Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Исторические корни волшебной сказки Пропп



Пропп видит в народных сказках напоминание о тотемических ритуалах инициации. Сказка описывает систему обрядов не какой-либо определённой стадии культуры, но ее сценарий инициации выражает внеисторическое архетипическое поведение психики. В сказках нет точного напоминания о какой-либо культуре: здесь смешиваются и сталкиваются друг с другом различные исторические циклы и культурные стили. Здесь сохранились только образцы поведения, которые могли существовать во многих культурных циклах и в разные исторические моменты.

Типологическое соответствие между волшебной сказкой и обрядом инициации, установленное Проппом в книге 1946 года, в середине 70-х годов еще только начнет развиваться в исследованиях по сопоставлению фольклорных нарративов и обрядов "перехода".

Сборник Афанасьева.

Отыск. мифол. корни рус. сказки. Целостность вариантов. Большинство его поправок относится к языку и стилю сказок. Впервые фольклорные тексты представлены в вариантах; сохранены некоторые диалектные особенности речи исполнителей; подготовлен обширный комментарий; где это было возможно, введены паспортные весть о публикуемых текстах. Заметим, что с точки зрения современных требований нас не все может удовлетворить в сборнике: Афанасьев не видел ничего предосудительного в корректной стилистической правке, в создании сводных текстов.

 

Сборник «Народные русские сказки» составлен А. Н. Афанасьевым в 1855-1864 гг. Для издания из архива Русского Географического общества было извлечено 75 текстов. Остальные материалы собраны из различных источников. Сам Афанасьев записал не более 10 сказок, в основном из его родины - Воронежской губернии. Наибольшее количество текстов принадлежит собранию В. И. Даля. Самое большое количество сказок составляют волшебные сказки: сказки о животных (1-299), волшебные сказки (300-749), легендарные сказки (750-849) и новеллистические сказки(850-999).

Сборник Афанасьева имеет некоторые недостатки. Он зависел от своих корреспондентов, и поэтому качество записей неровное и разнохарактерное. Не указаны места бытования каждой сказки.

 

31. Б. и Ю. Соколовы включили в сборник «Сказки и песни Белозерского края» наряду со

сказками былички, бывальщины, рассказы о гаданиях и другие произведения народной словесности; сказкой они обозначали «всякий устный рассказ, сообщаемый слушателям в целях занимательности». Сборник народных сказок и песен, записанных в начале 20 века в деревнях Белозерского и Кирилловского уездов Новгородской губернии (ныне Вологодская обл.). Записи сказок воспроизводят особенности речи сказителей

Сборники Д.К.Зеленина - "Великорусские сказки Пермской губернии" (1914) и "Великорусские сказки Вятской губернии" (1915).

В 1914-1915 годах вышли два больших сборника Д. К. Зеленина. Это «Великорусские сказки Пермской губернии» и «Великорусские сказки Вятской губернии», в которых содержатся 1311 номеров сказок. Материал располагается по сказочникам, как у Ончукова. Имеется описание края. Указываются подробности жизни крестьян, рассказывающих сказки. Зеленин в приложении к своим сборникам дал краткие пересказы всех сюжетов, которые позволяют быстро ориентироваться в материале.

В сборниках Зеленина не содержатся такие остросатирические сказки, какие содержит сборник Ончукова.

Бытовая сказка.

Б.С. не возникает из литературной новеллы, а сама создала её, т.к. исторически её предшествовала. Б.С. характеризуется тем, что показывает «алогизм обычного», вскрывает внутреннюю ложь, социальную неправду. относятся многочисл. сказки о супругах, их верности и неверности, о женитьбе героев, о ленивых хозяевах. Особое пристрастие эти сказка питают к любовной тематике. Так же, к типичным новелл. сказкам стоит отнести сказки об одураченном барине, о богатом хозяине, о нанятом работнике, о барыне, обманутой хитрым работником. Третья основная тема бытовых сказок – тема осуждения духовенства. Поэтика и стиль бытовых сказок – сниженные. Сказка-новелла рассчитана на непрерывность и единство восприятия.»Гость Терентий», «Злая жена» (в яме). Сказки о хитром и смекалистом солдате. «Иванушка-дурачок»

