Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Объем дисциплины и виды учебной работы. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии входит в цикл дисциплин



Коррекционная педагогика с основами специальной психологии входит в цикл дисциплин предметной подготовки (ДПП.Ф.05) и читается студентам психолого-педагогического факультета очной формы обучения в VII и VIII семестрах в объеме 152 час., а студентам заочной формы обучения в VII, VIII и IX семестре.

  ВИД УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
очная заочная
Всего часов Семестры Всего часов Семестры
Общая трудоемкость 7, 8 7, 8, 9
Аудиторные занятия    
Лекции    
Семинарские занятия    
Лабораторные работы   -  
Самостоятельная работа    
Курсовые р-ты/ рефераты -   -  
Вид итогового контроля зачет зачет экзамен экзамен

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

 

Раздел I. Специальная психология (психология аномальных детей)

Тема 1. Предмет, цели, задачи, принципы и структура специальной психологии

Специальная психологиякак наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностей их психического развития в процессе воспитания и образования. Категории развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность. Задачи и структура специальной психологии. Отрасли специальной психологии. Олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология, логопсихология, психология детей с задержкой психического развития (ЗПР), нарушениями опорнодвигательного аппарата (ДЦП), психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития.

Тема 2. Клинические и психологические закономерности дизонтогенеза

Распространенность аномалий психического развития. Необходимость знаний о детях с отклонениями в психическом развитии для педагога. Этиологические факторы психического дизонтогенеза. Понятие «аномальный ребенок». Особенности аномального развития. Время, место и степень повреждения ЦНС. Возрастные уровни нервно-психического реагирования на различные вредности по В.В. Ковалеву. Понятие первичного и вторичного дефекта. Вклад Л.С. Выготского. Функциональная локализация нарушения, время повреждений. Нарушение межфункционального взаимодействия. Акселерация (патологическая).

Тема 3. Классификация дизонтогенеза по В.В. Лебединскому

Общее стойкое психическое недоразвитие. Задержанное психическое развитие. Поврежденное психическое развитие. Дефицитарное психическое развитие. Искаженное психическое развитие. Дисгармоническое развитие.

Тема 4. Психическое недоразвитие

Олигофрения. Этиология: эндогенные и экзогенные причины. Два основных клинико-психологических «закона» олигофрении Г.Е. Сухаревой. Особенности нейродинамики, сенсорики, моторики, познавательных функций, эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка. Основной дефект при умственной отсталости (взгляды разных авторов). Систематика олигофрении.

Тема 5. Задержанное психическое развитие (ЗПР)

Отличие ЗПР от олигофрении. Основные варианты ЗПР, их специфика. ЗПР конституционального происхождения. ЗПР соматогенного происхождения. ЗПР психогенного происхождения. ЗПР церебрально-органического генеза. Среда и ЗПР (роль средовых факторов). Динамика ЗПР.

Тема 6. Проблема дифференциальной диагностики ЗПР и психического недоразвития

Качественный анализ как необходимое условие правильной диагностики. Критерии оценки умственного развития по Л.С. Выготскому. Развитие идей Л.С. Выготского в работах А.Я. Ивановой. «Обучающий эксперимент».

Тема 7. Поврежденное психическое развитие

Деменция. Отличие от олигофрении и ЗПР. Систематика деменции. Особенности органической и эпилептической деменции.

Тема 8. Дефицитарное психическое развитие

Аномалии развития в связи с недостаточностью зрения и слуха. Аномалии развития в связи с недостаточностью двигательной сферы. Детский церебральный паралич. Дети с нарушениями речи.

Тема 9. Искаженное психическое развитие.

Синдром раннего детского аутизма (РДА). Взгляды на этиологию. Особенности эмоций, познавательных функций, речи детей с РДА.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.