Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Развитие анатомии (первая русская анатомическая школа, П.А.Загорский). Топографическая анатомия (И.В.Буяльский, Н.И.Пирогов). Функциональная анатомия (П.Ф. Лесгафт)



РАЗВИТИЕ АНАТОМИИ, ХИРУРГИИ,

АСЕПТИКИ И АНТИСЕПТИКИ,

МИКРОБИОЛОГИИ В ЭПОХУ

НОВОГО ВРЕМЕНИ.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ.

1.Особенности медицины в Российской империи.

2. Учение об общем и местном обезболивании. История открытия наркоза.

4. Бескровная хирургия. Развитие полостной хирургии.

5. Разработка принципов асептики и антисептики.

6. Открытие групп крови.

7. Первые опыты по переливанию крови.

8. Зарождение микробиологии, иммунологии и вирусологии.

9. Создание и применение вакцин и сывороток.

10. Лауреаты Нобелевских премий в области микробиологии и хирургии.

 

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

Развитие анатомии (первая русская анатомическая школа, П.А.Загорский). Топографическая анатомия (И.В.Буяльский, Н.И.Пирогов). Функциональная анатомия (П.Ф. Лесгафт).

Преподавание анатомии в России велось на естественнонаучной основе. Вначале при обучении использовали учебники иностранных авторов. Затем лучшие из них стали переводить на русский язык.

Перевод анатомического трактата на сла­вянский язык был сделан в 1658 г.: мо­нах Епифаний Славинецкий перевел для патриарха Никона книгу А.Везалия «Эпитоме», изданную в Амстер­даме в 1642 г., и назвал ее «Врачевская анатомия». В начале XVIII в. специально для Петра I был переведен на русский язык знаменитый в то время анатомический атлас Готфрида Бидлоо, вышедший в свет в 1690 г. в Амстердаме.

Первый отечественный атлас анатомии «Словник, или иллюстрированный указатель всех частей человеческого тела» на латинском языке составил в 1744 г. Мар­тын Иванович Шеин (1712—1762 гг.), деятельность которого оставила значи­тельный след в истории отечественной анатомии и хирургии. Он же в 1757 г. впер­вые перевел на русский язык «Сокращенную анатомию, все дело анатомичес­кое кратко в себе заключающую» Лаврентия Гейстера, которая стала первым в России практическим руководством по анато­мии на русском языке.

Константин Иванович Щепин (1728—1770 гг.) — первый русский по национальности профессор анатомии, начавший преподавание анатомии и хирургии на русском языке в Москве и Петербурге; в 1764 г. он кратко изложил на русском языке основы анатомии в работе «Об анатомии вообще».

Алексей Протасьевич Протасов (1724— 1796 гг.) — первый русский анатом-академик. Он сделал перевод анатомического атласа И. Д. Прейслера (1666—1737) «Анатомия живописцев», который явился первой печатной книгой анатомии на русском языке.

Первая в России научная анатоми­ческая школа сложилась в Петербург­ской медико-хирургической академии под руководством академика П.А.За­горского.

Петр Андреевич Загорский (1764—1846 гг.) утверждал русскую анатомическую тер­минологию взамен латинской. Он создал первое в России оригинальное отече­ственное руководство по анатомии «Сокращенная анатомия...» в двух книгах (1802).

Анатомия как наука и предмет преподавания не выделялась в самостоятель­ную дисциплину вплоть до начала XIX в. Она объединялась с физиологией; патологией, а позднее и патологической физиологией и изучалась в тесной связи с хирургией. Таким образом, выдающиеся анатомы того времени были одновременно и блистательными хирургами, терапевтами, физиологами. Сре­ди них С.Г.Зыбелин (1735—1802 гг.) — первый русский профессор Московс­кого университета; А. М. Шумлянский (1748 —1795 гг.), защитивший диссерта­цию «О строении почек»; Е.О.Мухин (1766— 1850 гг.) — преподаватель Мос­ковского университета, автор «Курса анатомии» и многие другие.

Глубокий след в российской и мировой анатомии оставил академик Илья Васильевич Буяльский (1798 — 1866 гг.). В 1828 г. И. В. Буяльский опубликовал «Анатомико-хирургические табли­цы», получившие мировую известность. Они состояли из 36 ри­сунков и 14 таблиц, изображавших органы в натуральную величину. Их цен­ность определялась также и тем, что существовавшие в то время учебники анатомии — П. А. Загорского и хирургии — И. Ф. Буша иллюстраций не имели. Таблицы И.В.Буяльского объединили данные топографической анатомии и оперативной хирургии и явились первым в истории России отечественным атласом по оперативной хирургии. И. В. Буяльский разработал методы бальзамирования трупов, предложил новые способы изготовления тонких коррозионных анатомических препаратов. Он был инициатором метода «ледяной анатомии». Его перу принадлежат крупные монографии «Краткая общая анатомия тела человеческого» (1844 г.), «Анатомические записки для обучающихся живописи и скульптуре в императорской академии художеств» (1860 г.). И. В. Буяльский был не только искусным анатомом, но и блестящим хирургом.

