15-17 октября Калининград посетит буддистский монах Кейджи, ученик мастера дзен Кайсена из Франции. Мы разузнали, кто такой Кейджи, откуда во Франции мастера дзен и как практика дзен-буддизма сочетается с христианством.
Как выяснилось, Кейджи, он же Томек Домбровский, родом из Польши — и он уже много раз бывал в России. Первый из них случился в 2005 году, когда нашу страну посетил дзен-мастер Кайсен, учитель Кейджи. Сам же Кайсен — ученик японского мастера Тайсена Дешимару, который первым принес практику дзен в Европу.
Тайсен Дешимару прибыл во Францию в 1967 году и через несколько лет имел уже тысячи последователей. Одним из них стал и Алан Крысташек, поляк по отцу и француз по матери, в 1979 получивший от Демимару монашеское имя Сандо Кайсен. По просьбе Дешимару Кайсен принес практику дзен на родину — в Польшу, а затем и в Чехию и Словакию. Сейчас на летние ретриты в руководимый им монастырь Хо Шо Джи каждый год съезжается больше сотни человек из Франции, Польши, Чехии, Словакии, Украины и России. Где-то в Польше Кайсена повстречал и Томек Домбровский. Сам он описывает этот момент так: «Я практиковал карате, там уже было немного философии дзен. Но я не был до конца доволен этим и всегда чувствовал, что делаю не то, что должен. Я учился, играл в баскетбол, флиртовал с женщинами и не очень понимал, что происходит. Неожиданно мой отец заболел и через три месяца умер. Это был шок, который меня пробудил. Я оказался лицом к лицу с собой, когда ты уже не можешь лгать себе, носить маску и признаешься, что ты ничего не понимаешь. Я читал книги по дзен-практике, ходил на семинары, лекции. Одно из таких занятий однажды вел польско-французский учитель. Я попросил его подписать для меня его книгу и сразу почувствовал: это именно тот человек. Я ощутил его силу, мудрость, спокойствие и добро».
Чему же учит Кайсен и собирается учить калининградцев Кейджи? Первое, что часто повторяют Кайсен и его ученики: «Дзен — это не религия». Верить не во что и незачем, зато можно практиковать. Достаточно внимательно смотреть в себя — и, если «Бог», «истинное Я» существуют, ты их обнаружишь. Ну а если что-то невозможно пережить, зачем вообще об этом говорить?
Дзен также отрицает традиционное противопоставление тела и духа, высокого и низкого. «Нам нужно тело, чтобы успокоить ум, - говорит Кайсен. - Если мы мыслим телом, мы присутствуем в реальности сейчас. Очень важно, чтобы мысль заселяла все тело. Когда я говорю «добрый день», нужно, чтобы мое тело говорило «добрый день». А то человек говорит «добрый день», а думает о чем-то другом, он смотрит в другую сторону, а его рука при этом мягкая, вялая. Нужно, чтобы ум был в руке, нужно, чтобы ум был в глазах, нужно, чтобы тело и ум были везде».
На этом единстве тела и ума и основана техника медитации дзен, которой Кейджи, так же как его мастер, учит во время приездов в Россию. Как объясняют буддисты, каждый из нас страдает, поскольку пытается жить в мире, не имеющем отношения к реальности — мире нашего ума. Ум пытается применить к текучей реальности свои неуклюжие статичные категории, цепляется за свои личные «хорошее» и «плохое», «правильное и неправильное», и, наконец, придумывает что он сам — какая-то реальная неизменная личность, с особой биографией, наполненной успехами, поражениями, обидами и радостями. Но на самом все каждую секунду изменяется. Изменяется даже сам ум, придумавший себе неподвижную картину мира. Я не существую как нечто постоянное — и не замечаю этого. Отсюда и все страдания — мы просто похожи на человека, который надел шлем 3d реальности, в который транслируется картинка тихого цветущего луга и при этом пытается ехать на скейте по автобану. Что же делать? Вернуться к реальности. Соединиться с телом, присутствовать в каждом мгновении, каждом действии.
«Я осознаю каждый свой шаг. Я осознаю то, что я звоню по телефону, осознаю машину, которая проезжает мимо, пролетающих мимо птиц, потому что я мыслю всеми своими клетками. Это клетки всей вселенной. Если мы понимаем это, мы понимаем, что вся вселенная является моим телом. Я мыслю дождь, воду, пищу, я мыслю кресло, я мыслю свет. Истинное мышление – присутствие», - говорит Кайсен.
Противоречит ли эта практика каким-то другим религиозным традициям, например, христианской? С точки зрения самих дзен-буддистов — нет. В Европе мастера Дешимару несколько раз приглашали в католические монастыри — учить монахов медитации. По словам Кайсена, без присутствия здесь и сейчас невозможна ни одна из добродетелей, которым учат все религии. Впрочем, в дзен говорят, что ничему нет необходимости верить не слово, все нужно пробовать. Попробуем?
http://www.zen-kaisen.ru/
15 ОКТЯБРЯ (чт)-19.00 публичная встреча "Катарсис". Бибколлектор (бывший клуб "Репортер") Калининград, ул. Генерал-лейтенанта Озерова, 18
16 ОКТЯБРЯ (пт)- Введение в практику Дзадзен. Адрес: ул.Судостроительная 6/8, Йога Центр "Искусство жизни". Начало - 19.30.
17 ОКТЯБРЯ (сб) - День Дзен Адрес: ул.Судостроительная 6/8, Йога Центр "Искусство жизни" Начало – 10.00.