Категории учебных целей в когнитивной области (по Б. Блуму)
Когнитивная область
1. Знание:
1) конкретного материала;
2) терминологии;
3) фактов;
4) способов и средств обращения с конкретным материалом;
5) конвенций — определений;
6) тенденций и результатов;
7) системы понятий и категорий;
8) критериев;
9) методологии;
10) универсальных понятий и абстракций данной области знаний;
11) законов и обобщений;
12) теорий и структур.
2. Понимание:
1) объяснение;
2) интерпретация;
3) экстраполяция.
3. Применение.
4. Анализ:
1) элементов;
2) взаимосвязей;
3) принципов построения.
5. Синтез:
1) единичное сообщение;
2) разработка плана и возможной системы действий;
3) получение системы абстрактных отношений.
6. Оценка:
1) суждение на основе имеющихся данных;
2) суждение на основе внешних критериев.
Аффективная область
1. Стремление (имеется в виду направленность внимания):
1) осознание;
2) желание достичь чего-либо;
3) произвольное или избирательное внимание.
2. Ответная реакция:
1) согласно на ответ;
2) желание ответить;
3) удовлетворение от ответа.
3. Оценивание:
1) принятие какой-то ценности;
2) предпочтение какой-то ценности;
3) обязательность какой-то ценности.
4. Организация:
1) концептуализация ценности;
2) выработка системы ценностей.
5. Предпочтение на основе ценности или ценностного комплекса:
1) обобщенная установка;
2) предпочтение.
Обеспечить декомпозицию преподавателем целей обучения в конкретные задачи помогут таксономии целей, разработанные Б. Блумом и его последователями. В них представлены цели обучения в когнитивной (познавательной) и аффективной (эмоционально-ценностной) областях (табл. 1,2). Первая из них включает цели, традиционно рассматриваемые в российской педагогике как обучающие и интеллектуально-развивающие, вторая — воспитательные. Таксономия (от греч. taxis — расположение по порядку и nomos — закон) — термин, обозначающий последовательное расположение целей обучения по степени их усложнения. В основе таксономии когнитивных целей лежит продвижение обучающегося по уровням усвоения. Б. Блум не фиксирует категорию учебных целей, связанную с первым уровнем усвоения.
Таблица 1
Категории учебных целей в когнитивной области (по Б. Блуму)
Основные категории учебных целей
Примеры обобщенных типов учебных целей
1. Знание — запоминание и воспроизведение изучаемого материала
2. Понимание — преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую: интерпретация материала студентом (объяснение, краткое изложение); предположение о дальнейшем ходе явлений, событий
3. Применение — умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях
4. Анализ — умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура
5. Синтез — умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной
6. Оценка — умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследования, исследовательских данных) для конкретной цели
Студент знает: употребляемые термины; конкретные факты; методы и процедуры, основные понятия, правила и приемы
Студент: понимает факты, правила и принципы; интерпретирует схемы, графики, диаграммы; преобразует словесный материал в математические выражения
Студент: применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры, использует понятия и принципы в новых ситуациях
Студент: выделяет скрытые (неявные) предположения, видит ошибки и упущения в логике рассуждения, проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных
Студент: пишет творческие работы, предлагает план проведения эксперимента, использует знания из разных областей, чтобы составить план решений той или иной проблемы
Студент: оценивает логику построения материала в виде письменного текста, оценивает соответствие выводов имеющимся данным, оценивает значимость того или иного продукта деятельности исходя из внутренних критериев, оценивает значимость того или иного продукта деятельности исходя из внешних критериев качества
Данная таксономия учебных целей поможет преподавателю спланировать цели обучения по конкретному разделу, теме, определить эталон усвоения и предъявить его студентам. При этом необходимо обратить внимание на более точное и четкое формулирование развивающих целей, которые также должны быть определены через обозначение конкретных умственных и других психических действий, на овладение которых направлены усилия преподавателя и студентов.