Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Оформлению и защите выпускных квалификационных работ



 

Не предусмотрено.

 

  1. Список рекомендуемой литературы

ОСНОВНАЯ:

  1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.: МПА, 1994.
  2. Бадаляна Л.О. Невропатология. - М., 1982
  3. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. – М., 1996.
  4. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. - М. 1999.
  5. Дети с задержкой психического развития. /Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1984.
  6. Дефектология: словарь-справочник. – М., 1996.
  7. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга родителей. – М., 1993.
  8. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М., 1988.
  9. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. - М., 1985.
  10. Коррекционная педагогика /Под ред. В.С. Кукушина. – М.- Ростов н/Д., 2004.
  11. Коррекционная педагогика /Под ред. Пузанова - М.,1999.
  12. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – МГУ. 1985.
  13. Методические рекомендации по диагностике и коррекции задержки психического развития. /Под ред. Власовой Т.А., Мачихиной В.Ф. – М., 1980.
  14. Основы специальной психологии. /Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2003.
  15. Психологическиен проблемы неуспевающих школьников. /Под ред. Н.А. Менчинской. – М., 1971.
  16. Сурдопедагогика: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов /Под ред. М.И. Никитиной. – М., 1989.
  17. Трофимова Н.М., Дуванова С.П. и др. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.: Питер, 2005.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

  1. Акимова М.К. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. М., 1992.
  2. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М., 1993.
  3. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. Собр. соч., т.5, М.: "Педагогика", 1984.
  4. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - Собр. Соч. Т.5. 1999.
  5. Выготский Л.С. Основы общей дефектологии. Дефект и компенса­ция. Собр. соч., т.5, Москва: "Педагогика", 1984.
  6. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости (любое издание).
  7. Ганнушкин П. Б. Избранные труды. Клиника психопатий. - М., 1964.
  8. Забранная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.
  9. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века. - М., 1995.
  10. Каган В.Е. Аутизм у детей. - М., 1981.
  11. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М., 1994.
  12. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М., 1997.
  13. Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития. /Под ред. Л.И.Романова. - М., 1993.
  14. Потанин Г.М. Косенко В.Г. Психолого-коррекционная работа с подростками. - Белгород. 1995.
  15. Поляков Ю.Ф. Здравоохранение и задачи медицинской психологии // Психологический журнал, 1984, № 2.
  16. Поляков Ю.Ф., Спиваковская А.С. Место психологической коррек­ции в психопрофилактике //Проблемы психопрофилактики. - Л., 1984.
  17. Практическая психология образования./Под ред. Дубровиной И.В. - М., 1997.
  18. Прихожан А.М. Толстых Н.Н. Подросток в учении и в жизни. - М., 1990.
  19. Психолого-медико-педагогической обследование ребенка. Комплект рабочих материалов /Под ред. Семаго.- М., 1999.
  20. Карвасарский Б. Д. Неврозы. - М., 1980.
  21. Личко А. Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков. - Л., 1983.
  22. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. – Ростов н/Д., 2000.
  23. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб., 2003.
  24. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. – СПб., 2004.
  25. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. - ЛГУ, 1960.
  26. Раттер М. Помощь трудным детям в обучении. - М., 1988.
  27. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1970.
  28. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. - М., 1984.
  29. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. - М., 1997.
  30. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия \ Под ред. Гильбуха Ю.З. - Киев, 1993.
  31. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. - М., 1993.
  32. Цетлин В.С. Предупреждение неуспеваемости учащихся. - М., 1989.
  33. Шибаева Л.В. Программа психологической реабилитации школьников с несформированной учебной деятельностью. - М.1996.
  34. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М., 1995.

Глоссарий

- А -

Абазия - патологическое расстройство способности стоять или ходить при отсутствии органических повреждений.

А­билитация – система мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера имеющая цель создания для данного индивида специальных условий для достижения им максимально возможного уровня развития, включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. Этот процесс может осуществляться средствами медицины (медико-социальная абилитация), педагогики (педагогическая) и психологии (психологическая).

Абортивный - быстро приостанавливающий развитие.

Абстиненция - состояние, возникающее в результате прекращения действия алкоголя или наркотиков при внезапном перерыве в их приеме. Характерными проявлениями абстиненции являются головная боль, головокружение, сухость во рту, тахикардия, иногда тошнота, угнетенное настроение, часто сопровождающееся идеями самообвинения и раскаяния, резкой физической слабостью, повышенной внушаемостью, потребностью в принятии алкоголя или наркотика и др. После употребления наркотика или алкоголя состояние нормализуется.

Абулия - безволие, патологическое нарушение психической регуляции действий, проявляющееся в частичном или полном отсутствии желаний, инициативы, побуждений к деятельности, в неспособности принять решение.

Автохтонный - находящийся в месте возникновения или образования.

Аггравация - преувеличение тяжести симптомов реально существующего заболевания или болезненности состояния.

Агнозия - нарушение различных видов восприятия, возникаю­щее при поражении коры головного мозга, человек утрачивает способность к анализу и синтезу поступающей информации.

Аграмматизм - отсутствие грамматических форм в речи; характеризует раннюю стадию в развитии детской речи, встречается при недоразвитии и болезненных расстройствах речи; часто при афазии.

Аграфия - нарушения письма, возникающие при различных расстройствах речи. Проявляются либо в полной утрате способности писать, либо в грубом искажении слов, пропусках, неспособности соединять буквы и слоги в слова и т. д. При данном расстройстве наблюдается при сохранности движений руки и интеллекта.

Агрессия, агрессивное поведение – враждебные действия, ставящие целью нанести моральный или физический вред другому человеку, либо себе (аутоагресссия).

Адаптация - приспособление человека к условиям среды.

Адаптирующие приспособление - специальное приспособление обычных потребительских товаров (стиральных машин, автомобилей, сотовых телефонов и т.д.), предназначенное для облегчения пользования ими лицам с аномалиями.

Аддиктивное поведение – вид девиантного поведения связанный с употреблением либо отказом от употребления определенных субстанций (алкоголь, наркотики, пища) или совершением определенных действий (секс, азартные игры) с целью изменения собственного психического состояния.

Адинамия – состояние патологической мышечной расслабленности, препятствующее двигательной активности.

Ажитация - двигательное беспокойство, непрестанная потребность в движении.

