Вообще если говорить об обучении, то надо отметить, что человек волей-неволей учиться всю жизнь. Другой вопрос в том, насколько осознанно и эффективно происходит этот процесс. Обучение можно рассматривать как петлю обратной связи. Обучение, как правило, инициируется тогда, когда существует разрыв между тем, что есть на данный момент и тем, что хотелось бы иметь. В результате человек выполняет действия, чтобы устранить разрыв. Всё это осуществляются ради какой-то цели. То есть своими действиями мы пытаемся достигнуть цели. Наша активность приносит те или иные результаты. В итоге мы можем приблизиться к цели или не добиться её. Но любой результат, который мы получаем и есть обратная связь. Если внимательно и полноценно учитывать её, то в последующем можно уже скорректировать свою деятельность таким образом, чтобы более эффективно добиваться поставленных целей. Конечно, есть ряд вещей, которые уже делаются автоматически (по инерции). Ломать шаблоны и действовать соответственно ситуации – это важный прорыв в обучении. Человек в этом случае действует не как робот, а как осознанный эффективный сотрудник. Если говорить об обучении, то в общих чертах можно выделить три его типа:
Отсутствие обучения. Этот самый печальный случай: одни и те же действия повторяются из раза в раз. Информация, которая поступает по обратной связи, никак не обрабатываются. Отсюда закостенелые стереотипы, шаблоны поведения без учёта результатов и их анализа.
Простое обучение. Это обучение, при котором человек учитывает обратную связь, анализирует его в зависимости от получаемых результатов. Решения, принимаемые сотрудником в этом случае, не связаны с изменением каких-то ментальных моделей. Картина мира в представлении человек в этом случае остаётся неизменной. Примеры обучения: механическое запоминание информации, освоение навыков без системной работы и глубокого анализа.
Порождающее обучение. Это обучение, при котором обратная связь меняет ментальные модели и представления человека. В результате сотрудник осваивает новые виды алгоритмов действия и поведения, стратегий. Примеры такого обучения: научиться учиться и ставить под сомнения существующие представления, умение видеть ситуацию под другим углом зрения.
В настоящий момент в руках каждого человека сосредоточено колоссальное количество источников информации. Каждый день на нас обрушивается очень много информационных потоков. Самое главное, уметь вычленять главное и концентрироваться на той информации, которая полезна именно нам. Всем ставшее привычное слово спам – ненужные письма на электронной почте. Но ведь оглянитесь, сколько спама вокруг – на радио и телевидении, в газетах и журналах, в интернете. Но здесь нужно понимать, что каждой аудитории подходят свои источники информации и качество самой информации. Главное, оставлять свободное место в сознании для рождения собственных идей и проектов. Быть не только потребителем, но и её созидателем информационного пространства. Возможность созидать появляется тогда, когда мы не только пассивно воспринимаем происходящее вокруг, но и сами влияем на ситуацию, производим нужные действия, разрабатываем свои ноу-хау (пусть и маленькие).
ДО ВСТРЕЧИ НА НАШИХ ПРОГРАММАХ –
ПРОГРАММАХ П О Р О Ж Д А Ю Щ Е Г О О Б У Ч Е Н И Я!
Источники:
Материалы международных конференций для менеджеров по персоналу в Институте «КРОНА»
О’Коннор Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. – М., 2013.
Дёминг Э. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. - М., 2015.
«МЫ НЕ ПРОСТО УЧИМ, МЫ РАСШИРЯЕМ И ПОДДЕРЖИВАЕМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОТРАСЛЕВОЕ СООБЩЕСТВО!»
ВОЗНИКЛИ ВОПРОСЫ? ОБРАЩАЙТЕСЬ:
Евгений Ошин (нач. отдела отраслевых связей) Тел/факс 8-812-746-54-55
Тел. 8-812-786-53-09
Эл. адрес: krona@gturp.spb.ru
Офиц. группа: http://vk.com/public52520892
Профиль Linkedin (Институт "КРОНА")
http://www.linkedin.com/profile/view?id=266809846&trk=tab_pro