35. Частушки. Ч. – новый жанр русского народного поэтического творчества. Их возникновение относится ко второй половине 19 века. Ч. – малый жанр народной лирики, обычно четырёхстрочные или двустрочные песенки, являющиеся живим откликом на явления жизни, с ясной положительной или отрицательной оценкой, при которой важную роль играют шутка и ирония: частушки выражают непосредственную реакцию их авторов и исполнителей на изображаемое в них. Причинами, вызвавшими к жизни миниатюрную форму народной лирики – частушки, были: значительная ломка жизни, быстрая смена её явлений, что вызвало необходимость быстро выражать отношение к ним и определило многотемность частушек. Ч. возникли в крестьянской среде. Ч. возникла на общефольклорной основе и восходит ко многим жанрам, как бы объединяя их особенности. С некоторыми жанрами она в то же время связана особенно тесно. Процесс рождения Ч., связан с трансформацией традиционной лирической песни и её сокращением в новых условиях. К жанровым особенностям частушек относятся их предельная краткость и экономность выражения и передачи жизненного содержания, сюжетных ситуаций и переживаний героев. Ч. имеет несколько структурных типов. Основные из них: -дву; -четверо; -шестистишия. Кроме этого можно выделить ещё два типа: Ч. без припева и Ч. с припевом. двустишья чаще всего представляют собой любовные частушки (Я страдала, страдать буду, Кого люблю – не забуду). четверостишия – самая распространённая форма Ч. В ней выражаются все основные формы и ситуации (Говорят, что не бела. Что же делать, дорогой? Девки красятся и белятся, Я моюся водой.). шестистишия – редкая форма; она, очевидно, более старая и более связана с традиционной песней (Утром рано-раненько Будила меня маменька: - Вставай, доченька, вставай, - Работушка поспевши. Не хотелось мне вставать, С милым посидевши.). Все эти три формы обычно не имеют припева. Однако, есть частушки, в которых припев выполняет важную выразительную роль; он вместе с тем может связывать частушки в целые спевы.Ч. Раскр. Тему через выр.свойств многим волнений. Образ исполн-ля. На игрищ,посид,гулянках. Выкрикив,декламир.

 

36. Владимир Иванович Даль: более 36 000 пословиц, поговорок, скороговорок, пустобаек, примет, загадок, структурированных по 179 тематических разделов, содержит этот сборник. Открывается сборник разделом "Бог - Вера", далее в порядке определенном В. И. Далем следуют разделы, например, "Вера - Грех", "Добро - Милость - Зло", "Хорошо - Худо", "Радость - Горе", "Проступок - Грех", "Гульба - Пьянство", "Драка - Война", "Человек - Приметы", "Родина - Чужбина", "Русь - Родина", "Язык - Речь", "Ум - Глупость", "Торговля", "Загадки", "Тайна - Любопытство", "Свое - Чужое", "Божба - Клятва - Порука", "Болтун - Лазутчик", "Брань - Привет", "Причуда", "Суеверия - Приметы", "Пословица - Поговорка", "Припевы", "Присказки", "Скороговорки" и т.п.

собирал «по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка». Пословицы на тему «Язык – речь»: Не спеши языком торопись делом; За правое дело говори смело (стой смело); Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь.

37. Загадка– иносказательное изображение предмета или явления, которые предлагается отгадать. Она состоит из двух частей: собственно загадки и отгадки. З. и отгадка органически связаны между собой. В большинстве случаев отгадка называет какой-либо предмет или действие, а загадка является его метафорическим изображением. В З. важно выделить основные, главные признаки загадываемого. Часто З. рифмованы. Характерным для большинства загадок является сказовый стих. Загадка – древний жанр. На её древнее бытование указывает распространение загадок у народов с малоразвитой культурой. Загадка может входить в сказку («Жадная старуха») и в песни ( песни дружки на свадьбе). Синяя шубенка покрыла весь мир.

Д. Н. Садовников в своем собрании разместил загадки по группам, среди которых "обитель", "Тепло и свет", "Домашнее хозяйство", "Двор, огород и лес", "Домашние животные", "Земледельческие работы", "Лес", "Мир животных", "Люди и конструкция их тела", "Земля и небо", "Понятия о времени, жизни, смерти и пр.", "Грамота и книжная мудрость". Каждая разряд наполняется конкретным, преимущественно предметным содержанием, полно и красочно раскрывая быт и труд русского человека.

