Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Статья Сержа Дрейера о Туйшоу

Я рад, что мне попалось на глаза это высказывание Мастера Ван Янниня, напечатанное в тридцать четвертом номере Бюллетеня Ян-цзя Мицюань тайцзи-цюань за август 2000 г. Надеюсь, что эта мысль даст возможность по-новому оценить перспективы развития искусства толкающих рук в нашем стиле. Особенно, беря во внимание тот факт, что последние пятнадцать лет туй-шоу (ТШ), в частности, на Тайване, находилось на стадии спада. И если преждевременно говорить о снижении роли ТШ на Западе, мы все же должны признать, что очень мало преподавателей нашего стиля уделяют достаточно внимания практике толкающих рук со студентами, и еще меньше – готовят их к соревнованиям. Я не говорю о том, что целью занятий ТШ обязательно является участие в состязаниях. Но мы не можем не признать доказанный факт, что в настоящее время, как на Западе, так и на Востоке, толкающие руки в турнирах и/или соревнованиях являются лицом различных стилей тайцзи-цюань (ТЦ). Другими словами, развитие какого-либо стиля в ТЦ более-менее опирается на толкающие руки. Хорошим примером тому может служить преобладание стиля Чэн Манцина в США. Другой пример я могу привести из собственного опыта. После первой своей встречи с Ли Юн Лунгом и его студентами в Баоду (Внутренняя Монголия), я получил письмо от одного из его старших учеников. Он просил меня поучаствовать в китайских турнирах по ТШ с целью продвижения имени Чжан Цинлина (учителя Ван Янниня). Этот вызов, принять который сейчас я не могу, заставил меня задуматься над нынешним положением ТШ в нашем стиле и о его будущем.

Я думаю, что данная проблема имеет два аспекта. С одной стороны, немного людей в настоящее время занимаются ТШ, с другой же – только массовость может обеспечить появление конкурентоспособных спортсменов для участия в состязаниях. В мои задачи не входит сейчас обсуждение методик обучения адептов. Однако я обращаю особое внимание на то, что практиковать толкающие руки можно как в мягкой и спокойной манере, так и с использованием силы и скорости. Оба подхода обладают своей яркостью и наполненностью, что зависит от степени вовлеченности партнеров. Мне кажется, что нет необходимости говорить о превосходстве или неполноценности одного из подходов, по крайней мере, пока победа или поражение не являются конечной целью практики.

В спорте (не говоря уже о творчестве или ремесле) одаренные личности могут выявляться из группы занимающихся. В тоже время, какой-либо определенный вид спорта может приобрести общенациональный или региональный характер (например, баскетбол в США, футбол в Европе, настольный теннис в Китае и т.д.). Поэтому, кому-то может показаться, принимая во внимание наследие Ван Янниня, что регулярные занятия ТШ хотя бы половины адептов стиля Ян-цзя Мицюань тайцзи-цюань, независимо от их уровня, привели бы к появлению талантливых спортсменов, способных высоко нести знамя нашего стиля. В свою очередь, они смогли бы поделиться своими знаниями и опытом с любителями, не заинтересованными в участии в состязаниях.

Но как бы многообещающе не выглядела эта картина, опасность кроется здесь в возникновении феномена однородности и усредненности. Действительно, пройдя через множество соревнований и в качестве участника, и в качестве судьи, я вынужден признать, что спортсмен, сталкиваясь со сложной ситуацией, обычно начинает полагаться на сильный корень и скорость, а иногда и просто на физическую силу. Поэтому каждый следующий поединок кажется похожим на предыдущий. Это заставляет нас задуматься над формой. Как может такое разнообразие форм привести к скучному однообразию в применении? Довольно часто этот сложный вопрос стараются не обсуждать на Тайване и в Китае, ссылаясь на легендарные возможности мастеров прошлого, или обвиняя нынешних студентов в лености. Подобный ответ ни в коей мере не удовлетворяет мое любопытство. Поэтому, перестав участвовать в соревнованиях, я начал анализировать свои выступления, будь то победы или поражения. Сильное ощущение неполноты и незавершенности преследовало меня. Я чувствовал, что, добиваясь совершенства в овладении ТШ, всегда добросовестно выполнял все наставления Мастера Вана – но все равно чего-то не хватало. Это было не разочарование в том, что я не был лучшим из лучших, не амбиции, которых давно уже нет. Это была скорее разница или несогласованность в выполнении мной формы и практике толкающих рук. В любой статье или книге по ТЦ упоминалось о тесной взаимосвязи формы и ТШ (не говоря о сань-шоу или сражении). Более того, все учителя, с которыми меня сводила жизнь, подтверждали это. Однако я не смог проследить эту связь ни в своих занятиях, ни наблюдая за другими учениками Ван Янниня. И только еще спустя несколько лет преподавания я смог найти ответ на этот вопрос.