Акалькулия – тотальное нарушение способности к счету.

Акинезия- отсутствие движений, патологическая неподвижность при некоторых нервных заболеваниях.

Акселерация – ускорение развития.

Актуализация- переход какого-либо явления из потенциального в актуальное состояние; особая форма реакции, при которой раздражение или стимул служат только поводом или толчком для обнаружения потенциально созревшего акта или поступка.

Акцентуация характера - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. При этом наблюдается избирательная уязвимость личности по отношению определенного рода психотравмирующим воздейст­виям и устойчивости к другим, поведенческие проявления акцентуации характера чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.

Алалия - нарушение речи у детей при сохраненном слухе и от­сутствии органического поражения интеллекта. Алалия бывает: 1) моторная, при которой сохраняется понимание речи, но нару­шается ее произносительная сторона; 2) сенсорная, при которой отсутствует понимание речи и нарушается ее произносительная сторона. Причиной алалии является органическое повреждение речевых областей коры головного мозга во внутриутробном пе­риоде или на самых ранних этапах развития, до овладения речью.

Алексия – неспособность к чтению, неумение прочесть текст, несмотря на грамотность.

Алкогольный синдром плода – аномалия внутриутробного развития, вызванная алкогольной интоксикацией. Дети с АСП отличаются замедленным ростом, микроцефалией, повышенной возбудимостью, нарушениями психомоторного развития, аномалиями сердечно-сосудистой системы и т.д. Интеллектуальные нарушения (от ЗПР до идиотии) характерны для большинства данной категории детей.

Альтерация – разрушение или перерождение клеток ткани под воздействием повреждающего фактора.

Амбивалентный (Блейлер) – носящий двойственный характер эмоциональной и волевой установки личности по отношению к какому-либо объекту, совмещающей противоположно направленные моменты (напр., совмещение любви и ненависти, привязанности и отвращения и проч. в одной эмоции).

Амнезия - расстройство памяти, неспособность к воспоминанию.

Амплификация - всемерное использование потенциала возможностей психического развития личности на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспитания.

Анамнез - подробные сведения об условиях возникновения и протекания болезни, получаемые врачом, педагогом, психологом от ребенка, родителей, об истории развития ребенка на всех эта­пах его жизни.

Анартрия – нарушение артикуляции делающее невозможной членораздельную речь.

Аномальное развитие - вид дизонтогенеза. При аномальном развитии отсутствуют факторы, вызывающие распад сформированных психических структур.

Аномальные дети - дети с врожденными или приобретенными нарушениями психического и физического развития, препятствующие гармоничному и всестороннему развитию личности ребенка. Однако на практике термин «аномальные дети» применяется для обозначения той категории детей, которые вследствие серьезного психического или физического дефекта должны воспитываться и обучаться в специальных учебно-воспитательных учреждениях.

Анофтальм – врожденная аномалия, отсутствие глазного яблока.

Апатия- безучастность, равнодушие, отсутствие интереса к вещам и людям.

Апраксия - нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, не являющееся следствием элементарных расстройств движений (парезов, параличей и т. п.), а относящееся к расстройствам высшего уровня организации двигательных актов.

Артикуляция – деятельность органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых складок) необходимая для произнесения отдельных членораздельных звуков речи и их комплексов.

Асинхрония - неравномерное, дисгармоническое развитие, включающее признаки ретардации и акселерации.

Астения - нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенной утомляемости и истощаемости, сниженном пороге чувствительности, крайней неустойчивости настроения, нарушении сна.

Асфиксия - удушье. Асфиксия у детей при рождении наступает вследствие прекращения поступления кислорода из организма матери через плаценту, когда легочное дыхание самого ребенка еще не возникло. При асфиксии останавливается дыхание, нару­шается сердечная деятельность. 1

Атрофия – патологические структурные изменения в тканях, обусловленные нарушениями обмена веществ в ткани.

Аура- особое психическое состояние, предшествующее эпилептическому припадку.

Аутизм - состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими. Синдром аутизма проявляется при различных психических расстройствах: шизофрении, синдроме Аспергера, синдроме Ретта, синдроме Каннера.

Афазия - нарушение речи (полная или частичная утрата), возникающее при локальных поражениях коры головного мозга и представляющее собой системное расстройство различных видов речевой деятельности. Выделяют сенсорную афазию - глухоту к словам, нарушение понимания чужих слов, моторную афазию - немоту – нарушение собственного порождения речи, амнестическую афазию - нарушение словесной памяти, недостаток слов в речи (часто в старости, при истощении и т.д.).

Афония - патологическое расстройство речи, выражающееся в неумении громко говорить; больной сохраняет способность говорить шепотом. Выделяют истинную (гортанную) афонию, вызванную поражениям артикуляционного аппарата, и имеющую невротическую природу функциональную афонию.

Аффективный – относящийся к эмоциональной сфере, сфере чувств.

- Б -

Баттаризм – патологически ускоренный темп речи. Слова произносятся нечетко, не договариваются. Построение фраз нарушено.

Брадилалия - патологически замедленный темп речи

Брадилексия - патологически замедленный темп чтения.

Брайля шрифт – рельефно-точечный шрифт для слепых, разработан в 1829 году слепым тифлопедагогом Л. Брайлем. Состоит из комбинаций выпуклых точек (от одной до шести) кодирующих буквы алфавита, ноты, знаки препинания, цифры, химические и математические символы.

Бред - совокупность идей, суждений, не соответст­вующих действительности, полностью овладевающих сознанием боль­ного и не корригируемых при разубеждении и разъяснении.

- В -

Внутренняя картина болезни - возникающий у больного целостный образ своего заболевания. В структуре выделяют четыре уровня: 1) чувственный - комплекс болезненных ощущений; 2) эмоциональный - переживание заболевания и его последствий; 3) интеллектуальный - знание о болезни и ее реальная оценка; 4) мотивационный.

Воспитание - процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в т. ч. специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов.

Вспомогательная школа – устаревшее наименование специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Вторичный дефект – недоразвитие психических функций или нарушение социального поведения вследствие препятствий создаваемых первичным дефектом.

Высшие психические функции - сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. Они как системы обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов и поэтому существует принципиальные возможности восстановления пострадавших психических функций за счет перестройки функциональных систем, являющихся их физиологической основой. Первоначально высшие психические функции существуют как форма взаимодействия между людьми и лишь позже как полностью внутренний (интрапсихологический) процесс.

