорка", "Припевы", "Присказки", "Скороговорки" и т.п.
собирал «по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка». Пословицы на тему «Язык – речь»: Не спеши языком торопись делом; За правое дело говори смело (стой смело); Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь.
37. Загадка– иносказательное изображение предмета или явления, которые предлагается отгадать. Она состоит из двух частей: собственно загадки и отгадки. З. и отгадка органически связаны между собой. В большинстве случаев отгадка называет какой-либо предмет или действие, а загадка является его метафорическим изображением. В З. важно выделить основные, главные признаки загадываемого. Часто З. рифмованы. Характерным для большинства загадок является сказовый стих. Загадка – древний жанр. На её древнее бытование указывает распространение загадок у народов с малоразвитой культурой. Загадка может входить в сказку («Жадная старуха») и в песни ( песни дружки на свадьбе). Синяя шубенка покрыла весь мир.
Д. Н. Садовников в своем собрании разместил загадки по группам, среди которых "обитель", "Тепло и свет", "Домашнее хозяйство", "Двор, огород и лес", "Домашние животные", "Земледельческие работы", "Лес", "Мир животных", "Люди и конструкция их тела", "Земля и небо", "Понятия о времени, жизни, смерти и пр.", "Грамота и книжная мудрость". Каждая разряд наполняется конкретным, преимущественно предметным содержанием, полно и красочно раскрывая быт и труд русского человека.
Возьмем, к примеру, загадки о притон. К ним в качестве эпиграфа Садовников предпослал пословицу: Не бравшись за топор, избы не срубишь. Развивая эту мысль, он поместил вначале загадки относительный орудиях труда, с помощью которых строится изба. Это топор, клин, долото, пила, коловорот, драгоценность. Далее идут загадки об избе, а затем относительный ее самых разнообразных частях и деталях, вплоть до мельчайших: пол и потолок, матица, окна, оконные рамы, волоковое окно, подъемное окно, оконное стекло, ставни, дверь, скоба, дверные косяки, пята у двери, замок, угол, бревна, мох, щель в бревне, сучок, крыша, труба для крыше…
38. Истоки и виды народного театра.Народная драма по происхождению связана с архаической культурой магического обряда и с теми игровыми действиями, которые составляли часть религиозно-магической практики.Формирование осуществилось в17-18вв.
Классификация:
1Зрелища с элементами театрализации(сложился к 16в):вождение медведя(цепь сменявшихся действий с бойкими приговорами-пояснениями поводыря, комизм,сарказм,сопровождалась ряженьем козой),игрища(сложный комплекс разнородных календарных обрядово-ритуальных действий с ряженьем,использованьем масок),ряженье(разные животные),драма-игра "Маврух"(ряжение в бояр,генералов и пр.).
2Театр кукол:петрушка,или рататуй на юге и Украине(устойчивая сценарная основа с импровизацией),культовый театр вертеп(приобщение к христианству,театрализация сцен священной истории,использовали марионетки,мистерия перетекала в комедию)
3Театр живого актера(религиозно-житийные и светские сюжеты):"Царь Масимилиан","Лодка"(серьезная)
Иногда постановкам предшествовало выступление балаганных дедов(созывали на постановку)
39. Детский фольклор.
Д.Ф. - произведения, созданные детьми и бытующие у них. Но много произведений придумывают и исполняют взрослые для детей (колыбельные, сказки, потешки, скороговорки). Одна из закономерностей – желательный элемент в детской сказке – герой-сверстник. Выделяются общенародные жанры. (пословицы, поговорки, загадки). Это жанр и для детей и для взрослых. Но внутри самого этого жанра всё-таки будет существовать возрастное деление. Ещё Виноградов заметил, что в обрядах, обрядовых комплексах, есть действия, доверяемые детям. Например: сороки, веснянки. Или, например, петь христословия – прерогатива детская. Со временем, колядование и христословие слились воедино. Сейчас, они исчезли почти совсем. Но есть жанры, живущие почти вечно – садистские стишки, страшилки.
· Прибаут - не связ.с игрой ("Кошка выскоч,глаза выпуч")
· Небылицы-переверт - парадокс
Б)
· Заклички - обращ к солнцу,etc
· Приговорки - к мыши, улитке, etc ЗАКЛИН-Я
· Игров. припевы и приговоры - ими нач игру или связ ч игр действия. "Краски" - цел сцены
· Считалки - связь с гаданием
В)
· Жеребьев сговорки - рифмов обращ к "главам партий"
· Дразнилки
· (скороговорки)
· Поддевки, остроты - шарады + "скажи медь"
+ сказки и загадки - ж.ф-ра взросл,кот обр нов жизнь у
40. Предания – рассказ о прошлом. Признаки: П. говорят о достоверных памятных событиях истории, о деяниях реально живших людей. Для П. характерна ретроспективность (обращённость в прошлое). П. даёт объяснение или пояснение причин каких-либо событий или существования какого-либо факта, и, собственно, этим обусловливается само возникновение предания. Т.о., предание – широко известный в народе устный эпический рассказ с установкой на правдоподобное объяснение реальных фактов прошлой истории, быта. Есть два вида формирования исторических преданий: 1 – Обобщение воспоминаний; 2 – Не только обобщение, но и оформл. по слож. формам. Персонажи в предании социально определены. 2 вида: истор.(о памятн. соб-х и лицах) и географ.(о происх.назв.) Петр 1й, Матигоры.Предание о Волге и Каме, о Стеньке Разине.
Бывальщины – рассказ, истина кот. удостов. рассказч-м/свид-вом к-л из соврем-в. Личн воспом, переш. в трад – известность в опред местностиБеглец Криволуцкий (медн. пуговка, «сразу перемахив.» через речку)Речь сказ-ля несет на себе приметы его сословн и местн принадл-ти