Раньше я использовал в ТШ короткий шаг (узкую стойку, высокую стойку)22 для того, чтобы моим менее опытным партнерам или ученикам было удобнее, и они смогли ощутить эффект от своего толкания. Но как только я чувствовал «угрозу», я переходил на широкий шаг (широкую стойку, низкую стойку). Однако со временем я понял, что короткий шаг давал мне возможность открыть для себя новую технику отражения атак. В узкой стойке я глубже чувствовал свои слабые места. Проблема заключалась в том, что в широкой стойке для отражения атак партнера мне было достаточно использовать только свои корень и мягкость (гибкость). Эти же качества оказывались бездейственными в высокой стойке, что заставляло меня более творчески относиться к работе с соперником. Как раз тогда я и вспомнил события 1970-х годов. В 1976 г. я начал заниматься ТШ с Ван Яннинем, который, видя мое стремление к совершенству, постепенно передавал мне больше и больше своего опыта. В период с 1977 по 1978 гг. он акцентировал внимание на том, что лучше в толкающих руках использовать короткий шаг. Я следовал этому совету на занятиях, но мгновенно забывал о нем на турнирах и соревнованиях. В то время я не осознавал в полной мере значения и смысла этого наставления. Теперь я хотел бы поделиться с читателями бюллетеня своими размышлениями.

Короткий шаг в толкающих руках полностью согласуется с нашей формой, где вес тела должен быть перенесен на заднюю (опорную) ногу. Уже это одно заставляет нас вставать в узкую стойку. Поняв это, мы можем и далее проследить связь формы с ТШ. Например, короткий шаг в толкающих руках заставляет адепта относиться чрезвычайно аккуратно к выравниванию пяток в стойке. Без этого мы рискуем потерять равновесие, делая шаг назад. Неоднократный опыт потери баланса подобным образом заставляет нас обращать особое внимание на выравнивание пяток в форме. Механику этого движения можно отрабатывать при выполнении dan tong bei (взмаха крыла журавля) в форме с целью дальнейшего применения надлежащим образом в ТШ.

Короткий шаг (узкая стойка) также побуждает нас с творчеством подходить к отражению атак партнера, поскольку в этой стойке невозможно полагаться на сильный и прочный корень. Здесь скорее необходимы подвижность (изменчивость), мягкость (быстрота) в контакте и движении, расслабление (способность следовать за соперником) и находчивость. Например, только осознав это в полной мере, я смог применять в ТШ шаги ба-гуа.

Короткий шаг, в свою очередь, неудобен в использовании для тех людей, которые озабочены исключительно победой в поединке. С его применением значительно возрастает риск потери равновесия, особенно в выполнении ТШ с фиксированным шагом с противником в широкой стойке. И именно в подобной ситуации открыл я для себя все богатство нашего стиля. Именно здесь возникает понятие проигрыша ради усовершенствования. Другими словами, мне открываются неожиданные решения тогда, когда я расслабляюсь, следуя за противником. С первого взгляда это кажется легко, но на самом деле очень трудно – мешает эгоизм и внутренние защитные силы. Человеческое тело до последней клеточки заполнено различными видами запрограммированных реакций, рефлексов, которые сковывают нас, не давая возможности расслабиться. Таким образом, для того, чтобы признать и принять «потерю» корня и равновесия необходимо время и самоотверженность. Все это представляет собой интересный и эффективный метод самопознания.

Когда идея расслабления и следования за партнером стала принципиальной для меня в ТШ, я не только приступил к совершенствованию используемых мной техник, но и стал рассматривать ТШ в качестве пути для своего духовного развития. Я смог провести аналогии с изучаемыми мною книгами (например, «Дао де цзин») и понятием бездействия (спокойствия?) non-action. Когда я чувствую расслабление и в то же время могу нейтрализовать атаку моего оппонента, принцип бездействия обретает смысл как в моей реальной, так и в духовной жизни. Действие в этом случае становится синонимом мысли. В завершение, я бы хотел добавить, что принятие поражения позволяет мне лучше «слышать» партнера/оппонента. Даже более того, приводит меня в состояние эмпатии, способности психологически поставить себя на место другого человека. В этом смысле, ТШ становится для меня чем-то вроде общественной деятельности (взаимодействием с партнером/оппонентом), открывающей возможность самостоятельного поиска духовности. В моих словах не кроется ничего экстраординарного, за ними стоит просто практический опыт со всеми его взлетами и падениями. Как замечал Виктор Гюго, главное - не достичь цели, а идти к ней.

Я не могу обещать того, что, используя описанный выше подход, вы станете чемпионами в толкающих руках. Все что я могу, так это поддержать вас в стремлении открыть для себя ценные и глубинные аспекты нашего стиля, переданные нам Ван Яннинем. Конечно, моя статья незавершенная, и я не претендую ни на полное понимание искусства ТЦ, ни и на истинность и точность своих слов. Я был бы доволен, если бы мой опыт использования короткого шага помог некоторым занимающимся согласовать выполнение формы и ТШ.

Кто-то может расстроиться из-за того, что я не написал хвалебной статьи о своем учителе, Ван Яннине. Во-первых, я считаю, что уважение между людьми передается от души к душе на энергетическом уровне, и для этого не требуются статьи. Во-вторых, самый лучший способ выразить свое почтение учителю – это попытаться развить наш стиль, и в частности ТШ – искусство, которое особенно ценит Ван Яннинь и на совершенствование которого он надеется.

 

1 Кто-то может оспорить это высказывание, назвав сань-шоу верхом мастерства в боевых искусствах. Думаю, что моей компетенции в данном вопросе недостаточно для его обсуждения.

2 Расстояние между ногами в коротком шаге зависит от роста занимающегося. Например, мой рост 182 см, и в моем случае короткий шаг – это 20-30 см между внутренней стороной пятки задней ноги и пяткой передней ноги.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.