Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Нетарифные методы регулирования торговли



Процессы, происходящие в мировой экономике, такие как неравномерность развития отдельных стран, экономические и политические кризисы, расширение внешнеэкономических связей, номенклатуры товаров, относительное выравнивание цен на аналогичные товары в различных странах и т.д. привели к тому, что таможенные пошлины уже не могли полностью удовлетворять требованиям, предъявлявшимся к регулированию внешнеторгового оборота. В этих условиях возник целый ряд средств внешнеэкономической политики, не входящих в группу таможенно-тарифных ограничений, которые в административном порядке или в силу выполняемых ими функций, часто непосредственно не связанных с внешней торговлей, стали играть роль регуляторов внешнеторгового оборота. Они получили наименование нетарифных ограничений (барьеров).

Нетарифные ограничения — это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки и соответственно экспорту отечественных товаров на внешние рынки. Цель этих мер — не только усиление конкурентных позиций компаний импортирующей страны, но и защита национальной промышленности, охрана жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности. С защитой национального рынка связано также применение ограничений в отношении экспортных операций. Особенность использования нетарифных ограничений состоит в том, что они вводятся как правило органами государственной власти, носят автономный характер, т.е. не связаны какими-либо международными обязательствами. Поэтому объем и методика их применения полностью регулируются национальными органами и правилами. Таким образом процесс регулирования внешней торговли с границ переносится вглубь страны, т.е. внутреннее законодательство в большей мере начинает выступать в качестве регулятора внешнеторгового оборота.

Термин “нетарифные ограничения” охватывает большую группу административных, финансовых, кредитных, технических и других мер, затрудняющих импорт и экспорт товаров и услуг. В настоящее время насчитывают около 800 конкретных видов нетарифных ограничений. Их можно разделить на две большие группы: экономические и административные.

Экономические нетарифные ограничения — это особые виды пошлин (специальные, антидемпинговые, компенсационные), различные налоги и сборы, импортные депозиты, меры валютного регулирования. Эта группа нетарифных ограничений действует через механизм рынка, удорожая соответственно импортные и экспортные товары.

Административные нетарифные ограничения — это эмбарго, лицензирование и квотирование, “добровольные ограничения экспорта”, система государственных закупок товаров, использование в протекционистских целях стандартов и технических норм и др. Меры этой группы ограничений, помимо рыночных отношений, ограничивают доступ импортных и поставку отечественных товаров за границу.

При использовании экономических нетарифных ограничений последнее слово на рынке остается за потребителем. Он сохраняет свободу выбора и решает, приобрести ему более дорогой импортный или более дешевый аналогичный национальный товар. При применении административных мер (запретов или ограничений на ввоз и вывоз) государство фактически определяет товарную структуру внутреннего рынка, ограждая его как от импортных поставок, так и от возможностей возникновения дефицита отечественных товаров на внутреннем рынке. Покупатель в этом случае лишается права на свободный выбор товара.

Нетарифные меры, регулирующие внешнюю торговлю, могут быть разделены на следующие группы: количественные ограничения импорта и экспорта (меры количественного контроля); технические меры (технические барьеры в торговле); сверхтарифные меры; меры валютно-финансовой политики; меры по защите экономических интересов страны по внешней торговле; правительственные (государственные) закупки и торговые операции государственных предприятий.

Меры количественного контроля импортных и экспортных операций заключаются прежде всего в квотировании и лицензировании.

Количественные ограничения — квотирование, а также лицензирование — являются традиционными нетарифными мерами регулирования импорта и экспорта. Их цель состоит в том, чтобы ограничить импорт или экспорт конкретного товара. Эти меры часто связаны между собой, поскольку лицензирование используется как механизм распределения квоты путем выдачи лицензий индивидуальным импортерам до ее исчерпания. Лицензирование является наиболее распространенной формой нетарифных ограничений, на него приходится почти половина случаев их применения. При этом более чем на 80% они затрагивают торговлю промышленными товарами. По сложившейся в России практике введение количественных ограничений, как правило, сопровождается лицензированием.

Еще одним традиционным инструментом регулирования внешней торговли является квотирование. В торговой практике используются следующие виды квот: глобальные, индивидуальные, тарифные, сезонные.

Глобальные квоты устанавливают размер общего импорта (экспорта) в стоимостных или натуральных единицах на определенный период времени (год, полугодие, квартал). Это наиболее распространенный метод современного квотирования, на его долю приходится 2/3 всех случаев квотирования в мировой практике.

Индивидуальные квоты представляют собой квоту, распределенную по странам-поставщикам.

Тарифные квоты — это разрешение на ввоз в страну определенного количества товаров по сниженным пошлинам или беспошлинно.

Иногда применяется запрет на импорт из отдельных государств, в торговле с которыми данная страна имеет большой дефицит. Наряду с этим возможны запреты импорта и экспорта, представляющие собой вынужденные меры, признанные международной практикой. Эмбарго — полное запрещение торговли определенным товаром или товарами. Это крайняя мера, которая принимается на основании не только решения государства-импортера, но и решений, согласованных на международном уровне, обычно в рамках ООН, т.е. на коллективной основе.

