Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Из воспоминаний Г. П. Мешетича



«На другой день оной битвы россияне, не имея доста­точных сил, чем бы могли довершить поражение врагов, отступили также на 7 верст к г. Можайску. Неприятель не вдруг решился преследовать и уже едва вечером показался в небольшом количестве кавалерии перед Можайском. Российские войска продолжали далее отступление к древней столице своей Москве, армия останавливается перед оной и занимает боевую позицию. Многие были в недо­умении, что будет? Одни говорили, будет еще кровопролитное сражение, другие утверждали, что Москва будет ос­тавлена неприятелю. Наконец войска с вечера тронулись со своей позиции, и ночью начали проходить Москву, и нашли уже оную оставленною пустынею. При дальнейших отступлениях был несколько дней кряду виден русским воинам столб густого дыму над оной, что происходило от беспрестанных пожаров в оной. Россияне ощущали какое-то уныние в это время; хотя Москва не составляла их целого Отечества, но была некогда столицею оного! Потом русские войска сделали крутой поворот с Рязанской дороги к Подольску, где остановились на несколько дней для отдыху... Такая продолжительная ретирада отвлекла неприятеля от всех выгод в его армии и послужит ему гибелью и что он
впал в приготовленные ему сети, из которых он не выпутается иначе как истреблением оного. От сего места армия уже не отступала, а прошла на Красную Пахру, Вороново, на
старую Калужскую дорогу и остановилась под Тарутиным, во фланг неприятелю и почти в тыл в боевой позиции.

Неприятель, занявший Москву, хотел забыть войну, ибо и от Наполеона так войскам своим было объявлено, и французы мечтали, что Россия покорится, и спокойно смотрел на ужасное истребление оного города пожарами. Неприятель, однако, выслал свой авангард вслед за войсками российскими по Рязанской дороге; оные, пройдя поворот к Подольску, утратили из виду российскую армию, приписав си еще скорому и быстрому отступлению; прибавя еще скорее марш вперед, чтобы догнать россиян, узнают, что армии их впереди нет; поворотя назад, к удивлению их, открывают, что войска российские в тылу их стоят спокойно».

С1. Назовите войну, о которой идет речь в воспоминаниях. Напишите название битвы, после которой произошли описанные автором события, и укажите ее точную дату (день, месяц, год).

С2. Где и кем было принято решение об оставлении Москвы? Назовите не менее двух известных вам причин та­кого решения.

СЗ. Как называется военный маневр русской армии, описанный автором воспоминаний?На основе предложен­ного отрывка и знаний курса назовите три положения, рас­крывающие его значение для хода военных действий.

 

Следующие задания предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристи­ки исторических событий, и явлений (С4), рассмотрение исторических версий и оценок (С5), анализ исторической ситуации (С6), сравнение (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

 

С4.Назовите не менее двух основных направлений преобразований, проводившихся в России в годы царствования Александра I. Приведите не менее трех примеров наиболее важных преобразований, относившихся к одному из названных направлений.

С4.Назовите основные задачи, которые решались во внешней политике России в царствование Александра I (1801 – 1825 гг.). Укажите не менее двух задач. Приведите примеры событий, относящихся к решению одной из названных задач (не менее трех примеров).

С4. Раскройте причины победы России в Отечественной войне 1812 г. Определите значение победы России.

С4. Какими были результаты Крымской войны для России? Назовите не менее двух результатов.

С4. Назовите реформы в области управления крестьянами и финансов, проведенные в период правления Николая I. Каковы их последствия?

С4. Назовите не менее трех основных направлений общественной мысли в России второй четверти XIX в. Приведите не менее двух позиций, раскрывающих взгляды представителей одного из названных направлений.

С5. Некоторые историки считают, что реформаторская деятельность Александра I в начале XIX в. имела «микроскопические результаты» (В.О. Ключевский). Какая другая оценка этого периода вам известна? Какая оценка вам кажется более убедительной? Приведите положения, факты, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранное вами суждение.