Выученная беспомощность - состояние, возникающее у человека и животных после более или менее длительного неуспеха в деятельности. Основной характеристикой данного состояния является тенденция к генерализации - будучи выработанной, в одной конкретной ситуации, оно, как правило, распространяется на многие другие, так что субъект перестает предпринимать попытки справиться даже с теми задачами, которые поддаются решению.

- Г-

Гармонический инфантилизм – тип ЗПР, характеризующийся ведущей ролью в структуре дефекта эмоционально-волевой незрелости при относительной сохранности интеллектуальных функций.

Гемплегия – паралич (парез) либо правой, либо левой половины тела.

Генетические (нарушения) – нарушения, обусловленные дефектами генетической информации. Выделяют генные, хромосомные и геномные нарушения (болезни).

Генные болезни — это большая груп­па заболеваний, возникающих в резуль­тате повреждения ДНК на уровне гена. Причиной данных заболеваний является то, что от одного или обоих родителей ребенок получает дефектную копию гена. Наиболее изучены моногенные заболевания - в основе патологии одна пара аллельных генов, которые наследуются в соответствии с законами Г. Менделя. Если для возникновения заболевания (фенотипического признака) человеку достаточно получить дефектный ген хотя бы от одного из родителей то, данный тип наследования называют доминантным, от обоих родителей – рецессивным. К генным болезням у человека отно­сятся многочисленные болезни обмена веществ. Они могут быть связаны с на­рушением обмена углеводов, липидов, стероидов, пуринов и пиримидинов, билирубина, металлов и др.

Геномные нарушения – болезни вызванные изменением числа хромосом. Данная группа относится к наиболее тяжелым заболеваниям. Большинство детей с нарушениями нежизнеспособны, до 1 года доживают лишь дети с трисомией 21 (синдром Дауна), трисомией 13 (синдром Патау), трисомией 18 (синдром Эдвардса), изменением числа половых хромом (синдромы Шерешевского-Тернера (ХО), Кляйнфельтера (ХХY), дисомия по Y хромосоме (ХYY), полисомии по Х (ХХХ, ХХХХ, ХХХХХ)). Нормальное интеллектуальное развитие при геномных нарушениях встречается лишь при нарушениях числа половых хромосом.

Гетерогенное комплектование (классов) - образовательная практика, при которой учащиеся с разнообразными уровнями способностей помещены в тех же самых учебных группах. Эта практика обычно полезна в интеграции детей с отклонениями.

Гетерохрония - неод­новременное созревание отдельных функциональных систем организма в онтогенезе.

Гидроцефалия - водянка мозга, выражающаяся в избытке ликвора (жидкости) в полости черепа.

Гиперкинезы – насильственные непроизвольные движения (при ДЦП).

Гиперкомпенсация – вид компенсации, при которой преодоление дефекта становится в центр жизненных интересов личности.

Гипо- мало, недостаточно.

Гипотимия - по­ниженное настроение, сопровождающееся уменьшенной двигательной и психической активностью.

Глухой – лицо с дефектами слуха, исключающими нормальное речевое общение, глухой не может са­мостоятельное овладевать речью и разборчиво воспринимать ее даже на самом близком расстоянии от уха. При этом могут сохраняться остатки слуха, позволяющие воспринимать громкие неречевые звуки, некоторые звуки речи на близком расстоянии.

Голос – совокупность различных по высоте, силе и тембру звуков издаваемых посредством голосового аппарата. Наряду с дыханием и артикуляцией голос является одним из компонентов речи.

Гомогенное комплектование (классов) - образовательная практика, при которой производится селекция учащихся по уровню способностей и / или достижений. Учебные группы комплектуются из детей со сходным уровнем способностей. Эта практика обычно служит барьером к интеграции детей с отклонениями.

Гомозиготный - организм или клетка в генотипе, которого гомологичные хромосомы несут одну и ту же форму гена.

Госпитализм - совокупность психических и соматических расстройств, обусловленных длительным пребыванием человека (прежде всего младенца или ребенка) в больничном стационаре в отрыве от близких людей и дома.

- Д-

Дактилология, дактильная речь,ручная азбука своеобразная форма речи, используемая глухими, воспроизводящая речь посредством пальцев рук. Дактильные знаки (различные положения пальцев) воспроизводят буквенный алфавит соответствующего языка. Используется как вспомогательное средство при обучении глухих, глухие используют дактилологию при необходимости побуквенной передачи информации, дублируя устную речь.

Де- , дез-, дис-, диз- приставки обозначающие лишение или отсутствие чего-либо.

Дебильностъ - легкая степень умственной отсталости.

Декомпенсация – процесс обратный компенсации, расстройство деятельности какой-либо системы организма из-за нарушения компенсации.

Деменция - слабоумие как следствие распада или атрофии высших психических функций.

Депривация - психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворе­ния в достаточной мере его основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов.

Дети со специфическими образовательными потребностями, дети с особыми потребностями (Children with Special Needs) - нейтральный и социально приемлемый термин призванный заменить ранее существующие стигматизирующие и оценочные термины, основное отличие его в том, что при его употреблении мы говорим о наличии каких-то проблем или потребностей у полноправного члена общества, а не о неполноценности данного лица.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание головного мозга, при котором вследствие поражения двигательных центров мозга наблюдаются различные психомоторные нарушения (плохая координация движений, паралич конечностей).

Дефект - физический или психический недостаток, вызываю­щий нарушение нормального развития ребенка.

Дефект психики - остаточные психические изменения, в первую очередь личностные, по­сле перенесенного психического состояния (болезни).

Дефектология – общепринятое до 1991 года наименование специальной педагогики, в настоящее время термин используется только в историческом контексте.

Дефицитарное развитие – вид дизонтогенеза, связанный с тяжелыми нарушениями (грубым недоразвитием либо повреждением) отдельных анализаторных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, а также рядом инвалидизирующих хронических соматических заболеваний. Первичный дефект анализатора либо определенной соматической системы ведет к недоразвитию функций, связанных с ними наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда других функций, связанных с пострадавшей опосредованно.