Обострение конкурентной борьбы на мировых рынках вызвали появление нового вида количественных ограничений, получившего название добровольного ограничения экспорта. Добровольное ограничение (самоограничение) экспорта — соглашение, в соответствии с которым экспортер ограничивает свой экспорт “добровольно”, чтобы избежать принудительных мер со стороны импортера. Особенность добровольного ограничения экспорта состоит в нетрадиционной технике осуществления количественного ограничения импорта. Торговый барьер, защищающий страну-импортера, устанавливается не на ее границе, а на границе страны-экспортера посредством инструментов экспортного контроля. Он реализуется через неофициальное соглашение (под угрозой применения со стороны страны импортера более жестких мер) об ограничении ввоза отдельных товаров на рынок импортера в виде сокращения объемов ежегодного прироста или установления минимальных цен. Добровольное ограничение экспорта является временной мерой, позволяющей национальной промышленности страны-импортера приспособиться к меняющейся структуре международной конкуренции.

Основным преимуществом количественных и административных ограничений является их гибкость и возможная избирательность действия. В то же время дискриминация в данном случае носит более выраженный характер, чем при применении таможенных пошлин. Использование таможенных пошлин в общем случае предполагает обязательную дискриминацию иностранных товаров по отношению к товарам, произведенным в стране (или товаров, которые предназначены для экспорта, по отношению к товарам, предназначенным для внутреннего рынка), и возможность дискриминации между товарами в зависимости от страны происхождения. Применение количественных и административных мер регулирования предполагает нередко и возможность дискриминации между отдельными предприятиями, причем дискриминации могут подвергаться не только иностранные, но и национальные компании. Количественные ограничения являются более жесткой формой ограничений по сравнению с таможенными пошлинами. Таможенные пошлины только ослабляют конкурентные позиции экспортера или импортера на рынке. Квотирование же ограничивает саму возможность конкуренции, поскольку лимитирует поступление товара на рынок.

В состав нетарифных ограничений входят также методы регулирования внешней торговли с помощью валютно-кредитных средств. Они содержат элементы валютного рынка, отношения экспортеров и импортеров с банками, систему национального и межгосударственного валютного регулирования, включая мероприятия, регулирующие доступ импортеров к иностранной валюте, цену валюты для них, а также условия платежа. Их протекционистский эффект состоит в возможности увеличения стоимости импорта. В эту категорию нетарифных ограничений входят меры валютного регулирования, субсидии и финансовые льготы и требования предварительной оплаты стоимости импорта и/или уплаты импортных налогов.

Одним из широко используемых средств продвижения товара на зарубежные рынки является демпинг, представляющий собой наиболее яркое проявление ценовой конкуренции. Демпинг — массовый сбыт товаров за рубежом по преднамеренно заниженным ценам с целью вытеснения конкурентов с рынка. В практике внешней торговли под демпингом понимают сбыт товаров за рубежом по ценам ниже, чем цены реализации товара на внутреннем рынке страны-экспортера, наносящий или угрожающий нанести материальный ущерб отрасли экономики, созданной на территории страны импортера, или существенно задерживающий создание таковой. Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам. На практике встречается экспорт товаров по ценам не только ниже цен своего внутреннего рынка, но даже ниже издержек производства. Это так называемый хищнический демпинг, направленный на вытеснение конкурентов с рынка на основе умышленного занижения цен с последующим установлением монопольных цен.

Экономический смысл демпинга заключается в том, что он представляет собой не простое снижение цен, а ценовую дискриминацию, т.е. продажу одного и того же товара на различных рынках по разным ценам. В этом случае цены занижаются на одном рынке, в то время как тот же товар продается на других рынках по более высоким ценам. В действительности смысл практики демпинга заключается в том, что она тесно связана с монополизацией рынков и применением монопольно высоких цен. Благодаря тому что конкретная компания занимает монопольные позиции на отдельных рынках (чаще всего это внутренний рынок страны базирования компании или рынок страны, где расположены основные производственные мощности), она получает возможность продавать свою продукцию на этом рынке по завышенным (монопольно высоким) ценам. Таким образом, демпингующая компания получает дополнительную (монопольную) прибыль. Возможность получать дополнительную прибыль за счет одного рынка позволяет проводить политику искусственно заниженных цеп на других рынках с целью вытеснения с них конкурентов. Использование заниженных цен как средства конкурентной борьбы на отдельном рынке имеет экономический смысл только тогда, когда данный поставщик является монополистом на каком-либо другом рынке. В этом проявляется дискриминационный характер практики демпинга.

В международной торговой практике неблагоприятные экономические последствия демпинга устраняются путем введения антидемпинговых пошлин или принятия экспортером ценовых обязательств, предполагающих его отказ от поставок товара по заниженным ценам. Антидемпинговые пошлины применяются в рамках антидемпинговых мер и направлены на устранение экономических последствий демпинга. Они взимаются сверх базовой ставки таможенной пошлины.

Для применения мер, противодействующих демпингу (антидемпинговых процедур), требуется соблюдение ряда условий: установление факта демпинга, наличие фактически доказанного материального ущерба или угрозы материального ущерба отрасли хозяйства страны-импортера и определение размера материального ущерба, существование причинно-следственной связи между фактом продажи по демпинговым ценам и возникновением ущерба.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.