Возьмем, к примеру, загадки о притон. К ним в качестве эпиграфа Садовников предпослал пословицу: Не бравшись за топор, избы не срубишь. Развивая эту мысль, он поместил вначале загадки относительный орудиях труда, с помощью которых строится изба. Это топор, клин, долото, пила, коловорот, драгоценность. Далее идут загадки об избе, а затем относительный ее самых разнообразных частях и деталях, вплоть до мельчайших: пол и потолок, матица, окна, оконные рамы, волоковое окно, подъемное окно, оконное стекло, ставни, дверь, скоба, дверные косяки, пята у двери, замок, угол, бревна, мох, щель в бревне, сучок, крыша, труба для крыше…

38. Истоки и виды народного театра.Народная драма по происхождению связана с архаической культурой магического обряда и с теми игровыми действиями, которые составляли часть религиозно-магической практики.Формирование осуществилось в17-18вв.

Классификация:

1Зрелища с элементами театрализации(сложился к 16в):вождение медведя(цепь сменявшихся действий с бойкими приговорами-пояснениями поводыря, комизм,сарказм,сопровождалась ряженьем козой),игрища(сложный комплекс разнородных календарных обрядово-ритуальных действий с ряженьем,использованьем масок),ряженье(разные животные),драма-игра "Маврух"(ряжение в бояр,генералов и пр.).

2Театр кукол:петрушка,или рататуй на юге и Украине(устойчивая сценарная основа с импровизацией),культовый театр вертеп(приобщение к христианству,театрализация сцен священной истории,использовали марионетки,мистерия перетекала в комедию)

3Театр живого актера(религиозно-житийные и светские сюжеты):"Царь Масимилиан","Лодка"(серьезная)

Иногда постановкам предшествовало выступление балаганных дедов(созывали на постановку)

 

39. Детский фольклор.

Д.Ф. - произведения, созданные детьми и бытующие у них. Но много произведений придумывают и исполняют взрослые для детей (колыбельные, сказки, потешки, скороговорки). Одна из закономерностей – желательный элемент в детской сказке – герой-сверстник. Выделяются общенародные жанры. (пословицы, поговорки, загадки). Это жанр и для детей и для взрослых. Но внутри самого этого жанра всё-таки будет существовать возрастное деление. Ещё Виноградов заметил, что в обрядах, обрядовых комплексах, есть действия, доверяемые детям. Например: сороки, веснянки. Или, например, петь христословия – прерогатива детская. Со временем, колядование и христословие слились воедино. Сейчас, они исчезли почти совсем. Но есть жанры, живущие почти вечно – садистские стишки, страшилки.

Нар.педагогика.

А) Тв-во взросл.для детей

Б) Тв-во взросл,ставш со врем детск

В) Собств-о детск тв-во

 

А)

· Колыб - заклин; кот; бай, люли - успокойся; старин.яз.; импер. и повеств.

· Пестушки - + движ, сопр матер приговоры

· Потешки - пест.+игра

· Прибаут - не связ.с игрой ("Кошка выскоч,глаза выпуч")

· Небылицы-переверт - парадокс

Б)

· Заклички - обращ к солнцу,etc

· Приговорки - к мыши, улитке, etc ЗАКЛИН-Я

· Игров. припевы и приговоры - ими нач игру или связ ч игр действия. "Краски" - цел сцены

· Считалки - связь с гаданием

В)

· Жеребьев сговорки - рифмов обращ к "главам партий"

· Дразнилки

· (скороговорки)

· Поддевки, остроты - шарады + "скажи медь"

+ сказки и загадки - ж.ф-ра взросл,кот обр нов жизнь у

40. Предания – рассказ о прошлом. Признаки: П. говорят о достоверных памятных событиях истории, о деяниях реально живших людей. Для П. характерна ретроспективность (обращённость в прошлое). П. даёт объяснение или пояснение причин каких-либо событий или существования какого-либо факта, и, собственно, этим обусловливается само возникновение предания. Т.о., предание – широко известный в народе устный эпический рассказ с установкой на правдоподобное объяснение реальных фактов прошлой истории, быта. Есть два вида формирования исторических преданий: 1 – Обобщение воспоминаний; 2 – Не только обобщение, но и оформл. по слож. формам. Персонажи в предании социально определены. 2 вида: истор.(о памятн. соб-х и лицах) и географ.(о происх.назв.) Петр 1й, Матигоры.Предание о Волге и Каме, о Стеньке Разине.

Бывальщины – рассказ, истина кот. удостов. рассказч-м/свид-вом к-л из соврем-в. Личн воспом, переш. в трад – известность в опред местностиБеглец Криволуцкий (медн. пуговка, «сразу перемахив.» через речку)Речь сказ-ля несет на себе приметы его сословн и местн принадл-ти

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.