1. Какова роль общего развития человека в волевой регуляции его поведения и деятельности?
2. В чем заключается роль дополнительных мотивов и понимания значимости действий в развитии и укреплении волевого поведения?
3. Как вы думаете, каким должен быть внешний контроль со стороны взрослых за учебной деятельностью детей в контексте развития волевой регуляции школьников?
Тема 1.8. Эмоционально-волевая организация субъекта (воля). Семинарское занятие.
ПЛАН
1. Воля и волевые действия человека.
2. Физиологические механизмы волевого действия.
3. Психологическая структура волевого акта.
ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПО ТЕМЕ
Борьба мотивов —этап волевого действия, связанный с принятием решения.
Влечение —инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания.
Волевое усилие —форма психического отражения, проявляющегося в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних или внутренних препятствий.
Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Желание —осознанное влечение, отражающее потребность; переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить. Принятие решение — выбор одного из вариантов решения задачи.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Значение воли в организации деятельности и общения человека.
2. Понятия, признаки и проявление воли у человека.
3. Волевая регуляция поведения как его переосмысление.
4. Участие воли в разных этапах осуществления деятельности
5. Раскройте связь воли и мотивации.
6. Воля и рефлексия.
7. Связь волевой регуляции поведения с борьбой мотивов потребностями и целями человека.
ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
Задание № 1. Определите, где в предложенных ситуациях мы имеем дело с побудительной, а где с тормозной функций воли.
1. Пятиклассник Вова упорно трудится над задачей по математике, потому что хочет побыстрее пойти к соседу Мише посмотреть по видику фильм с Клодом Ван Даммом, а мама сказала, что пойти можно только после того, как будут сделаны все уроки на завтра.
2. Абитуриент-ветеран Александр Неудачников уже в шестой раз недобирает баллы для поступления на факультет психологии' поэтому будет еще упорнее готовиться для поступления в седьмой раз.
3. Студент-медик Игорь целую ночь перед экзаменом учит анатомию. Латинские названия мышц, костей и нервов путаются и забываются, но Игорь воодушевляет себя мыслью, что он должен сдать этот последний экзамен, чтобы не потерять стипендию.
4. Официант ресторана «Модерн-на-Упе» Жорж Березкин был словесно оскорблен подвыпившим Пьером Афонькиным, облит им водкой «Жириновский», получил в лицо порцию салата а-ля Цезарь, а о его смокинг Пьер вытер руки. Тем не менее официант стойко перенес содеянное в расчете на щедрые чаевые.
Материалы для заданий взяты из книги: Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.
5. Женщина бальзаковского возраста Фаина Константиновна, вес которой составляет 150 кг, третий день сидит на диете, чтобы к субботе вместиться в платье, надеть которое она собирается на свидание с Иннокентием Аркадьевичем.
6. Тринадцатилетний Боб у светофора на Варшавке моет стекла в проезжающих иномарках. Заработанные собственным трудом деньги он бережет от случайных соблазнов, чтобы к весне купить себе кожаную «косуху», как у его кумира Вилли.
Задание № 2. Оцените приведенный список слов с точки зрения того, какие из них, будучи применяемыми к себе, в большей мере характеризуют людей с сильной или слабой волей.