Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ТИПОЛОГИЯ

Железняк А.В.

Оренбургский институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г.Оренбург

magellan975@mail.ru

 

Аннотация: В данной статье проводится анализ значения глобализации как правового, геополитического, философского феномена, раскрывается сущность прежнего подхода к определению глобализации. На основе анализа понятия и сущности глобализации автор приходит к выводу о необходимости пересмотра определения глобализации и введению термина «однополярная глобализация».

Ключевые слова: глобализация, цивилизация, геополитика, суверенитет, государство.

 

 

Значительные изменения мироустройства, происходящие в XXI веке, обусловили интенсивность и важность изучения процессов глобализации.

В настоящей статье будет предпринята попытка обосновать неоднородность явления «глобализация»: её нельзя трактовать универсально и однобоко; её сущность не сводится к одному лишь историческому и позитивному процессу, который предопределяет новейшую историю и подводит черту под полным приведением мира к единым образцам и стандартом. Кроме того, обосновывается тезис о том, что изначальное понимание категории «глобализация» несколько деформировано в связи с установлением режима однополярного мира и диктата Западных ценностей, идеи универсализма западно-европейкого исторического и метафизического опыта, концепций неолиберализма и постмодернизма.

Выше сказанное позволяет говорить о необходимости введения в научный оборот понятия «однополярная глобализация»и «многополярная глобализация»,что позволит выявить сущность глобализации, как процесса, проходящего в мире в настоящее время в его деформированном виде, который закрепляет позиции однополярного мира и наметить предпосылки для выработки теоретической и практической основы для становления многополярного мира.

Для наиболее четкого и полного уяснения понятия категории «глобализации» необходимым видится рассмотреть предлагаемые в философской и специальной литературе, а также в научных кругах определения и признаки в их исторической динамике. В этих целях нами предлагается выделить три уровня понимания рассматриваемой категории: первый уровень теории государства и права, второй – геополитический , третий – философский .

Так, по мнению Морозовой Л.А. под глобализацией понимается современный этап мировой интеграции народов, обществ и государств. Он ведет к утверждению нового миропорядка, основанного на гармонизации национальных интересов и интересов международного сообщества в целом [1, c.99].Более полно и комплексно к вопросу понятия и сущности глобализации подходит Марченко М.Н, он отмечает, что глобализация юридически нейтральна и может использоваться для любых целей, в том числе и антигуманных [2, с.459]. Алексеев С.С. пишет, что мировой правопорядок — реальность нашего времени, а реальный характер мирового правопорядка обеспечивается наличием и функционированием сети международных организаций планетарного и регионального масштаба [3]. Радько Т.Н. в своем определении глобализации подчеркивает, что данный процесс вызывает противодействие патриотически настроенных сторонников учета национальных интересов [4, с.50].

Резюмируя выше изложенное, можно сделать вывод, что признаками глобализации в наиболее классической его трактовке, предлагаемой в науке теории государства и права, являются:

1) Историческая миссия и необходимость, неотвратимость

2) Универсализм

3) Динамизм, прогрессивность

4) Отсутствие влияния на данный процесс со стороны третьих сил

5) Гармонизация и стандартизация национальных государств по единым образцам как благо.

Мы считаем данные признаки ложными и отрицаем их, так как они могли быть верны лишь в изначальном понимании глобализации, в настоящее же время глобализация как процесс значительно деградировала и окончательно дискредитировала себя как гармоничный, динамичный, универсальный процесс. Указанные признаки будут положены нами в основу выделения определения понятия «однополярная глобализация», так как они соответствуют европоцентристскому представлению о мире и не вписываются в многообразие цивилизаций, которому может соответствовать лишь «многополярная глобализация».

Вторым уровнем рассмотрения понятия «глобализации» стоит избрать уровень политологический и геополитический.

Стоит отметить, что глобализация – метод проведения геополитических интересов. Геополитически глобализация как феномен становится куда более обширным и полным, а учитывая, что взаимоотношение акторов геополитики на протяжении всей истории было конфликтным, то глобализацию возможно рассмотреть как направленную и систематическую линию расширения геополитической мощи Запада – талассократии. Геополитические истоки данного противостояния были заложены еще в начале XX века «классиками» геополитики. Так, геополитическое положение России признавалось «осевым» в мире [5]. Россия являлась объектом экспансии Западной идеологии [6] и наиболее весомым актором сопротивления против глобализирующий западной экспансии [7,8].

