Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Экономики. Экономические функции государства



ТЕМА 13.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ

РЕГУЛИРОВАНИЕ

ЭКОНОМИКИ

 
 


Необходимость государственного регулирования экономики. Экономические функции государства.

Методы государственного регулирования экономики.

Концепции государственного регулирования экономики.

 

 
 


Необходимость государственного регулирования

экономики. Экономические функции государства

Многообразные экономические функции государства можно объединить в пять классических групп.

1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы,спо­собствующих эффективному функционированию рыночного механизма. Для нормального осуществления экономической деятельности хозяйст­вующие субъекты должны быть защищены законодательно. Гражданский кодекс регулирует отдельные аспекты, виды и сферы рыночных отноше­ний, в частности, статус предприятий, права собственника, обеспечение свободы предпринимательства, антимонопольные отношения, отношения по поводу сделок, защиты прав потребителя, деятельности банковской сферы, правил поведения субъектов рынка и т.д. Финансовое, трудовое и уголовное законодательства также призваны улучшать условия функцио­нирования рынка и создавать более стабильную ситуацию в стране.

2. Защита конкуренции.Правительство, защищая конкурентную среду, либо устанавливает контроль над монополиями через регулирова­ние цен и установление стандартов на предоставляемые услуги (в случае естественных монополий), либо вводит антимонопольные законы с целью защиты и усиления конкуренции, а также стимулирования деловой активности.

3. Перераспределение доходовграждан и хозяйственных организа­ций. Часть первичных доходов экономических субъектов поступает в виде налогов государству для образования централизованных средств, или каз­ны государства, которые идут затем на закупку товаров, предоставление дотаций, субсидий, субвенций, пособий на обеспечение социальной защи­ты граждан, в том числе и пособий по безработице, на содержание органов госу­дарственной власти и государственного управления, финансирование государственного сектора экономики, на оборону. Перераспределение дохо­дов осуществляется, следовательно, через налогообложение, финансовую систему, государственное регулирование цен, политику доходов, социаль­ную политику.

4. Перераспределение ресурсов.В рыночной экономике могут иметь место случаи непропорционального распределения ресурсов, когда производится либо не то количество продуктов и услуг, либо ресурсы на производство определенных продуктов и услуг вообще не выделяются. Поэтому правительство берет на себя выпуск товаров, которые называют­ся общественными. К ним относятся товары оборонного назначения, строительство автомагистралей, аэропортов, школ, затраты на экологию, дорожная разметка и знаки, затраты на содержание правоохранительных органов и т.д. Высвобождение ресурсов из частного сектора и направле­ние их на производство общественных товаров государство осуществляет с помощью налогообложения.

5. Стабилизация макроэкономических колебаний.Поскольку экономика любой страны подвержена конъюнктурным колебаниям и цикличности, государство разрабатывает и осуществляет антикризисные, анти­инфляционные меры. Государство перераспределяет ресурсы, проводит политику занятости населения, аграрную, инвестиционную и промышленную (структурную, природоохранительную, энергетическую, научно-техническую, инновационную) политику. Государство регулирует денеж­ное обращение, обеспечивает устойчивость национальной валюты, а так­же контроль за внешнеэкономической деятельностью.

В условиях рыночной экономикигосрегулирование имеет следующие черты:

1. Корректирующее воздействие на экономику (мягкое, в отличие от управления).

2. Побудительный характер (новые сферы экономики, новые виды технологий и др.).

3. Ориентация на определенный тип деятельности, определенную сферу и т.д.

4. Стимулирование развития (перераспределения населения, например по территории страны или района).

Цели государственного регулированиярыночной экономики:

1. Нивелирование негативных последствий рыночной стихии, неизбежных при функционировании экономики в соответствии с законами спроса и предложения на различных рынках.

2. Создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики.

3. Обеспечение социальной защиты тех групп населения, положение которых в условиях рынка становится наиболее неустойчивым.

Стратегия госрегулирования рыночной экономики основывается на следующих принципах:

1. Государство должно способствовать развитию рыночных форм организации экономики, а не угнетать их, что выражается в финансовой поддержке, главным образом, тех социально значимых отраслей, которые не привлекают частный бизнес из-за малой прибыльности. Господдержка осуществляется в таких отраслях, как агропромышленный комплекс, геологоразведка, энергетика (особенно АЭС), военно-промышленный комплекс, национальные музеи, заповедники, парки и т.д.

2. Государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Если этот принцип не действует, то государственные предприятия подавляют частные.

3. Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности общества.

4. Государственное вмешательство в рыночные процессы должно осуществляться возможно более тонкими экономическими и правовыми методами. Государственное регулирование экономики обеспечивается через реализацию государством (правительством) их экономических функций.

Основная экономическая задачагосударственного вмешательства в экономику состоит в том, чтобы посредством системы экономических хозяйственных механизмов воздействовать на «провалы рынка», способствовать сбалансированности потока общих расходов на товары и услуги с денежной массой, обеспечивающей этот товарооборот, а также создавать нормальные стимулирующие условия для роста производства, накопления, развития предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов всех форм собственности и т.д.

 

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.