Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕРАПЕВТ КАК МОДЕЛЬ ДЛЯ КЛИЕНТА



Отражение прошлого опыта терапевтатакже является одной из важных интервенций гештальт-терапевта. Вопрос лишь в том, когда, как и для чего он это делает. Главное — совсем не для того, чтобы стать идеализированным образом для клиента (нарциссическая демонстрация «вот как надо!», провоцирующая стыд).

Джон Энрайт пишет о необходимости предъявления в терапии потенциальных моделей жизненных ролей, которых не хватает клиентам. Многие из них выросли в таких условиях (семьи с жесткими границами, неполная семья, психически больные родители), что не получили в семье необходимого опыт, связанного с важными аспектами жизни, и имеют «существенные пробелы в постижении ткани бытия».

Для того чтобы стать моделью для клиента, терапевт должен поделиться опытом своей жизни так, как он выглядит в действительности — опытом и важным, и тривиальным, опытом стыда и неприятных ситуаций, в которые он попадал, опытом воспита­ния собственных детей и отношений со своими родителями и т. п. Но для того чтобы стать подходящей моделью для клиента, он должен удовлетворять двум условиям:

1) восприниматься клиентом как человек компетентный в своей жизни;

2) то, что он хочет ему рассказать, должно иметь элементы, совпадающие с ситуацией клиента.

Суть интервенции в том, чтобы на конкретном примере проиллюстрировать особенности человеческого опыта в разных ситуациях. Терапевт во время взаимодействия с клиентом отслеживает собственные воспоминания, и если они увязываются с проблемой клиента, может о них рассказать. При этом соответствие воспоминаний с проблемой клиента заключается не только в деталях ситуации, но и в глубокой идентичности чувств и смыслов. Терапевт должен хорошо понимать, кому важно это самораскрытие — ему самому или все-таки клиенту.

Такое самораскрытие в значительной степени поддерживает клише «Я» его жизни («Я не одинок», «У других тоже так бывает») и тенденции к личностному росту. В ходе сессии достаточно часто бывает видно, как клиент чувствует прирост энергии и смелости для дальнейших шагов по самораскрытию и принятию того, что с ним происходит.

Отражение чувств терапевта или обратная связь.Этот тип интервенции касается клиентов с сохранной личностной структурой, желающих получать наиболее полную информацию о себе для большей ясности восприятия окружающего. С помощью обратной связи клиент может понять, какое влияние оказывает он на окружающих, какие чувства вызывает и на какие действия провоцирует своим поведением. Он может понять, что наводит на окружающих скуку, вызывает страх или раздражение своими высказываниями, провоцирует желание убежать от него подальше или (в определенных случаях) все происходит по-другому — к нему чувствуют интерес и симпатию, восхищение и нежность.

Терапевт сообщает клиенту о чувствах, испытываемых им «здесь и сейчас», в данной ситуации, формулируя свои высказывания в настоящем времени от первого лица. Это не означает, что все его реакции являются прямым следствием поведения пациента и клиент ответственен за их появление. Терапевт не утверждает, что его чувства вызваны словами или поведением клиента, но он может говорить, что они появились именно сейчас, и это то, что характеризует данную терапевтическую ситуацию. Однако необходимо помнить, что чувства терапевта принадлежат ему самому и вполне могут отражать его собственный перенос на клиента (другой терапевт в той же ситуации будет испытывать другие чувства).

ЛИТЕРАТУРА

1. Бейссер А. Парадоксальная теория изменений // Гештальт 2001. Сб.материалов Московского гештальт-института. — М., 2001. — С. 6— 10.

2. Дрлгополов Н. Б. Метод эксперимента в гештальт-подходе // Гештальт 94. Сб. материалов Московского гештальт-института. — М., 1994. -С. 69-81.

3. Йонтеф Г. (2003) Психотерапия. Техники сосредоточения // Гештальт 2003. Сб. материалов Московского гештальт-инстигута. — М.,2003. —С. 19-28.

4. Зинкер Дж. Полярности и конфликты (гл. 8) . Творческие процессы в гештальт-терапии // «Фигуры». — Днепропетровск: Учебно-консультативный центр «Инсайт», 1999. - С. 12 — 23.

5. Перлз Ф. Гештальт семинары (Гештальт-терапия дословно) // Гештальт 96. Сб. материалов Московского гештальт-института. — М.,1998. - С. 6- 17.

6. Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. — М.: Либрис, 1996.

7. ПольстерИ., ПольстерМ. Интегрированная гештальт-терапия. — М.: Независимая фирма «Класс», 1997.

8. Рыбин В. И. Инсайт и гештальт // Московский психотерапевтический журнал, 1997, № 3. - С. 85 - 104.

9. Хломов Д., Калитиевская Е. Основные стратегии работы гештальт-терапевта // Гештальт 2000. Сб. материалов Московского гештальт-института. - М., 2000. - С. 28-37.

10. Энрайт Дж. Техники (стили) терапевтической интервенции. Публикация Томского центра гуманистической психологии. — пир://

11.Fiebert M.S. (1990) Stages in gestalt therapy session and an examination of counselor interventions. — http://www.csulb.edu/-mfiebert/ , gestalt.htm.

12.Grandinetti D. (1991) The therapy that insists you be here now. Your Personal Best, 1991. — http://www.gestaltassociates.com/articles.html.

13.Harris J.B. (1996, 2001) Support. Manchester Gestalt Centre Electronic Publications. — http://www.editmanager.co.uk/user/index.php&user mgc&pn= 10722.

14.Joyce P. Sills C. (2001) Skills in Gestalt Counselling and Psychotherapy. Sage Publication Ltd.

15.Just B., Bearinger O., Feldhaus B (1998) Impasse. Gestalt! 5(2). - http:// www.g-g.org/gej/5-2/1998impass.html.

16.Philippson P. (1995a,rl998) Gestalt in Britain - a Polemic. Manchester Gestalt. Centre Publications. — http://www.mgestaltc.force9.co.uk/.

17.Philippson P. (1995b, r2001) Layers Theories. Manchester Gestalt Centre Publications. — http://www.editmanager.co.uk/user/index.php&user = mgc&pn= 10717.

18.Philippson P. (2002) Contemporary Challenges in the Application of Perls Five-Layer Theory. Gestalt!, 6(2). - http://www.g-g.org/gej/6-2/ layers.html.

19.Spanguolo Lobb M. (1992) Specific Support in the Interruptions of Contact. Study in Gestalt Therapy, nol: 43-51.

20.Wheeler (1995) G. Shame in Two Paradigms of Therapy. The British Gestalt Journal, 4(2). P. 82.

21.Yontef G. Awareness, Dialogue and Process. — Highland New-York: The
Gestalt Journal Press, 1993.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.