Почему же геополитически глобализация негативна? В теории государства и права стандартны мнения о позитивном эффекте глобализации на государственность, развитие демократических институтов, прав человека и тд.

Во-первых, геополитика исходит из конфликтного начала сторон. Во-вторых, всемирная история - это история борьбы континентальных держав против морских держав и морских держав против континентальных держав. [7, c.327] Так глобализация стала отличным инструментом всего постмодернового неолиберального Западного мира в борьбе против традиционных и консервативных континентальных государств. Все эти события стали лишь продолжением политики и философии мондиализма, которая реализуется США уже не одно десятилетие. Для геополитической и философской победы Запада сделано не мало. В концептуальном плане необходимо отметить труды Френсиса Фукуямы [9], Жака Аттали, Карла Сантаро, Збигнева Бжезинского и прочих.

Третьим уровнем рассмотрения глобализации необходимо выделить философский, как наиболее глубокий и фундаментальный. На уровне философского и онтологического исследования глобализация уже выступает как инструмент унификации мышления, культур и средством достижения установления единой философской доминанты «свободного рынка», «неолиберальной демократии», «универсума» общемирового развития и подмены различным типам философии Западной, как единственно верной и прогрессивной.

В философском смысле глобализация стала ускорять размытие не только юридической идентичности правовых семей, суверенные границы государств в геополитическом разрезе, но и личность самого человека. Пытаясь освободить индивида от внешней догматики, от его идеализации и формализации, Ж. Делез, М. Фуко и др. в конечном счете приходят к выводу об иллюзорности субъекта[10, с.45-52]. Так в философии постмодерна «Я» человека отрывается от бытия, от Бога, от морали и от самого себя. Человек становится одномерным и беззащитным, он становится потребляющей величиной. В процессе становления глобального мира на первое место выходят ложные потребности [11, с.7], а свободный выбор рынка перестает являться свободой [11, с.10]. Глобализация, а точнее её сторонники и проводники в лице глобальной финансовой элиты, исповедующие взгляды «открытого общества» и «открытых рынков» [12] использует все возможные средства, чтобы полностью оторвать человека от морали, здравого смысла и здорового рационализма. «Самой поражающей чертой современного города является, конечно, нагромождение и изобилие предметов» [13, с.6-7] - пишет Жан Бодрийяр, он же в своей культовой книге отмечает: «Мы живем в эпоху событий, которые не имеют последствий (и теорий, которые не имеют выводов)» [14, c.214]

Продолжая анализировать философскую сторону однополярной глобализации необходимо рассмотреть еще проблемы цивилизационного уровня, то есть попытки однополярной глобализации утвердить универсальность западного опыта и Логоса на территории всей планеты, а также же проблему «конца истории» и «конца идеологий».

Тезис «конца истории», который ввел Ф.Фукуяма показывает эгоизм Запада в плане перенесения своего цивилизационного опыта и пути на все без исключения цивилизации. Кроме того, Ф.Фукуяма предположил, что не будет никакой множественности и плюральности цивилизаций, то есть не может быть «китайской современности», «западной современности», «исламской современности.»[15] Трудно согласиться с этими тезисами в 2015 году, когда тенденции глобализации усложнились, значительно замедлились, а кризисы происходят не только между цивилизациями, но и внутри них. Так же, в дискурсе об универсальности западного опыта можно отметить мнения о «глобализации как американизации[16, c.58-69]» и о «макдоналдизации» [17, c.81-88] рынков товаров и мышления.

Вместе и окончанием развития многообразия мира идет речь о максимальной деидеологизации мира и отсутствием необходимости в идеологиях. Ведь в эпоху глобального неолиберализма нет смысла искать альтернативы, все должно раствориться в глобальных процессах. Так идеология в глобализирующем обществе должна быть сведена до «подкрепляющего власть ритуала» и стать признаком стран третьего мира.[18, c.130-142]

Таким образом, даже не вдаваясь в подробный анализ, можно заключить, что в контексте философских, культурологических и идеологических аспектов однополярная глобализация ставит своей целью не «диалог цивилизаций», не развитие и обогащение культурных социумов и Логосов цивилизаций, а лишь абсолютную деконструкцию «по-американски», навязывание единых стандартов в области международного права, экономики, поп-культуры и массовой культуры, включение всех цивилизаций в Логос глобального Запада и размывание культурных особенностей.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.