Наивысший расцвет хирургической анатомии связан с деятельностью Николая Ивановича Пирогова — великого анатома и хирурга, создателя топографической анатомии как самостоятельной науки, изучающей взаимное расположение тканей, органов и частей тела, новатора методов «ледяной» анатомии и распилов замороженных трупов. Его основополагающие научные труды блистательно доказали важность практического значения анатомии для клинической медицины. Н.И.Пирогов написал несколько крупных работ по хирургии. Главная из них — «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций». Этот труд положил начало новому хирургическому подходу к изучению анатомии. Внедрение новых методов исследования расширило возможности научной анатомии и еще более приблизило ее к клинической медицине. Так, открытие лучей Рентгена (1895 г.) и создание рентгеноанатомии сделало возможным при­менение метода рентгенодиагностики в клинике. Значение анатомии для врача любой специализации трудно переоценить, ибо «врач не анатом не только бес­полезен, но и вреден» (эпиграф к учебнику Е. О. Мухина «Курс анатомии»).

В Петербурге функциональное направление в медицине развивал Петр Францевич Лесгафт (1838―1909 гг.) — основоположник теоретической анатомии и зачинатель отечественной науки о физическом воспитании. К оценке физического воспитания он пришел от анатомии: по Лесгафту, форма непрерывно изменяется под влиянием функций и условий питания, следовательно, совершенная форма здорового организма прямо зависит от активного воздействия на него упражнений, разработанных на научной основе.

Он описал закономерности перестройки костного вещества под влиянием мышечной тяги, сформулировал принципы развития кровеносных сосудов и их взаимоотношений в зависимости от строения и функции органов, показал значение анастомозов между артериями в кровоснабжении органов и частей тела.

П.Ф. Лесгафт впервые проложил мостик между анатомией и физическим воспитанием.

ЭМБРИОЛОГИЯ

Эмбриология (греч. embryologia; от embryon — зародыш, logos — исторически сформировалась как учение об эмбриогенезе — внутриутробном Развитии плода от момента оплодотворения до рождения. Современная эмбриология изучает три периода индивидуального развития: предзародышевый — протогенез (греч. protogenesis), зародышевый — собственно эмбриогенез (греч. embryogenesis) и ранний послезародышевый — постнатальный онтогенез (греч. ontogenesis postnatalis).

Весьма близко к открытию яйцеклетки подошел голландский анатом и фи­зиолог Ренье де Грааф (1641 — 1673 гг.). С его именем связано совершенствование мно­гих методик исследования, например, применение сифона и клизм в анатомии. Грааф впервые изучил семенные канальцы и определил их как «сосуды, изго­товляющие семя». В 1672 г. он описал открытые им пузырьки женских половых желез, которые ошибочно принял за яйца, откуда и произошло назва­ние — «яичник» (лат. ovarium). Установить истину удалось лишь полтора столетия спустя, когда К. Бэр, используя более совершенную микроскопическую техни­ку, показал, что «граафовы пузырьки» являются лишь полостями, где образуют­ся яйцеклетки и откуда они высвобождаются в результате овуляции.

Каспар Фридрих Вольф (1733-1794 гг.), немец по происхождению, развил и экспериментально обосновал теорию эпигенеза (термин, предложенный Вольфом. (истор.; эпи- + греч. genesis происхождение, развитие) учение, согласно которому в процессе зародышевого развития происходит постепенное и последовательное образование органов и частей зародыша из вещества оплодотворенного яйца). Тщательно изучив ранние стадии развития цыпленка, он доказал, что куриное яйцо не содержит пресформированного зародыша. Более того, Вольф выделил в нем два листка зародышевой ткани и показал, что нижний, свертываясь в трубочку, образует пищеварительный канал, который не существует на ранних стадиях развития. По аналогии с этим наблюдением Вольф предположил, что из верхнего лис­тка формируется центральная нервная система и что все другие органы обра­зуются в результате постепенной структурной дифференцировки организма в процессе внутриутробного развития.

Карл (Максимович) Бэр (1792-1876 гг.) работал в Австрии и Германии, в 1834 г. переехал в Санкт-Петербург. Он открыл основные законы эмбриогенеза позвоночных и сделал важные теоретические обобщения в этой власти. Его труд «Развитие животных» (1828, 1837 гг.) является важнейшим классическим трудом в истории эмбриологии. Он впервые увидел и описал яйцо млекопитающих и человека (1827). Установив закон сходства зародышей различных классов позвоночных, он показал, что в процессе внутриутробного развития ранее всего обнаруживаются свойства типа, затем класса, отряда и далее, а видовые и индивидуальные признаки появляются на более поздних стадиях эмбриогенеза. Он показал также, что эмбрион человека развивается по аналогии со всеми позвоночными животными. Труды К. Бэра заложили основы сравнительной эмбриологии позвоночных.