С5.Историк В. О. Ключевский считал, что все начинания Александра I были безуспешны. Какую другую точку зрения по вопросу о значении реформ, проведенных в период правления Александра I, вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими вашу точку зрения.

С5.В начале XIX в. с программой реформ выступил М. М. Сперанский. Он предлагал осуществить принцип разделения властей, создать Государственную думу и Государственный совет, провести другие преобразования. Какие иные представления по вопросу о перспективах развития страны высказывались в царствование Александра I? Назовите два представления. Была ли реализована программа Сперанского? Почему? Приведите не менее трех причин.

С5.Командующий 2-й русской армией П. И. Багратион неоднократно резко критически высказывался о деятельности командующего 1-й русской армией М. Б. Барклая де Толли в первый период Отечественной войны 1812 г. Какую другую точку зрения по вопросу о деятельности М. Б. Барклая де Толли вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими вашу точку зрения.

С5.Прочтите стихотворение Ф. И. Тютчева «14-ое Декабря 1825 г.»

Вас развратило Самовластье,

И меч его вас поразил, -

И в неподкупном беспристрастье

Сей приговор Закон скрепил.

Народ, чуждаясь вероломства,

Поносит ваши имена –

И ваша память от потомства,

Как труп в земле, схоронена.

1826 г.

Какие другие, возможно, тоже принадлежащие поэтам, суждения о значении восстания декабристов вы знаете? Какую из оценок вы считаете наиболее убедительной? Приведите не менее трех фактов и положений для аргументации избранной вами точки зрения.

С5.Славянофилы в середине XIX в. резко отрицательно оценивали преобразования Петра I, возложив на них ответственность за всесилие бюрократии и ужасы крепостничества. Какую другую точку зрения по вопросу о значении преобразований Петра I вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими вашу точку зрения.

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В начале царствования Александр I свою главную задачу в сфере внешней политики видел в борьбе против наполеоновской Франции. Однако в 1807 г. Александр I подписал с Наполеоном договор в Тильзите, который вызвал негативную реакцию со стороны российского дворянства и купечества. Почему Александр I был вынужден пойти на подписание этого договора? (Укажите не менее двух положений). Чем объяснялось такое отношение дворянства и купечества к подписанию, условиям Тильзитского договора? (Укажите не менее двух причин).

С6.Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. Участники существовавших в России с 1816 года тайных обществ в течение длительного времени разрабатывали планы захвата власти. Однако выступление 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Санкт-Петербурге потерпело поражение. Назовите не менее двух причин поражения выступления декабристов. В чем проявилось влияние движения декабристов на развитие общественной мысли, на внутреннюю политику Николая I. Приведите не менее трех положений.

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В начале 1850-х гг. обострились противоречия между Россией и Францией за преимущественное право быть блюстителем христианских святынь в Иерусалиме. Какие другие противоречия (кроме религиозных) и между какими странами привели к дипломатическому конфликту и началу Крымской войны 1853—1856 гг.? Назовите не менее трех противоречий. Какими были результаты Крымской войны для России. Назовите не менее двух результатов.

С7.Сравните цели и содержание внутренней политики Александра Iв начальный период царствования и в период после Отечественной войны 1812 г. Что было в них общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее двух различий).

С7.Сравните основные положения «Русской правды» П. И. Пестеля и «Конституции» Н. М. Муравьева. Что было в них общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

С7. Сравните два направления общественной мысли середины XIX в. – западников и славянофилов. Укажите, что было общим, а что — различным.

С7. Сравните экономическое развитие России в XVIII в. и первой половине XIX в. Укажите, что было общим, а что — различным.

С7. Сравните положение крепостных крестьян и наемных рабочих в первой половине XIX в.

С7. Сравните положение (права, обязанности) крепостных и государственных крестьян в первой четверти XIX в. Укажите, что было общим (приведите не менее трех общих характеристик), а что – различным (назовите не менее двух различий).

С7. Сравните представления, лежавшие в основе теории официальной народности, и представления, которых придерживались в середине XIX в. славянофилы. Что было в них общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.