Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Категории учебных целей в когнитивной области (по Б. Блуму)

Когнитивная область

1. Знание:

1) конкретного материала;

2) терминологии;

3) фактов;

4) способов и средств обращения с конкретным ма­териалом;

5) конвенций — определений;

6) тенденций и результатов;

7) системы понятий и категорий;

8) критериев;

9) методологии;

10) универсальных понятий и абстракций данной области знаний;

11) законов и обобщений;

12) теорий и структур.

2. Понимание:

1) объяснение;

2) интерпретация;

3) экстраполяция.

3. Применение.

4. Анализ:

1) элементов;

2) взаимосвязей;

3) принципов построения.

5. Синтез:

1) единичное сообщение;

2) разработка плана и возможной системы действий;

3) получение системы абстрактных отношений.

6. Оценка:

1) суждение на основе имеющихся данных;

2) суждение на основе внешних критериев.

 

Аффективная область

1. Стремление (имеется в виду направленность вни­мания):

1) осознание;

2) желание достичь чего-либо;

3) произвольное или избирательное внимание.

2. Ответная реакция:

1) согласно на ответ;

2) желание ответить;

3) удовлетворение от ответа.

3. Оценивание:

1) принятие какой-то ценности;

2) предпочтение какой-то ценности;

3) обязательность какой-то ценности.

4. Организация:

1) концептуализация ценности;

2) выработка системы ценностей.

5. Предпочтение на основе ценности или ценност­ного комплекса:

1) обобщенная установка;

2) предпочтение.

 

 

Обеспечить декомпозицию преподавателем целей обучения в конкретные задачи помогут таксономии целей, разработанные Б. Блумом и его последователями. В них представлены цели обу­чения в когнитивной (познавательной) и аффективной (эмоци­онально-ценностной) областях (табл. 1,2). Первая из них вклю­чает цели, традиционно рассматриваемые в российской педаго­гике как обучающие и интеллектуально-развивающие, вторая — воспитательные. Таксономия (от греч. taxis — расположение по порядку и nomos — закон) — термин, обозначающий последо­вательное расположение целей обучения по степени их услож­нения. В основе таксономии когнитивных целей лежит продви­жение обучающегося по уровням усвоения. Б. Блум не фиксиру­ет категорию учебных целей, связанную с первым уровнем ус­воения.

Таблица 1

Категории учебных целей в когнитивной области (по Б. Блуму)

 

Основные категории учебных целей Примеры обобщенных типов учебных целей
1. Знание — запоминание и вос­произведение изучаемого матери­ала     2. Понимание — преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую: интерпретация материала студен­том (объяснение, краткое изложе­ние); предположение о дальнейшем ходе явлений, событий   3. Применение — умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях   4. Анализ — умение разбить мате­риал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура     5. Синтез — умение комбиниро­вать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной     6. Оценка — умение оценивать зна­чение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследования, ис­следовательских данных) для кон­кретной цели   Студент знает: употребляемые термины; конкретные факты; ме­тоды и процедуры, основные по­нятия, правила и приемы   Студент: понимает факты, прави­ла и принципы; интерпретирует схемы, графики, диаграммы; пре­образует словесный материал в математические выражения     Студент: применяет законы, те­ории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует пра­вильное применение метода или процедуры, использует понятия и принципы в новых ситуациях   Студент: выделяет скрытые (не­явные) предположения, видит ошибки и упущения в логике рас­суждения, проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных   Студент: пишет творческие рабо­ты, предлагает план проведения эксперимента, использует знания из разных областей, чтобы соста­вить план решений той или иной проблемы   Студент: оценивает логику постро­ения материала в виде письменно­го текста, оценивает соответствие выводов имеющимся данным, оце­нивает значимость того или иного продукта деятельности исходя из внутренних критериев, оценивает значимость того или иного продук­та деятельности исходя из внешних критериев качества

 

Данная таксономия учебных целей поможет преподавателю спланировать цели обучения по конкретному разделу, теме, опре­делить эталон усвоения и предъявить его студентам. При этом не­обходимо обратить внимание на более точное и четкое формули­рование развивающих целей, которые также должны быть опре­делены через обозначение конкретных умственных и других психических действий, на овладение которых направлены усилия преподавателя и студентов.

Таблица 2

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.