Александр Онуфриевич Ковалевский (1840—1901 гг.) — академик Петербург­ской Академии наук — доказал связь между позвоночными и беспозвоночны­ми и разработал единую теорию развития зародышевых листков для всех пред­ставителей животного мира (1874 г.), что до сих пор является основным обоб­щением эмбриологии.

Илья Ильич Мечников (1845 —1916 гг.) — академик многих академий мира, лауреат Нобелевской премии (1908 г.), в период с 1865 по 1886 г. совместно с А. О. Ковалевским опубликовал ряд фундаментальных работ по сравнительной и эволюционной эмбриологии.

Эмбриология стала одной из важнейших биологических дисциплин. Ее применение в медицине не ограничивается областью анатомии и гистологии, она имеет важное значение для развития профилактической медицины и борьбы с наследственными заболеваниями, для разработки новых методов тестирования фармакологических препаратов. Большие перспективы эмбриологии связаны с развитием генетики и многих других областей медицинской науки.

Развитие хирургии. Местное обезболивание. История наркоза (эфир,Дж.Уоррен, 1846; хлороформ, Дж.Симпсон, 1847). Вклад Н.И.Пирогова в изучение и применение наркоза. Борьба с раневой инфекцией. Асептика (И.Земельвейс, 1847). Антисептика (Дж.Листер, 1865). Механическая, физическая, химическая антисептика. Стерилизация. Автоклавирование. Хирургические перчатки. Халаты. Устройство операционных. Остановка кровотечения. Жгут. Хирургический инструментарий. Сосудистый шов (А.Каррель). Научные переливание крови. Основы оперативной техники. Полостная хирургия (Т.Бильрот,Т.Кохер). Военно-полевая хирургия (Н.И.Пирогов).

Хирургия. Основной задачей хирургии во второй половине XIX века яви­лась борьба с инфекцией раны. Создание и развитие антисептики и асептики значительно способ­ствовало дальнейшему развитию хирургии. Гнойные осложнения после операции и после ранений были бичом хирургов. Нагноения, замедляли заживление ран, вызы­вали у раненых и больных после операций септические осложнения, истощали раненых и оперированных и часто приводили к смертельному исходу. В начале XIX века крупный французский военно-полевой хирург Ларрей, опасаясь развития гнойных осложнений после огнестрельных ра­нений и стремясь приблизить медицинскую помощь к полю сражения, соз­давал в армии Наполеона особые подвижные перевязочные пункты и в большом количестве применял ранние ампутации при огнестрельных ране­ниях конечностей. Русские врачи — участники Отечественной войны 1812 г. и последующих походов в Западную Европу — применили эвакуа­цию и организовали военно-развозные госпитали, выявившие преимуще­ства русской военной медицины.

Еще до открытий Пастера отечественные хирурги И. В. Буяльский и Н. И. Пироговвели борьбу с раневой инфекцией. И. В. Буяльскийпри­менял антисептический раствор хлорной извести для обмывания рук и считал это лучшим предохранительным средством для операторов, акуше­ров, повивальных бабок, врачей и фельдшеров как при операциях, внут­ренних осмотрах, перевязывании гангренозных, венерических и нанесенных бешеными животными ран, так и при вскрытии мертвых тел. Н. И. Пирогов при лечении ран применял йодную настойку, раствор хлорной извести, азотнокислое серебро. В 1841 г. в своей петер­бургской клинике он выделил особое отделение для больных пиемией, рожей и гангреной, чтобы предупредить внутригоспитальную инфекцию.

Антисептика (лат. antiseptica; от греч. anti — против, septicos — гнилостный, вызываюший нагноение) — комплекс мер, направленных на уничтожение микроорганизмов в ране, патологическом очаге или организме в целом.

Научное обоснование антисептики и асептики стало возможным только пос­ле работ Л.Пастера, который показал, что процессы брожения и гниения свя­заны с жизнедеятельностью микроорганизмов.

Английский хирург Джозеф Листер 1827 — 1912 гг. — основоположник антисептики (1867 г.).

― сформулировал тезис: «Ничто не должно касаться раны, не будучи обеспложенным»;

— ввел химические методы борьбы с раневой инфекцией;

— дал научное объяснение хирургической инфекции;

―впервые разработал комплекс мероприятий по борьбе с хирургической инфекцией. Метод Листера основан на применении 2—5 % растворов карболовой кислоты (водных, масляных и спиртовых) и представляет стройную систему антисептики (уничтожение микробов в самой ране) с элементами асептики (обработка предметов, соприкасающихся с раной). Карболовая кислота была токсична.

