Субъектами государственного регулирования яв-ляются наднациональные, национальные, центральные или федеральные, региональные, муниципальные и местные органы управления
Государство для реализации целей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования.
Прямое вмешательство осуществляет государство как собственник материальных ресурсов, управляя государственными предприятиями и учреждениями. Прямое вмешательство государства проявляется в принятии законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между субъектами рынка. Прямым регулированием является разработка долгосрочной экономической стратегии, т.е. промышленной политики и программирования.
Косвенное государственное регулирование представляет собой форму влияния государства на экономическое поведение производителей и потребителей через предложение и спрос. Инструментами косвенного регулирования является бюджетная, кредитно-денежная, налоговая, амортизационная, валютная и внешнеэкономическая политика. Среди рычагов косвенного регулированияможно выделить меры ценового характера и меры количественного характера. К мерам ценового характера относятся налоговые льготы, штрафные санкции, льготные кредиты, правительственные гарантии под кредит коммерческих банков на инвестиции и инновации, таможенные пошлины, экспортные премии, ускоренная амортизация, финансовый и промышленный лизинг и т.д. Мерами количественного характера являются регулирование запасов товаров, запрет на импорт, валютная интервенция и др.
В последнее время возникли новые формы государственного регулирования.К ним относится принятие на себя государством обязательств в области образования, формирования и поддержки фундаментальной науки, создания специальных зон для разработки современных технологий, решение экологических вопросов и др.
Концепции государственного регулирования
Экономики
В каждой конкретной стране и в каждое конкретное время могут существовать либо преобладать конкретные формы и методы регулирования в зависимости от специфики страны, ее исторически сложившихся экономических, политических, правовых, национальных, культурных и других особенностей. Это определяет национальную модель государственного регулирования.
Так, в японскойразновидности рыночной экономики (Япония, Индия, Турция, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Южная Корея) имеет место активное государственное регулирование с применением методов прямого вмешательства, хотя в последнее время здесь усиливается роль рыночных регуляторов.
Для американскойразновидности (США, Великобритания) характерна неактивная модель государственного регулирования, когда государство гибко используется там и тогда, где и когда рынок дает «осечку». Здесь государственное регулирование осуществляется по остаточному принципу, т.е. регулируются те аспекты, которые не поддаются эффективному воздействию рыночного механизма.
В европейскойразновидности рыночной экономики (Германия, Швеция, Франция, Италия) роль государственного регулирования велика, по преимуществу используются методы прямого вмешательства с ориентиром на его социальную направленность.