Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Опережающее отражение действительности



Во всех случаях жесткого и. динамического программи­рования поведения животных, направленного на удовлетво­рение какой-либо потребности, отчетливо видно, что всем их поведением руководит будущий конечный приспособительный результат этой деятельности. Так оса, роющая норку и па­рализующая сверчка, в своем поведении руководствуется не­обходимостью закладки яиц в норку и ее замуровывания. Голодные животные в своем поиске пищевых веществ стре­мятся к будущему приему пищи. Половое поведение опреде­ляется будущим половым актом и т. д.

Предвидение результатов будущего действия можно от­четливо наблюдать в поведении обезьян. Если, например, обезьяне показать банан и затем выбросить его в окно, то она не бросается в окно, а выходит из дома в дверь, подходит к окну с наружной стороны и находит банан. Положение бана­на за окном в данном случае все время удерживается в голо­ве обезьяны и руководит ее поведением.

Многочисленные подобные примеры приводятся в наблю­дениях академика И. С. Бериташвили за поведением живот­ных в свободных условиях. Можно, например, завязать глаза собаке, однажды видевшей корм в определенном месте ком­наты, как она немедленно найдет местоположение корма. Свойство предвидеть будущие события выражено различно у разных животных. Так оказалось, что голодная курица пы­тается достать корм, находящийся перед ней за решеткой. Со­бака же решает эту задачу иначе. Она обходит решетку. Зна­чит, аппарат предвидения будущих событий, который форми­руется в экстренных условиях, лучше развит у собаки, чем у курицы.

Отчетливый пример оценки будущих событий представ­ляет строительная деятельность бобров. Место для постройки жилища они выбирают так, чтобы из него весь год был обес­печен удобный выход в воду даже в том случае, если замерз­нет поверхностный слой воды. Подтачивая дерево, бобры грызут ствол больше с той стороны, которая дальше от воды, с тем чтобы дерево упало в воду. Наконец, самое удивитель­ное— это строительство бобрами «плотины». Плотина строит­ся в основном для добывания пищи. Однако при этом преду­сматривается все, чтобы создать и поддерживать в будущем определенный уровень воды в реке.

Поразительные механизмы предвидения будущих событий наблюдаются в поведении осы-сфекса. Парализуя сверчка, она не убивает его, а приводит в анабиотическое состояние.

В таком состоянии насекомое не разлагается и может слу­жить хорошей пищей для личинки осы.

Интересно, что срок хранения сверчка только немногим превышает срок развития личинки. После этого сверчок начи­нает разлагаться. Разве это не удивительное предвидение бу­дущих событий! Однако и сама личинка в своем поведении как бы предвидит будущие события. Она поедает отложенную родителями добычу так, чтобы та как можно дольше не раз­лагалась. В противном случае личинка была бы обречена на гибель.

Ожидание будущих результатов действия отчетливо вы­ступает в поведении светящихся ночью американских жуков. Самец через определенные промежутки времени подает два сигнала. Самка так же отвечает определенным сигналом и сразу же после этого поворачивает брюшко в сторону самца, который прилетает и спаривается с ней.

Точно так же паук плетет паутину, чтобы в будущем пой­мать себе жертву на обед; птицы строят гнездо, чтобы в бу­дущем выращивать в них птенцов; пчела строит улей и соты, чтобы потом наполнить их медом. Во всех этих случаях их деятельностью, как правило, руководит будущий эффект удов­летворения основных потребностей организма. Но имеется ряд примеров, показывающих, что деятельность живых су­ществ -иногда происходит и при удовлетворенных потребно­стях, так сказать, «в запас».

Маленькая птичка-индикатор ведет медведя к улью даже в том случае, когда сама она сыта. А те собаки, которые за­капывают остатки обеда в определенном месте?

Итак, везде и всюду живые существа обнаруживают спо­собность опережающего отражения действительных событий внешнего мира. Эта способность опережающего отражения действительности была подмечена академиком П. К. Анохи­ным еще в 1962 году. Он писал: «С зарождением жизни на Земле материя обогатилась принципиально новым факто­ром— активным отношением живой материи к всевозможным превращениям пространственно-временной структуры неор­ганического мира и, следовательно, время для животного приобретало свое специфическое значение (курсив наш. — К. С.)» .( П. К. Анохин. Опережающее отражение действительности. «Воп­росы философии», 1962, № 7.)

Каким же образом время как универсальный фактор ми­ра смогло оказать влияние на развитие животных? В этом отношении существенным моментом является то, что основ­ные формы существования материи в их пространственно- временных взаимоотношениях были до появления на Земле первых живых организмов.

Живые существа «вписались» в уже готовые формы про­странственно-временных отношений окружающего их мира. Весь этот мир живые существа, с момента их возникновения, расценивали только с точки зрения, способствует то или иное явление окружающего мира их выживаемости или нет.

Как мы уже отмечали, живые организмы встретились с определенной последовательностью событий окружающей их действительности, и что особенно важно, с ритмической по­вторяемостью ряда из них. И в своей организации живые су­щества отразили эту устойчивую последовательную смену событий, окружающей их среды обитания. Простейшие жи­вые существа представляли собой «открытые системы», ко­торые были связаны с окружающей их средой через ряд хи­мических реакций, заканчивающихся либо вредным, либо по­лезным для жизни итогом. Таким образом, каждое внешнее явление приобрело способность отражаться в форме более или менее длинных цепей химических превращений в живой протоплазме.

С появлением на Земле первичных белковых тел создалась возможность развития отдельных химических цепей с избира­тельным каталитическим ускорением. Конечно, такому уско­рению подверглись в первую очередь те реакции, которые яв­ляются существенными для сохранения жизни и повторялись множество раз под влиянием внешних воздействий. И здесь, в этом узловом пункте развития живых организмов, произо­шло важное приобретение эволюции. Некоторые повторяю­щиеся события внешнего мира получили возможность отра­жать себя в быстрых химических реакциях, В результате это­го живые существа приобрели способность быстрого отра­жения медленно развертывающихся последовательных собы­тий окружающего их мира.

Представим себе, что во внешней, по отношению к орга­низму, среде события развертываются в следующей последо­вательности: «А», «Б», «В», «Г» и т. д.

 

Каждое из событий внешнего мира, действуя на живую протоплазму, вызывает в ней соответствующие изменения «а», «б», «в», «г» (схема слева). Благодаря быстро происхо­дящим ферментативным реакциям, живой организм приоб­рел способность ускоренно «пробегать» ряд реакций от «а» до «г», тем самым значительно опережая действительно про­исходящие события внешнего мира. Теперь, если в последо­вательной цепи событий внешнего мира один из факторов, например «Г», имеет существенное для жизни организма значение, то все остальные приобретают по отношению к нему, как к конечному звену ряда, сигнальное значение (схема на стр. 41 справа).

Эта способность формирования возбуждений, опережающих действительные события, оказалась особенно отчетливо выраженной у нервной системы.

Таким образом, фактор опережающего отражения действительности выступает как универсальное свойство живой природы. Благодаря этому свойству все живые организмы на Земле оказались способными строить свою деятельность, на­правленную на конечный приспособительный эффект, находящийся в отдаленном будущем.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.