Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

DIRECTIONS OF REGIONAL TAX POLICY



Свищева В.А.

кандидат экономических наук, доцент

Поволжский институт им. П.А. Столыпина (Саратов)

 

Направления региональной налоговой политики

 

В статье рассматриваются направления реализации налоговой политики на уровне российских регионов на основе анализа бюджетно-налоговых прав субъектов РФ и их практической реализации.

 

Svischeva V.A

Associate professor of chair

Stolypin Volga Region Institute (Saratov)

DIRECTIONS OF REGIONAL TAX POLICY

The article discusses the realization the direction of tax policy at the level of Russian regions by analyzing the budget and tax rights of the RF subjects and their practical implementation.

 

Обеспечение налоговой децентрализации ставит перед федеративными государствами проблему установления границ налоговой самостоятельности региональных властей, определения видов и порядка исчисления региональных налогов, распределения налогов между уровнями власти. Эта проблема тесно связанна с вопросами поддержания государственного суверенитета, равенства конституционных прав граждан (в том числе в сфере налогообложения), развития бюджетного федерализма и финансовой самодостаточности территорий.

Наличие региональных налогов в налоговой системе государства и наделение регионов отдельными правами в налоговой сфере является предметом формирования и реализации региональной налоговой политики.

Региональная налоговая политика – система мероприятий, направленных на максимизацию налоговых доходов региональных бюджетов, оптимальное и эффективное использование территориальных производственных ресурсов, гармонизацию социальных интересов на региональном уровне с помощью налоговых инструментов.

Целью налоговой политики региона является, с одной стороны, снижение налогового бремени до уровня, способствующего повышению деловой активности и инвестиционной привлекательности территории¸ а с другой – повышение налогооблагаемой базы и собираемости налогов, обеспечивающих сбалансированность регионального бюджета [1].

Безусловно, взимание региональных налогов рассматривается в первую очередь как способ пополнения регионального бюджета. Однако региональные налоги выполняют в том числе регулирующую и стимулирующую функции [2]. Таким образом, реализуя налоговую политику в пределах своих полномочий, региональные власти могут оказывать поддержку тем направлениям и видам хозяйственной деятельности, осуществление которых позволяет решать проблемы социально-экономического и финансового развития территории.

Проведение продуманной налоговой политики является одним из необходимых условий достижения экономического роста, так как непосредственно влияет на экономическую активность хозяйствующих субъектов. Стимулирование экономической активности должно привести, с одной стороны, к росту налоговых доходов бюджета, с другой – к увеличению объема негосударственных инвестиций, что позволит решить ряд социально-экономических задач, стоящих перед региональными органами власти. В этой связи налоговая политика, проводимая региональными органами власти, является одним из инструментов достижения устойчивого территориального экономического роста.

Реализация налоговой политики на региональном уровне основывается на объеме и составе бюджетно-налоговых прав органов государственной власти субъектов РФ. Огромное значение имеет практическая реализация налогового федерализма, который представляет собой урегулированный нормами права механизм распределения полномочий в сфере налогообложения, налоговых доходов и налоговой ответственности между федеральной, региональными властями и органами местного самоуправления.

Современный уровень развития налогового федерализма в России не соответствует практике развитых стран и остается весьма низким. Во взаимоотношениях субъектов РФ с федеральным центром окончательно не решены следующие вопросы:

1) распределение налоговых полномо­чий между центром и регионами;

2) обеспеченность достаточными собственными налого­выми источниками региональных бюджетов;

3) эффективное распределение поступ­лений от налогов по уровням бюджетной системы России.

В виду данных обстоятельств в России вопрос о возможности проведения самостоятельной и полноценной региональной налоговой политики органами власти субъектов РФ достаточно спорен, так как, по сути, их налоговые полномочия весьма ограничены. В настоящее время проблемы налоговой автономии и возможности регионов в действующих федеральных рамках проводить самостоятельную региональную налоговую политику рассматриваются в основном в рамках межбюджетных отношений и обеспечения сбалансированности бюджетной системы России.

Анализ бюджетного и налогового законодательства России позволяет выделить следующие основные направления современной региональной налоговой политики, исходя из компетенции региональных органов власти в сфере налогообложения:

1. Налоговое администрирование региональных налогов и упрощенной системы налогообложения.

2. Оказание методической помощи органам местного самоуправления при установлении местных налогов.

3. Перераспределение федеральных и региональных налогов, подлежащих зачислению в региональный бюджет, между региональным и местными бюджетами в рамках межбюджетных отношений.

4. Развитие налогового потенциала субъекта РФ.

Современными задачами реализации региональной налоговой политики являются:

- укрепление налогового потенциала и расширение налогооблагаемой базы региона;

- общее снижение налогового бремени;

- осуществление высокоэффективных для региональной экономики налоговых изменений;

- поддержка производителей, особенно работающих на отечественный рынок;

- существенное усиление налогового стимулирования для инвестиционной активности и инновационной деятельности;

- обеспечение в полной мере доходной части бюджетов всех уровней;

- расширение использования инвестиционного налогового кредитования;

- введение в действие механизмов, обеспечивающих невозможность и невыгодность уклонения от налоговых платежей.

В соответствии со статьей 12 Налогового Кодекса РФ региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом РФ.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

К сожалению, доля региональных налогов в консолидированном бюджете РФ крайне мала, а основными бюджетообразующими налогами для региональных бюджетов сохраняются федеральные налоги – налог на прибыль организаций и НДФЛ, прав по администрированию которых у субъектов РФ фактически нет (см. таблицы 1,2).

Таблица 1

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.