Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Фронтальная работа с классом по вопросам

Учитель истории и обществознания

Топорова Валентина Ивановна

Тема: Урок-повторение «Русь Древняя».

 

Цель урока: 1) проверка качества знаний и умений обучающихся: ориентация в хронологических рамках, характеристика понятий и терминов, оценка событиям и данного времени в целом;

Задачи урока:

1. формировать мировоззрение о тесной связи занятий людей в древности и их представлений об устройстве окружающего мира,

2. развивать умение работать с атласом и контурной картой

3. формировать умение сравнительного анализа по историческим документам

4. уметь соотносить даты и события, произведения и их авторов

5. формировать логическое мышление (нахождение логической цепочки в историческом диктанте)

6. воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма.

 

Оборудование урока:

1. карта «Киевское государство в IX – XI вв.», атлас, контурная карта

2. листочки с заданиями.

3. кроссворд на ватмане

4. презентация (опорная схема урока)

Ход урока:

I. Сообщение темы и целей урока.

II. Работа с классом.

Ребята, сегодня мы с вами окунемся в мир древних восточных славян. Для эффективности работы мы будем работать индивидуально, в парах, в группах и коллективно.

Итак, на столах у каждого находятся тесты, карточки-задания, вопросы, чистые листы. По моей просьбе вы будете раскрывать необходимые карточки-задания и приступать к их выполнению по указанию. Все задания выполняются на чистых листочках. После выполнения задания, предлагается вслух назвать правильные ответы. Это позволяет учащимся сразу же подвести итоги и запомнить правильный ответ .Количество правильных ответов ученика (в соотношении с баллами) заполняет сосед по парте в специальном дневнике:

ФИ ученика

                 

Итого:_________ Оценка___________

 

Критерии оценивания: 10-20 баллов – оценка «3», 21-25 баллов – оценка «4», 26 и более баллов – оценка «5»

 

Работать будем по следующему плану:

1. Фронтальная работа с классом по вопросам.

2. Соотнесите даты и события.

3. Объясните понятия (устно).

4. Соотнесите произведение и авторов

5. Тестирование.

6. Кроссворд.

7. Работа с контурной картой

8. Работа с документом

9. Исторический диктант.

1. Фронтальная работа проводится для организации «мозгового штурма». Ученики отвечают, дополняют друг друга, исправляют. Самые яркие ответы отмечаются баллами, которые могут покрыть небольшие, несущественные недостатки в письменных заданиях. Балл дается давшему исчерпывающий ответ на вопрос, не требующий дополнения.

2. Учащиеся выполняют самостоятельно, затем проверяются правильные ответы (каждый правильный ответ – 1 балл)

3. Небольшая передышка от письменной работы, в результате которой у учеников вновь могут появиться баллы - устные ответы групп (полный исчерпывающий ответ – 1 балл) – одинаковые баллы получает группа (стимул к работе слабоуспевающих)

4. Учащиеся выполняют парами, затем проверяются правильные ответы ( каждый правильный ответ – 1 балл) – одинаковые баллы получает пара

5. Учащиеся выполняют самостоятельно, затем проверяются правильные ответы (каждый правильный ответ – 1 балл)

6. Устная коллективная работа - решение кроссворда (за каждый правильный ответ – 1 балл).

7. Индивидуальная работа по контурной карте (оценивается отдельно)

8. Сравнительный анализ документов выполняется в тетради. 2 баллов – за исчерпывающий ответ

9. Устная коллективная работа по исправлению ошибок в историческом диктанте (исправление 1 ошибки – 1 балл)

 

Фронтальная работа с классом по вопросам.

1. Занятия восточных славян /земледелие, скотоводство, бортничество, охота, рыболовство/

2. а) Религия славян б) Боги /а) язычество – вера во множество богов; б) Перун, Стриборг, Макошь, Ярило /

3. Соседи восточных славян /финноугорские племена, Волжская Булгария, Хазарский каганат, Аварский каганат, Тюркский каганат, Византия/

4. Племена восточных славян /древляне, поляне, словене, ильменские, угличи/

5. Значение слов «Русь», «Россия» /Русь – варяги были русыми; Россия – река Рось/

6. Города восточных славян /Киев, Ладога, Новгород, Смоленск/

7. Путь из «варяг в греки» /Балтийское море – Ладожское озеро – озеро Ильмень – река Днепр – Черное море/

8. Легенда об Олеге /умер от укуса змеи, которая выползла из черепа его лошади/

9. Смерть Игоря /повторный сбор дани у древлян – разорвало, т.к. был привязан к двум березам /

10. Месть Ольги /по 3 голубя и 3 воробья у древлян – с зажженными факелами отправила обратно - пожар/

 

2. Соотнесите даты и события:

1. Повесть временных лет а. 988

2. Правление Владимира б. 1113

3. Гибель Игоря в. 972

4. «Слово о законе и благодати» г. 1019-1054

5. Правление Ярослава д. 980 – 1015

6. гибель Святослава е. 945 – 957

7. Принятие христианства ж. 1049

8. Правление Ольги з. 945

9. Любечский съезд и. 1113 – 1125

10. Правление Владимира Мономаха к. 1097

 

/1б; 2д; 3з; 4ж; 5г; 6в; 7а; 8е; 9к; 10и./

3. Объясните понятия(по группам, устно).