Дидактогения - вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (педагога, тренера, руководителя и т. д.) негативное психическое состояние учащегося (угнетенное настроение, страх, фрустрация и др.), отрицательно сказывающееся на его деятельности и межличностных отношениях.

Дизартрия – нарушения речи вследствие недостаточной иннервации мышц речевого аппарата.

Дизонтогез, нарушение развития – данным термином обозначают различные формы нарушений онтогенеза, вклю­чая и ранний постнатальный период, ограниченный теми сроками, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости.

Диплегия (параплегия) – паралич (парез) либо верхних, либо нижних конечностей.

Дисгармоничное развитие – вид дизонтогенеза, по проявлениям сходен с искаженным, но основой является врожденные аномалии и диспропорции в развитии отдельных психических функций, а не текущий патологический процесс. Пример — психопатия.

Дисграфия - нарушение письма, выражающееся в замене букв, в пропуске и перестановке букв и слогов, в слиянии слов, что связа­но с недоразвитием устной речи и недоразвитием фонематическо­го слуха.

Дискалькулия - нарушение способности к счету, которое возника­ет вследствие недоразвития или очагового поражения теменно-затылочных областей левого полушария головного мозга.

 

Дислалия – нарушение звукопроизношения, при сохранном слухе и иннервации мышц речевого аппарата. При механической дислалии затруднения вызываются анатомическим строением артикуляционного аппарата. Функциональная дислалия (например, ротацизм – недостаток произношения звуков [р] и [р¢]) вызывается неправильным речевым воспитанием либо незрелостью фонематического восприятия ребенка.

Дислексия - нарушение способности читать, которое возникает вследствие органического поражения речевых зон коры мозга.

Дисморфофобия - психическое расстройство в виде тягостного переживания физической неполноценности в связи с реальным или во­ображаемым дефектом.

Дисплазия – общее понятие, обозначающее отклонение от правильного роста и развития (отклонение органов от нормальной формы и размера и т.п.), причиной дисплазии является ненормальная организация клеток в структуре ткани либо аномалии тканевой структуры.

Дисфония – частичное расстройство голоса, звукопроизнесение сохранно, но страдает необычным тембром, слабостью или прерывностью.

Дисфория - пониженное настроение с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, повышенной чувствительностью к действиям окружающих, со склонностью к вспышкам агрессии.

Дисфункция - расстройство или нарушение какой-либо функции.

- Ж-

Жестовая речь - способ межличностного общения людей, лишенных слуха, при помощи системы жестов. Каждый жест представляет собой отдельное слово. По сути дела жестовый язык структурно независим от породившего его звукового языка, он представляет собой особую языковую систему, обладающую собственными лексикой, грамматикой и синтаксисом. Однако синтаксис жестовой речи может приближаться к синтаксису устной речи – калькирующая жестовая речь.

- З -

Задержанное развитие – вид дизонтогенеза, для которого характерно замедление темпа формирования психических структур и их временная фиксация на более ранних возрастных этапах. Типичный пример – ЗПР. Для задержанного развития характерна мозаичность поражения, при которой наряду с дефицитарными функциями имеются и сохранные.

Задержка психического развития (ЗПР) - особый тип анома­лии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психиче­ского развития ребенка. Это понятие, которое говорит не о стойком и, по существу, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи.

Заикание – нарушение плавности речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата.

Запущенность педагогическая – устойчивое отклонение в поведении ребенка вызванное отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания.

Зона ближайшего развития - понятие, введенное Л. С. Выготским для определения специфики развития человека в онтогенезе. Согласно Выготскому, развитие ребенка происходит посредством присвоения человеческого опыта в сотрудничестве. В любой деятельности ребенка можно выделить два уровня выполнения одного и того же задания - самостоятельное выполнение и выполнение в сотрудничестве с взрослым. Уровень первого выполнения называется актуальным, второй уровень, более высокий, представляет собой зону ближайшего развития.

- И -

Идеальная норма – высший уровень функциональной нормы, оптимальное развитие личности в наиболее благоприятных для нее условиях.

Идиотия – наиболее глубокий уровень умственной отсталости.

Имбецильность – промежуточный между дебильностью и идиотией уровень умственной отсталости.

Импульсивность - особенность поведения человека, заклю­чающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием обстоятельств или эмоций.

Интеграция (лиц с отклонениями в общество и образовательную систему) – процесс включения лиц с аномалиями в общество или массовую образовательную систему, при которой происходит полная социальная адаптация как общества к аномальному, так и аномального к обществу. Данная философская позиция в организации специального обучения базируется на вере, что мы должны возвратиться к одной образовательной системе для всех учащихся, и что каждый имеет право на учебную программу, которая отвечает его или ее индивидуальным потребностям и возможностям в освоении знаний.

Интеллект - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. Интеллект характеризует способности индивида справляться со стоящими перед ним задачами, эффективно участвовать в социокультурной жизни, успешно приспосабливаться.

Инфантилизм — сохранение в организме и психике человека особенностей и черт характера, присущих более ранней детской стадии развития. Инфантильный индивид отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы.

Искаженное развитие - вид дизонтогенеза, характерная черта – появление на разных этапах развития различных видов искаженных межфункциональных связей: асинхрония, изоляция и т. д., наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие к ряду качественно новых патологических образований. Наиболее характерным примером является дизонтогенез при синдроме раннего детского аутизма.

Истерия - функциональное нервно-психическое состояние, проявляющееся в изменении характера и поведения, в стремлении быть в центре внимания; повышенная внешняя чувственная окра­ска переживаний.

Ите­рации физиологи­ческие – повторение детьми некоторых звуков и слогов, обусловленное возрастной незрелостью речевого и слухового анализаторов в период формирования речи.

Итерация - несудорожные повторы, запинки в речи.

- К -

Катамнестическое исследование - комплекс сведений о состоянии больного и его динамике после установления диагноза.

Классы выравнивания, компенсирующего обучения, педагогической поддержки, адаптации, здоровья и др. - организационные формы обучения детей с высоким риском школьной дезадаптации. Данные классы не являются формами специального (коррекционного) обучения.

Клинико-генетические исследования — изучение наследственно обусловленных морфологических и функциональных нарушений в он­тогенезе человека.

Клонические судороги – судороги с быстрой ритмичной сменой напряжения и торможения.

Компенсация психических функций - возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохраненных или перестройки частично нарушенных функций.