— в качестве шовного материала предложил рассасывающийся антисептический кетгут.

— придавал значение воздушной инфекции (перед началом и во время операции в воздухе операционной распыляли карболовую кислоту при помощи специального распылителя). Карболовая повязка защищала рану (1865). Послеоперационные осложнения и смертность снизились в несколько раз.

Устройство операционных (асфальтные вместо деревянных полы). В 1880 г. предложена стерилизационная печь; в 1884г. – автоклав; во 2-й половине Х1Х в. появляются белые халаты.

Виды антисептики:

Различают несколько видов антисептики: биологическую (посредством антибиотиков, бактериофагов и т.п.), механическую (Пирогов, удаление из раны инородных тел, жидкостей и иссечение тканей с находящимися в них возбудителями), физическую (посредством гигроскопических повязок, ультрафиолетового облучения, сухого тепла и т.п.), химическую (посредством антисептических средств — йода, спиртов, кислот, щелочей и т.п.) и смешанную (сочетание четырех предыдущих видов).

Антисептика значительно снизила число осложнений при ранениях и оперативных вмешательствах, но не разрешила проблемы борьбы с раневой инфекцией.

В начале 80-х годов русские клинические и земские хирурги внесли ряд оригинальных предложений и изобретений, проделали экспериментальные работы, способствовавшие дальнейшему развитию антисептики. Н. В. Скли­фосовский предложил для этой цели йодоформ (обеззараживающее средство жёлтые кристаллы с резким запахом), П. И. Дьяконов применял нафталин.

Асептика (лат. aseptica; от греч. а— приставка отрицания, и septicos — гнилостный, вызывающий нагноение) — система мероприятий, направленных на предупреждение попадания микроорганизмов в рану, ткани, органы и полости тела при хирургических операциях, перевязках и других лечебных процедурах.

Венгерский акушер И г н а т и й Филипп 3 е м м е л ь в е й с ( 1818— 1865) изучил причины послеродовой горячки и огромной смертности пос­ле нее и установил, что истинная причина родильной лихорадки кроется в переносе заразного начала руками и инструментами акушеров. В 1847 г. Земмельвейс стал применять хлорную воду для дезинфекции рук акушеров и родовых путей женщин и быстро добил­ся того, что смертность рожениц снизилась с 18,3 до 1,3%. Земмельвейса поддержали Рокитанский и Шкода, но против него выступило большин­ство, в том числе крупнейшие акушеры того времени и Вирхов. Земмель­вейс ранее, чем Листер, установил причину послеродового сепсиса и ввел антисептику.

Листер указывал, что высокая температура и кипячение уничтожают микробов, но практически применимым в хирургии он считал только химические вещества. Асептика включала некоторые приемы, выработанные антисептикой (строгая чистота операционной, обработка дезинфицирующими раство­рами операционного поля и рук хирурга). Кроме того, была введена стерилизация инструментов, перевязочного материала и одежды персо­нала операционной. В 1881 г. Р.Кох предложил стери­лизатор текущим паром для обеспложивания лабораторной посуды и пи­тательных сред; затем этот стерилизатор усовершенствовали. В 1884 г. русский врач Л. О. Гейденрейх впервые в мире доказал, что более со­вершенна стерилизация паром при повышенном давлении и предложил использовать для стерилизации автоклав. После экспериментальных ра­бот микробиологов физические методы дезинфекции использовали гигие­нисты и инфекционисты, и уже в середине 80-х годов наиболее рациональ­ными способами дезинфекции были признаны кипячение и дезинфекция водяными парами. Переход от антисептики к асептике был плавным, ибо единая идея — уничтожение микробов — объединяла оба метода.

Асептический метод включает:

― стерилизацию в кипящей воде или паром инструментов, перевязочного и шов­ного материала;

― специальную систему мытья рук хирурга;

― комплекс санитарно-гигиенических и организационных мероприятий в хирургическом отделении (применение радио­активного излучения, ультрафиолетовые лучи, ультразвук и т.д.).

Немецкие хирурги Эрнст Бергманн, 1836—1907 гг., Курт Шиммелъбуш, 1860 —1895. ― основоположники асептики.

Идея метода была навеяна практикой Р.Коха, который стерилизовал паром лабораторную посуду. В 1890 г. Бергманн и Шиммельбуш впервые доложили о методе асептики. В России широкое внедрение принципов антисептики и асептики связано с деятельностью Н.В.Склифософского, К.К.Рейера, П.П.Пелехина, Г.А.Рейна, Н.А.Вельяминова, В.А.Ратимова, М.Я.Преображенского, М.С.Субботина, П.И.Дья­конова и многих других ученых.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.