I. Наместник – глава местного управления, назначенный центральной властью.

Летопись – описание исторических событий по годам.

Норманны – варяги из Скандинавии.

II. Вече - Народное собрание.

Фреска – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке.

Полюдье – объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани.

III. Народное ополчение – военное формирование, состоящее из граждан и создаваемое на добровольных началах в случае военных действий.

Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков.

Быт – повседневная жизнь.

4.Соотнесите произведение и автора:

1. Устав и Поучение а. Даниил

2. Слово о законе и благодати б. Нестор

3. Остромирово Евангелия в. Илларион

4. Хождение игумена г. Владимир Мономах

5. Повесть временных лет д. диакон Григорий

6. Русская Правда е. Ярослав Мудрый

 

/1г; 2а; 3; 4; 5б; 6е; /

5.Тестирование:

1. Олег приходился Игорю:

а. дядей

б. племянником

в. дружинником

г. двоюродным братом

 

2. Назовите дату объединения новгородских и киевских земель:

а. 862

б. 882

в. 892

г. 902

 

3. Соотнесите определения и понятия:

1. размер дани князю а. погост

2. место сбора дани б. урок

 

4. принятие христианства произошло при князе:

а. Владимире

б. Ярославе

в. Игоре

г. Ольге

 

5. «Русская Правда» создана:

а. Игорем

б. Ярославом Мудрым

в. Владимиром Мономахом

г. Олегом

 

6. Язычество – это

а. Религия, которую исповедали славяне

б. Налоговая политика

в. Религиозные обряды

г. Управление государством

 

7. Укажите название государства у славян

а. Славянское государство

б. Киевская Русь

в. Россия

г. Русское государство

 

8. Былины – это

а. мифы восточных славян

б. хроника

в. сказание о богатырях

г. Летопись

 

Ключи к тесту:1 а; 2б; 3 – 1б, 2а; 4а; 5б; 6а; 7б; 8г.

6. Кроссворд:

Вопросы к кроссворду:

1. Жилище князей и бояр (хоромы)

2. Какого киевского князя называли Мудрым (Ярослав)

3. Кочевые племена, совершавшие набег на земли Киевской Руси (печенеги)

4. Кто предупреждал: «Иду на Вы!» (Святослав)

5. Любовь к Родине (патриотизм)

6. Ветвь христианства, принятая на Руси от Византийского патриарха (православие)

7. Глава русской православной церкви (митрополит)

8. Строительство зданий (зодчество)

9. Местный правитель, который от имени князя вершит суд, собирает дань. (посадник)

10. Языческий бог (Стрибог)

1  
2  
3  
4  
5  
6
7  
8  
9  
10  

7. Работа с конкурной картой (выполнить задания к контурной карте «Образование Древнерусского государства», опираясь на атлас)

8. Работа с документом:

Ответить на вопросы к документам

9. Исторический диктант:

В тексте допущены 12 ошибок. Учащиеся должны найти их и дать правильный ответ, т.е. исправить ошибку. За каждое правильное исправление начисляется один балл.

«Откуда есть пошла Русская земля»

Этот вопрос впервые в начале XI (XII) века задал Ярослав Мудрый, один из самых просвещенных правителей Киевской Руси (монах Киево-Печерского монастыря Нестор). Большинство историков считают славян коренным населением Восточной Европы. Славянином по отцу был и первый русский (варяжский) князь Трувор (Рюрик), положивший начало династии Труворовичей (Рюриковичей) на русском престоле.

Объединение Киева и Новгорода с помощью военной силы произошло в 982 (882) году, когда на киевский престол взошла княгиня Ольга (князь Олег). А через шесть (106) лет ее внук Ярослав Мудрый (Владимир Святой) окрестил Русь, приняв православную ветвь христианства в 988 году.

Киевские князья правили Русью, как князья сильнейшего славянского племени древлян (полян). Именно древляне не потерпели на престоле князя Игоря, отличавшегося большой жадностью при сборе дани, убив его в 985 (945) году. Гибели князя Игоря и его дружины посвящено «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.