Комплекс неполноценности - психопатологический синдром, который заключается в стойкой уверенности человека в собственной неполноценности как личности.

Конституциональные психопатии – психопатии, имеющие наследственное происхождение: степень их тяжести в значительной степени определяется влиянием среды. К конституциональным психопатиям относятся: шизоидные, эпилептоидные, циклоидные, психастенические и истерические психопатии.

Коррекция - совокупность педагогических и лечебных мер, на­правленных на исправление недостатков в развитии и поведении ребенка.

Косоглазие – дефект зрительного анализатора, выражающийся в отклонении зрительной оси одного глаза от совместной точки фиксации.

Кретинизм – тяжелое заболевание вызываемый недостатком йода в организме, характеризуется нарушением функций щитовидной железы, физическими нарушениями, потерей слуха и умственной отсталостью.

Кривая нормального распределения, кривая Гаусса – кривая, описывающая распределение вероятности случайной величины. Распределение большинства психологических параметров могут быть описаны с помощью данной кривой.

- Л -

Лица с ограниченными возможностями (жизнедеятельности), лица с особыми образовательными потребностями – политически корректные термины для обозначения лиц изучаемых специальной психологией и педагогикой, данные конструкции призваны заменить используемые термины (дефективный, аномальный, с патологией развития) отвергаемые как диагнозные, стигматизирующие, ущемляющие достоинство. Данные термины рекомендуются к использованию в России.

Лицо с ограниченной трудоспособно­стьюинвалид(политкорректное обозначение).

Лицо с ограниченными возможностями здоровья-лицо, имею­щее физический и (или) психический недостатки, которые препят­ствуют освоению образовательных программ без создания специ­альных условий для получения образования.

Лого- - относящийся к нарушениям речи.

Логоневроз – невротическое расстройство речи, проявляется как мутизм или заикание.

Логопедия – раздел специальной педагогики изучающий детей с нарушениями речи.

Логопсихология – раздел специальной психологии изучающий детей с нарушениями речи.

- М -

Макроцефалия - непропорциональное увеличение головы вследствие избыточных размеров головного мозга или гидроцефалии.

Маниакально-депрессивный психоз – эндогенноепсихическое заболевание, протекающее в виде перемежающихся приступов мании (не у всех больных) и депрессии.

Мания - повышенное настроение с ускорением течения мыслей и повышенной двигательной активностью.

Мелкая моторика – двигательные функции, требующие крошечных движений мелких мускулов рук. Например, письмо или печать предъявляют требования к мелкой моторике.

Менингит - воспаление оболочек головного и спинного мозга.

Микроцефалия - непропорциональное уменьшение черепа и мозга при относительно нормальных размерах тела.

Мимический метод – система обучения глухих на основе мимико-жестовой (жестовой) речи. Разработан в середине 18 века во Франции Ш.М. де ль¢Эпе.

Минимальные мозговые дисфункции (ММД) - предполагаемые (не выявляемые с помощью медицинских методов) нарушения функционирования структур мозга приводящие к возрастной незрелости соответствующих высших психических функций и их дисгармоничному развитию. При ММД наблюдается задержка в темпах развития тех или иных функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как поведение, речь, внимание, память, восприятие и другие виды высшей психической деятельности.

Миопия – близорукость.

Мозаицизм, мозаичные генетические нарушения – различие в генотипе между клетками одного организма. Мозаичное нарушение наблюдается, например, когда генетические нарушения происходят в первых делениях зиготы. Например, около 2% больных синдромом Дауна обнаруживают мозаицизм трисомных и нормальных клеток. При достаточно большой доле нормальных клеток психическое развитие больных обычно выше.

Моноплегия — редко встречающееся вид паралича (пареза), поражение одной конечности.

Моторика (лат. mоtог - приводящий в движение) – двигательная активность организма, его отдельных органов или их частей. Термин используется при описании особенностей двигательной сферы.

Мутация - изменение наследственных свойств организма в результат перестроек и нарушений в генетическом материале организма.

Мутизм - прекращение речевого общения с окружающими вследствие какой-либо психической травмы. Мутизм носит вре­менный характер и относится к группе невротических реакций.

- Н -

Наркотическое поведение – поведение, связанное с потреблением психоактивных веществ мотивом которого является потребление данных веществ. О наркотическом поведении можно говорить, когда наличествует явно выраженное влечение и зависимость от психоактивного вещества.

Нарушения голоса – отсутствие или нарушения голосообразования из-за патологических изменений голосового аппарата. При частичном нарушении голоса страдают его тембр, высота, сила, полное отсутствие голоса называется афония.

Невроз - функциональное нервно-психическое расстройство, при котором человек осознает свое состояние и не утрачивает способности управлять своим поведением. Различают несколько видов неврозов: неврастения, истерия и невроз навязчивых состояний. Каждый из видов имеет свои характерные черты.

Невропатия - на­блюдаемое в детском возрасте конституционально обусловленное со­стояние повышенной возбудимости нервной системы в сочетании с ее повышенной истощаемостью.

Негативизм - любое необоснованное, немотивированное со­противление воздействию других людей; наблюдается как при патологическом нарушении характера и поведения, так и у нор­мальных детей при неправильном воспитании.

Недостаток- физический или психический недостаток, под­твержденный психолого-медико-педагогической комиссией в от­ношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого.

Нистагм – непроизвольные ритмичные судорожные движения глазных яблок.

- О -

Обучаемость – индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение усвоения всех компонентов языковой системы: фонетического, фонематического, лексического, грамматического.

Общее стойкое недоразвитие – вид дизонтогенеза, при котором происходит тотальное поражение всех мозговых структур, имеет место выраженная их незрелость, в первую очередь наиболее сложных, обладающих длительным периодом развития. Типичным примером стойкого недоразвития является олигофрения.

Оглохшие, поздноооглохшие – дети, утратившие слух, но сохранившие речь, сформированную на основе нормального слухового восприятия.

Олигофрено- - относящийся к олигофренам.

Олигофренопедагогика - отрасль специальной (коррекционной) педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания, обучения и путей кор­рекции развития умственно отсталых детей.

Олигофренопсихология – психология умственно отсталых.

Олигофрения – умственная отсталость.

Онтогенез - процесс развития индивидуального организма. В психологии под онтогенезом подразумевается формирование ос­новных структур психики в течение детства индивида.

