Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сравните русско-ордынские отношения во второй половине ХIII и XV вв



В конце 1237 г. феодальная Русь подверглась нашествию татаро-монгол. Золотая Орда окончательно покорила Русь в 1240 г. Русь была раздробленной, ослабленной междуусобицами, освободиться от вассальной зависимости у нее еще не было сил. Монгольское завоевание радикально изменило общественное устройство Древней Руси. Князья обращены в подданных -наместников великого хана Золотой Орды. По монгольскому государственному праву вся завоеванная земля признавалась собственностью хана, а князья - наместники хана были только владельцами земли и податных людей в пределах воли хана. Так смотрели монголы и на русские земли, подлежащие свободному распоряжению завоевателя.

Во II пол. XIII в. русское население предпринимало попытки освободиться от ордынского ига, но успехов они не принесли. (например, галицко-волынский князь Даниил). Когда баскаки решили захватить Новгород, начались народные волнения. Тогда в Великий Новгород прибыл Александр Невский, получивший к тому времени золотой ярлык на великое владимирское княжение. Он подавил выступление собственного народа, направленное против ордынского порабощения. При наличии врагов и на Западе, и на Востоке Александр Невский считал необходимым отражать агрессию с Запада и поддерживать мирные отношения с ханами, предотвращая их нашествия на Русь. Князь хотел дать возможность Русской земле скорее восстановить силы, подготовиться к борьбе за свободу.

Монголы собирали дань с населения, живущего на завоеванных землях, а для этого татарские численники - писцы переписали в 1259 г. население земель Киевской, Суздальской, Рязанской, Муромской, Новгородской. С этого времени древние акты именуют таких людей “численными”, т.е. переписанными. Все крестьяне, занесенные в число и опись, должны были платить дань завоевателю под контролем великого русского князя и всех других русских князей как наместников хана.

В второй пол. XV в., после падения монголо-татарского ига, Золотая Орда распалась на ряд отдельных ханств (Астраханское, Казанское и др.), и хотя опасность нападения кочевников еще не была окончательно ликвидирована, это все же стало огромным облегчением для Руси. К этому времени завершился процесс формирования ядра Русского централизованного гос-ва.

После 1476г. Иван III не посылал в Орду дани, в результате чего хан Ахмат решил наказать Москву и в 1480г. выступил в поход против нее. Он заключил союз с литовским князем Казимиром и собрал около 100тыс. войска. Иван Ш долго колебался, делая выбор между открытой борьбой с монголами и принятием предложенных Ахматом унизительных условий капитуляции. Но к осени ему удалось договориться со своими братьями. В начале октября соперники сошлись на берегах р. Угры (приток Оки). Казимир, не явился на поле боя. Татары отступили. Иго после стояния на р. Угре окончилось.

 

 

Билет №32

Текст доклада "о культе личности и его последствиях", который Н.С. Хрущев произнес на XX съезде КПСС 25 февраля 1956 г., был опубликован только в 1989 г., т.е. через 33 года. Почему, ведь культ личности Сталина был развенчан задолго до этой даты?

XX съезд КПСС, состоявшийся в феврале 1956 г., а точнее доклад на нем Н. С. Хрущева «О культе личности и его по­следствиях», явился поворотным пунктом в истории страны.

Суть доклада Н. С. Хрущева состояла в том, что он высветил негативные стороны жизни советского общества, подверг кри­тике многие действия прежнего вождя. Для людей, проживших десятилетия под властью И. В. Сталина и абсолютно доверяв­ших любому его слову, подобная критика из уст руководителя страны стала шоком. Не случайно после XX съезда начинается период так называемой «оттепели» — времени расцвета твор­ческой мысли общества, дискуссий о дальнейших путях разви­тия страны, становления духовной оппозиции властям.

Однако разоблачение «культа личности» (этот термин впервые употребил еще Г. М. Маленков в 1953 г.) не привело и не могло привести к коренному переустройству советской системы. Незначительные изменения строя, сформировавше­гося в предыдущие годы, не носили коренного характера и не затрагивали основ государства — всевластия партийных орга­нов и их тотального контроля над жизнью общества.

Распространение текста доклада

Вскоре доклад был распространён в партячейках всей страны, причём на ряде предприятий к его обсуждению привлекали и беспартийных; частым было также обсуждение доклада Хрущёва в ячейках ВЛКСМ. Таким образом, «закрытость» доклада была условной.

«Смягчённый» вариант доклада был обнародован в качестве постановления Президиума ЦК КПСС от 30 июня1956 года под названием «О преодолении культа личности и его последствий», в котором задавались рамки допустимой критики сталинизма.

В сокращённом виде доклад разослали руководителям коммунистических и рабочих партий мира.

Доклад привлёк огромное внимание во всём мире; появились его переводы на различные языки, в том числе распространявшиеся в некоммунистических кругах.

В Польше с одного из экземпляров текста сотрудница ЦК ПОРП передала доклад своему любовнику Виктору Граевскому, который с помощью израильского посольства переправил копию в руки начальника израильской контрразведки ШАБАКАмоса Манора, а оттуда она попала на Запад.

В июне 1956 доклад впервые появился в печати в США сначала на английском, а затем на русском языке.

В СССР доклад впервые был официально опубликован в 1989 году.

Свое мнение – официально, потому что перестройка.

 

Билет №33

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.