Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Несколько слов в заключении



И, все-таки, дорогие мои коллеги, судя по тому, как выглядит российская школа сегодня, мы кое-что сделали. Десятка два-три основательных инновационных проектов были реализованы в металле[12], гимназии и лицеи, правда, не в том виде, который задумывался, наличествуют в каждом городе, курсы по выбору в федеральном учебном плане присутствуют. И школы ступеней в России есть, и международный бакалавриат не редкость, и погружения не пугают. То тут, то там (в том числе и в начальственных кабинетах) слышны разговоры о том, что научить – это не просто вооружить ученика суммой знаний, как любили говорить во времена моей педагогической юности, а надобно учить школьника думать, самостоятельно добывать знания. В стандартах появились пока непонятные никому компетентности, Единый государственный экзамен, в конце концов, введен….

Словом, работали мы, кажется не зря. Но… почему все-таки так быстро прошел период революционно-педагогического романтизма, почему столь прогрессивные идеи, давно прижившиеся в школах развитых стран, были если не отторгнуты, то не приняты отечественной школой? Свой вариант ответа на этот вопрос я попробовал изложить, основываясь на рефлексии пройденного в профессии. Но… Каспржак-то – быть может, смещенная и явно нерепрезентативная выборка. Нужны исследования, хотя бы дискуссии. Не сделаем этого и…. Второй «подход к снаряду» может стать не столь удачным, как хотелось бы.

Каспржак Анатолий Георгиевич,
кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель России,
директор Центра развития лидерства в образовании
Института образования НИУ Высшая школа экономики, Москва

[1] А.Н. Островский. «На всякого мудреца довольно простоты», диалог Глумова и Крутицкого.

[2]Речь идет об объявленной в 1984 г. так называемой «Черненковской» реформе образования. Была принята постановлением Верховного Совета СССР «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Реформа предполагала фактическое слияние общего среднего с всеобщим профессиональным образованием, что должно было сориентировать молодежь на выбор рабочих профессий, что принципиально расходилось с намерениями подавляющего большинства семей школьников.

[3] С. Морозов. Была ли советская школа действительно лучшей?, 2012, http://www.dal.by/news/109/27-10-12-22/

[4] Ильин Евгений Николаевич, педагог-новатор, учитель литературы из г. Санкт-Петербург, автор оригинальной концепции преподавания изящной словесности. http://shkola3000.ru/NEW_Ilin-Evgeniy-Nikolaevich.html

[5] Шаталов Виктор Федорович, педагог-новатор. Народный учитель СССР (1990), разработал систему обучения с использованием опорных сигналов – взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%E0%F2%E0%EB%EE%E2,_%C2%E8%EA%F2%EE%F0_%D4%B8%E4%EE%F0%EE%E2%E8%F7

[6] Волков, Игорь Павлович (р. 1927) — педагог-новатор, заслуженный учитель школы РСФСР (1982). Один из инициаторов педагогики сотрудничества. Разработал и проверил на практике систему выявления и развития творческих способностей детей. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 345)

[7]В 1988 году приказом тогдашнего председателя Госкомитета СССР по народному образованию Г.А. Ягодина при Госкомитете был создан Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) «Школа» во главе с известным педагогом Э.Д.Днепровым, который должен был разработать новую концепцию развития образования. В него вошли прогрессивно думающие педагоги и психологи. Эти документы были одобрены Всесоюзным съездом работников образования (декабрь 1988), провозгласили курс на: гуманизацию, гуманитаризацию, демократизацию; плюрализм образования, его многоукладность, вариативность, открытость и т.д. Команда, собранная во ВНИК «Школа», во главе с Э.Д. Днепровым, 1990 году возглавило Министерство образования РСФСР (с 1991-ого года – РФ).

[8]Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 42, с. 278

[9]Лацис О.Р. «Век России, урок России», Фонд «Либеральная миссия», 01.10.2002, http://www.liberal.ru/articles/cat/887

[10] Астафьев В.П. «Чтобы помнили», http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=1183

[11]Пути инновационной школы. Директор школы. 1993, № 4. С. 59-64.

[12] Речи идет о школах А. Тубельского, Е. Рачесвкого, А. Рывкина, Е. Ямбурга и т.д.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.