Органические психопатии – психопатии, при которых аномалии характера развиваются вследствие действий на формирующийся мозг внутриутробных и ранних послеродовых (первые 2-З года жизни) вредностей, приводящих к тяжелым токсикозам, родовым травмам, истощающим соматическим заболеваниям. Органическая психопатия может быть эпилептоидного и истероидного типа.

Органический (биолог.)произошедший вследствие анатомо-морфологических изменений (разрушения и т.п.) каких-либо структур организма (органов, тканей и т.п.).

Ослепшие, поздноослепшие – дети, утратившие зрение после 3-4 лет, обычно подобные дети сохраняют зрительные образы окружающего мира, и способны актуализировать зрительные образы предметов по словесному описанию.

- П -

Паракинез- наблюдаемые при расстройстве координации неправильные, нарушенные движения.

Паралич - прекращение деятельности группы мускулов или органов вследствие отравления или нарушения соответствующих частей нервной системы.

Паранойяльные расстройства - систематизированные бредовые расстройства, без распада сознания, при сохранении функций памяти и интеллекта.

Парез - слабая форма паралича, выражающаяся в ограничении возможности совершать произвольные движения (ограничение объема движений, снижение мышечной силы и пр.).

Патогенез - механизм развития заболевания, патологического процес­са или состояния.

Патохарактерологические реакции - психогенные личностные реакции, которые проявляются преимущественно в разнообразных от­клонениях поведения ребенка (подростка) и ведут к нарушениям соци­ально-психологической адаптации.

Педагогическая запущенность - устойчивое отклонение в соз­нании и поведении детей, обусловленное отрицательным влияни­ем среды и недостатками воспитания.

Первичный дефект – нарушение психической функции, вызванное непосредственным воздействием обычно имеющего биологическую природу патогенного фактора: поражения центральной нервной системы, несоответствия уровня развития возрастной норме, нарушения межфункциональных связей и т.д.

Персеверация — навязчивое повторение одних и тех же движе­ний, образов, мыслей.

Поврежденное развитие – вид дизонтогенеза, по внешним проявлениям похоже на недоразвитие, но травмирующее воздействие на мозг происходит (или продолжается) позднее (после 2-3 лет), когда большая часть высших психических функций уже сформировалась. Процесс развития протекает при данном виде нарушения развития параллельно с процессами распада ВПФ и недоразвитием онтогенетически более молодых образований. Пример — деменция.

Полиомиелит – острое вирусное поражение спинного мозга, последствием заболевания часто являются параличи мышечных групп, иннервируемых спинномозговыми нервами.

Полтерн – патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа несудорожного характера.

Постнатальное развитие — развитие от момента рождения до смерти.

Праксис - способность к выполнению целенаправленных авто­матизированных двигательных актов.

Прогноз - предсказание дальнейшего развития заболевания, соци­альной адаптации.

Прогредиентный - неуклонный, наступательный (о развитии болезни).

Психическая травма - тяжелые индивидуальные психические пе­реживания, играющие значительную или основную роль в этиопатогенезе, клинике и течении нервно-психических заболеваний

Психический недостаток- подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-воле­вой сферы, в том числе аутизм, последствие повреждения мозга, в том числе умственная отсталость, задержка психического разви­тия, создающие трудности в обучении.

Психическое здоровье — «состояние полного душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения».

Психогенные расстройства - обусловленные психической травмой.

Психоз- патологическое состояние, душевное заболевание.

Психологическая коррекция, психокоррекция - направление реабилитационной и коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми, целью ко­торой является предупреждение и преодоление отклонений в пси­хическом развитии личности.

Психопатии - патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность личностных свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде.

Психопатология — раздел психиатрии, в котором исследуются ос­новные, свойственные многим психическим заболеваниям закономер­ности проявления и развития психических нарушений.

Психопатоподобные состояния — аномалии личности, напоми­нающие психопатии, но возникающие после перенесенного психиче­ского заболевания, например шизофрении, эпилепсии, травмы голов­ного мозга и др.

- Р -

Реа­билитация - это применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до удовлетворительного уровня его функциональных способностей.

Реактивные состояния - психические расстройства, возникаю­щие в связи с тяжелыми переживаниями, проявляются в виде де­прессии, эмоционального шока, страхов, навязчивых состояний.

Ревматическое поражение нервной системы – ревматизм - хроническое аутоиммунное заболевание, в последние годы выявлена инфекционная природа всех форм ревматизма (в том числе ретровирусная (векторная) инфекция). Кроме поражения соединительной ткани, прежде всего, суставов, сердечной мышцы и сосудов головного мозга ревматизм оказывает сильное воздействие и на развитие нервной системы. Типичными проявлениями ревматических поражений нервной системы является – малая хорея, ребенок становится раздражительным, капризным, упрямым, начинает плохо спать, появляются гиперкинезы, насильственные движения, нарушения речи.

Регрессия- движение назад; возвращение к уже пройденной стадии психического развития.

Резидуально-органические (резидуально-остаточные) заболева­ния головного мозга - поражения головного мозга, вызванные раз­ными причинами (инфекциями, травмами и пр.).

Ретардация - замедление или стойкое психическое недоразвитие.

Речи нарушения – отклонения от принятой в данной среде нормы речевого развития. Основные формы нарушений речи приведены в таблице 2.

Речь импресивная – восприятие, понимание речи.

Речь спонтанная – неподготовленная речь.

Речь экспресивная – активное устное и письменное высказывание.

Ригидность - непластичность, неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.

Ринолалия – нарушение звукопроизношения и тембра голоса связанное с врожденным анатомическим дефектом артикуляционного аппарата.

- С -

Сверхценные идеи — суждения, возникшие в результате реальных обстоятельств, но занявшие в дальнейшем не соответствующее их зна­чению преобладающее положение в сознании с развитием чрезмерного эмоционального напряжения.

Симптом – признак какого-либо явления, представляющий собой отклонение от нормального течения событий.

Синдром - определенное сочетание признаков (симптомов) какого-либо явления, объединенных единым механизмом возникновения и развития.

Синдром Дауна – нарушение психического развития, обусловленное наличием у индивида лишней 21 хромосомы (трисомия 21). Ребенок с синдромом Дауна характеризуется отставанием умственного (дебильность или имбецильность) и физического развития, имеет характерный внешний вид (монголизм).

Синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) - этот синдром характеризуется несвойственными для нормальных возрастных показателей избыточной двигательной активностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими и трудностями в обучении. Вместе с тем дети с СДВГ часто выделяются своей неловкостью, неуклюжестью, которые часто обозначаются как минимальная статико-локомоторная недостаточность. Существуют данные, что данный синдром передается по наследству, во взрослом состоянии у лиц с СДВГ резко повышен риск алкоголизма и депресивных расстройств.

Синкинезия - это непроизвольные движения, сопутствующие произвольным. Различают физиологические и патологические синкинезии. К физиологическим синкинезиям относят, например, движения рук при ходьбе. Патологические синкинезии возникают при поражении пирамидной системы мозга.

Сифилис головного мозга – заболевание нервной системы, обусловленное внутриутробным инфицированием ЦНС.

Слабовидящий – лица с остротой зрения от 0,2 до 0,05. В отличие от слепых зрение для слабовидящих продолжает оставаться ведущим анализатором.

Слабослышащий, тугоухий – человек с понижением слуха, затрудняющим его речевое развитие, но способный к самостоятельному накоплению минимального речевого запаса на основе сохранившихся остатков слуха.

Слепоглухонемота – наиболее тяжелая форма сложного дефекта, для которой характерно поражение зрительного и слухового анализаторов. У слепоглухонемых без специального обучения практически не формируется психика.

Слепой – человек с полным отсутствием зрительных ощущений (тотальная слепота) либо с остаточным зрением (до 0,04 на лучше видящем глазу с применением очков) либо сохранивший способность к светоощущению. При слепоте ориентация на зрение невозможна.

Сложный недостаток– сочетание двух и более физических и (или) пси­хических недостатков у одного ребенка. В специальной психологии к сложной структуре нарушения относят лишь сочетание первичных нарушений. Выделяют сочетанные (наличие двух недостатков, каждый из которых может вызвать аномалию развития), осложненные (второй сопутствующий недостаток выражен в слабой степени) и множественные. Как особую группу рассматривают детей с закономерной, вызываемой единой причиной сложной структурой дефекта.

Соматический - телесный.

Спастичность, мышечная гипертония - повышение мышечного тонуса.

Специальная педагогика - раздел педагогики изучающий формы и методы воспитания, обучения, социальной адаптации и реабилитации различных категорий детей с проблемами в развитии.

Специальная психология отрасль психологии, изучающая закономерности развития и особенности проявлений психики детей, имеющих отклонения и нарушения в развитии.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение-образовательное учреждение, созданное для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Специальное образование- дошкольное, общее и профессио­нальное образование, для получения которого лицам с ограничен­ными возможностями здоровья создаются специальные условия.

Специальные средства - технические средства, дающие возможность аномальным преодолевать их физический недостаток и действовать на равных с лицами без дефекта. Иногда вспомогательное средство представляет собой простой инструмент, иногда - чрезвычайно сложный аппарат.

Специальные условия для получения образования (специальные образовательные условия)- условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обуче­ния, индивидуальные технические средства обучения и среда жиз­недеятельности, а также педагогические, медицинские, социаль­ные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освое­ние общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Специфические потребности в развитии - не присущие в отсутствии дефекта потребности в развивающих воздействиях или особых формах их осуществления, которые наибольшим образом способствуют компенсации дефекта и преодолению отклонений в развитии, например, специфической потребностью в развитии для ребенка больного неврозом являются специальная психотерапевтическая работа с ним.

Статистическая норма – уровень психосоциального развития соответствующий среднегрупповым показателям.

Стигма (в медицинской генетике) - внешне заметные характерные проявления того или иного генетического отклонения.

Страх - эмоциональное состояние, выражающееся в сильной тревоге, беспокойстве, душевном смятении, которое может возникать перед конкретной реальной или мнимой опасностью. Имеет определенную предметную направленность и влияет на поведение (активность) человека.

Стресс - система неспецифических реакций организма в ответ на действие любого раздражителя. Постоянное воздействие на организм раздражителей, воспринимаемых как чрезвычайно сильные, приводит к нарушениям соматического и психологического характера.

Суггестия - внушение.

Судороги – непроизвольные сокращения мышц, характеризующиеся высокой степенью напряжения. Различают тонические – длительное напряжение мышц, и клонические судороги – кратковременные, толчкообразные сокращения мышц.

Суицид – самоубийство.

Суицидальное поведение - все проявления суицидальной активности - мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки и покушения.

Сурдо- - связанное со слухом и ли его нарушениями.

Сурдопедагогика – раздел специальной педагогики изучающий особенности обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.

Сурдотехника – совокупность специальных технических устройств для коррекции и компенсации нарушений слуха.

- Т -

Тахилалия - патологически ускоренный темп речи без иных ее изменений.

Тетанические судороги – состояние длительного сокращения мышцы из-за того, что импульсы к ней поступают с такой частотой, что между последовательными сокращениями не происходит расслабления мышцы

Тетраплегия - центральный паралич или парез, при котором произошло общее поражение всех четырех конечностей.

Тик – стереотипные непроизвольные движения в форме подрагивания век, лицевой мускулатуры, плеч и т.д.

Тифло- относящийся к нарушениям зрения.

Тифлопедагогика - раздел специальной педагогики изучающий особенности обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.

Тифлопсихология - психология слепых и слабовидящих.

Тифлотехника – совокупность специальных технических устройств для коррекции и компенсации нарушений зрения.

Тонические судороги – длительное сокращение мышц и вызванное им напряженное положение

Транзиторные – преходящие, возникающие под влиянием ситуации, и не определяемые личностными характеристиками процессы.

Тремор – непроизвольные дрожательные колебания головы, конечностей или всего тела.

Трудности в обучении - единый термин для обозначения всех категории нарушений в школьном возрасте, при которых ребенку требуется специальное обучение.

- У -

Умственная отсталость – стойкое и глубокое нарушение познавательной деятельности, которые возникло вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретенного). При умственной отсталости поражены те зоны мозга, которые обеспечивают умственное развитие ребенка и его дальнейшее психическое развитие идет на поврежденной основе. Основными критериями умственной отсталости являются: 1) тотальность психического недоразвития с преобладанием слабости абстрактного мышления при меньшей выраженности нарушений предпосылок интеллекта и относительно менее грубым недоразвитием эмоциональной сферы; 2) непроградиентность интеллектуальной недостаточности, т. е. остановка психического развития, являющаяся следствием нарушения онтогенеза, а также необратимость вызвавшего недоразвитие патологического процесса.

- Ф -

Фактор риска – условия внешней среды и индивидуальной реактивности организма, которые могут способствовать развитию определенных нарушений.

Фенилкетонурия (ФКУ)наследственное нарушение белкового обмена. У больных нарушено превращение незаменимой аминокислоты фенилаланина в тирозин из-за резкого снижения количества фермента фенилаланингидроксилазы в результате фенилаланин превращается в фенилпировиноградную кислоту, которая является сильнейшим нейротропным ядом и нарушает миелинизацию нервных клеток. Ген, кодирующий образование фенилаланингидроксилазы расположен в длинном плече 12 хромосомы. Механизм наследования заболевания – рецессивный.

Физический недостаток- подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека либо хроническое со­матическое или инфекционное заболевание.

Фобия- патологический страх, навязчивое переживание страхов конкретного содержания.

Фонастения – функциональное нарушение голосообразования.

Фонематический слух - способность к слуховому восприятию звуков речи, имеющая большое значение для овладения звуковой стороной языка.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произнесения фонем.

Фрустрация - психическое состояние, порождаемое переживанием недоступной цели, расстройством планов или разочарованием. Характеризуется эмоционально дискомфортными переживаниями (тревога, гнев, вина и т.п.).

Функциональная норма – соответствие индивида минимальным требованиям среды.

Функциональный, функциональное нарушение – связанный с расстройством функции; нарушение при отсутствии анатомо-морфологических изменений структур организма.

- Х -

Хорея – вид гиперкинезов, движения неритмические нестереотипные совершаются в быстром темпе.

Хромосомные нарушения, Хромосомные болезни - нарушения развития, обусловленные структурными изменениями (аберрациями) хромосом (дупликацией, инверсией, делецией, транслокацией) возникшими в половых клетках родителей либо в процессе деления оплодотворенной яйцеклетки. В настоящее время известно более 100 различных хромосомных синдромов. Для большинства из них характерны: умственная отсталость, неврологические нарушения, микроцефалия, дисплазии лица, деформации черепа, множественные пороки внутренних органов. По наследству хромосомные болезни обычно не передаются из-за тяжести поражения, но в любом случае механизм наследования – доминантный. Так при одной из форм транслокационного синдрома Дауна 21 хромосома транслоцируется на гомологичную 21 хромосому. При этом родитель здоров, так как в его генотипе присутствуют 2 гомологичные хромосомы сросшиеся вместе. Но любой ребенок этого человека будет болен синдромом Дауна, так как он получит от него двойную сросшуюся хромосому и еще одну нормальную хромосому от другого родителя.

- Ц -

Цензовое образование – образование, соответствующее уровню образования массовой школы. Все типы специальных школ в России (разумеется, кроме VIII типа) дают своим выпускникам, как минимум основное общее образование.

Центральный (спастический) паралич - полное отсутствие возмож­ности совершать произвольные движения. Центральные параличи и парезы обусловле­ны поражением двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. В зависимости от тяжести поражения мозга может наблюдаться полное (паралич) или частичное (парез) отсутствие тех или иных движений. Для центрального (спастического) паралича характерно: нарушение мышечного тонуса (мышечная гипертония), повышение сухожильных и надкостничных рефлексов (гиперрефлéксия), наличие клонусов, патологических рефлексов, защитных рефлексов синкинезий.

Церебральный - мозговой.

Церебрастенические нарушения — сочетание астении с головны­ми болями, головокружением и прочими признаками.

- Ч –

Чистый устный метод - система обучения глухонемых на основе исключительного использования устной речи. Метод сложился в Германии на протяжении XIX века.

Чтение с лица (губ) – зрительное восприятие речевой мимики говорящего человека, позволяет неслышащему понимать устную речь. Навыки чтения с лица формируются лишь в специальном обучении.

- Ш -

Шизоидный - подобный шизофрении (обычно используется в ка­честве определения одного из вариантов психопатии).

Шизофрения — эндогенная проградиентная психическая болезнь, характеризующаяся изменениями личности (снижением активности, потребности в общении с другими, потерей интереса к окружающей действительности, уплощением эмоций, нарушениями мышления, утратой единства психических процессов) и имеющая множество проявлений (бред, галлюцинации и др.).

Школьная дезадаптация - это социально-психологический процесс отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниями и умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной коллективной учебной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими и с миром.

Шрифт Брайля – рельефный шрифт для слепых, в основе которого комбинация 6 точек, кодирующие буквы, цифры, ноты, знаки химических элементов.

- Э -

Энзимопатии – нарушения обмена веществ, генные нарушения основой которых является нарушение синтеза белка-фермента. Чаще всего наследуются рецессивно. При некоторых энзимопатиях больному возможно подобрать диету, при которой не происходит накопления в организме токсических продуктов. (ФКУ, галактоземия) при других (Синдром Тея-Сакса, Нимана-Пика) нет. Накопление в тканях токсических продуктов обычно приводит к отставанию нервно-психического развития, глубокой соматической патологии.

Энурез - недержание мочи.

Энцефалит – инфекционное воспалительное заболевание мозга.

Энцефалопатия – органическое поражение мозга невоспалительного характера.

Эпилепсия - хроническое нервно-психическое заболевание, возникающее преимущественно в детском и подростковом возрасте. Отмечают две основные группы проявлений эпилептического расстройства: а) судороги и судорожные припадки, выключения сознания, автоматические действия, снохождение и сноговорение, ночные страхи, искажения восприятия предметов и др.; б) психические нарушения, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Этиология — учение о причинах возникновения заболеваний.

Эхолалия - автоматическое по­вторение услышанных слов, вместо ответа больной повторяет обращенный к нему вопрос. Вид эхопраксии.

Эхопраксия - подражательный автоматизм, автоматическое по­вторение движений и действий других людей.

- Ю -

Юродивый – в древней Руси лицо с аномалиями (урод), преимущественно психически больной или умственно отсталый.

- Я -

Ядерный (спец. психологич.) – связанный с первичным дефектом.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.