Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Требования к знаниям и умениям обучаемого



Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования Московской области

Московский государственный областной педагогический институт

Кафедра возрастной и педагогической психологии

Учебно-методический комплекс

По учебной дисциплине

 

«Коррекционная педагогика

С основами специальной психологии»

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031000 «Педагогика и психология»

 

 

Учебно-методическое пособие

Орехово-Зуево

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Московского государственного областного педагогического института

 

 

Рецензенты:

 

доктор психологических наук, профессор,

зав. лабораторией диагностики и коррекции психического развития

Психологического института РАО

Акимова Маргарита Константиновна

 

кандидат педагогических наук, доцент

кафедры социальной педагогики МГОПИ

Селезнева Елена Владимировна

 

 

Автор-составитель: Солдатова С.В. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии»: Учебно-методическое пособие. – Орехово-Зуево, МГОПИ, 2008.

 

В настоящем комплексе представлены методические материалы по преподаванию курса коррекционная педагогика с основами специальной психологии – программа курса, учебно-тематический план по очной и заочной форме обучения, планы семинарских и лабораторных занятий, практических заданий и тестов, методические рекомендации по проведению лекционных, семинарских и иных видов занятий, а также вопросы к зачету и для экзаменационных билетов по курсу коррекционная педагогика с основами специальной психологии. В комплекс также включен глоссарий наиболее сложных понятий учебной программы.

При разработке комплекса использованы учебно-методические материалы ранее изданных аналогичных пособий ведущих ВУЗов России.

Пособие предназначено для преподавателей и студентов психолого-педагогического факультета МГОПИ.

 

 

© МГОПИ, 2008

© Солдатова С.В., 2008


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка…………………………………………………... 4

2. Учебная программа ………………………………………………........... 5

3. Календарно-тематический план…………………………………………10

4. Методические рекомендации по изучению дисциплины……………...12

5. Учебно-методические материалы……………………………………….15

6. Примерный перечень вопросов для

экзаменационных билетов (зачета)……………………………..……….64

7. Методические рекомендации и требования

к написанию курсовых работ…………………………………..………...66

8. Методические рекомендации и требования к написанию,

оформлению и защите выпускных квалификационных работ ………...66

9. Список рекомендуемой литературы……………………………………...66

10. Глоссарий (терминологический словарь) ……………………………...68

11. Фонды контрольных заданий……………………………………………84

12. Дополнительные информационные ресурсы…………………………..88


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В настоящее время в общей детской популяции наблюдается значительное количество детей с различными отклонениями в развитии – около 10-15%. Имеются в виду такие существенные отклонения, которые предполагают пристальное внимание к ребенку со стороны окружающих его взрослых, в первую очередь – родителей, требуют комплексного вмешательства специалистов – врачей, педагогов, психологов и нередко ставят вопрос о необходимости воспитания и обучения ребенка в особых учебных заведениях (детских садах и школах) или классах, а в отдельных случаях и индивидуально в домашних условиях или специальных интернатах.

Обеспечить оптимальные условия воспитания и обучения аномальных детей с тем, чтобы содействовать как можно лучшей подготовке их к самостоятельной активной общественной жизни в нормальном социальном окружении, - ответственная и сложная социальная и педагогическая проблема, которую призван решать будущий педагог-психолог.

Дисциплина «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» посвящена актуальным проблемам современного детства и образования, а также реабилитации труднообучаемых и трудновоспитуемых школьников.

Цель курса – ознакомить студентов – будущих педагогов-психологов с основными вариантами нарушения психического развития у детей и подростков, с некоторыми способами их выявления. Основное внимание уделить тем видам дизонтогенеза, встреча с которыми наиболее вероятна в школьной практике – задержке психического развития, психическому недоразвитию и дисгармоническому развитию личности.

Изучение данного курса должно содействовать развитию гуманистического мировоззрения у студентов, служить стимулом для их профессионального личностного роста.

 

Требования к знаниям и умениям обучаемого

 

По окончании курса студент должен иметь представление:

♦ об основных категориях детей с нарушениями психического раз­вития;

♦ об отраслях специальной педагогики и психологии, изучающих вопросы их обучения и воспитания;

♦ о причинах возникновения врожденных и приобретенных ано­малий.

Изучив данный курс, студент также должен:

♦ понимать, какие условия влияют на формирование ребенка с про­блемами в развитии;

♦ уметь определить соотношение первичного дефекта и вторичных отклонений; учитывать, что чем дольше они разведены между собой, тем больше возможностей открывается для коррекции и компенсации послед­него с помощью рациональной системы обучения и воспитания;

♦ уметь определять основные формы и методы коррекционно-вос­питательной работы, направленные на разностороннее физиче­ское и психическое развитие детей.

 

В результате освоения содержания курса «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» студенты должны знать:

- предмет, задачи, историю развития, основные отрасли коррекционной педагогики и специальной психологии;

- теоретическую базу коррекционной педагогики и специальной психологии;

- общую характеристику детей и взрослых, имеющих отклонения в психофизическом развитии;

- сущность, причины возникновения, структуру дефекта в психофизическом развитии;

- психологические основы предупреждения возникновения нарушений
в психофизическом развитии;

- систему медицинской, психологической, педагогической помощи людям с нарушенным психофизическим развитием.

Иметь первичные навыки:

- практического использования знаний коррекционной педагогики и специальной психологии в условиях будущей профессиональной деятельности;

- работы с людьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии;

- проведения обследования людей с нарушенным психофизическим развитием с помощью специальных методик.

Уметь:

- изучать и анализировать сходные состояния нарушенного развития;

- составлять план коррекционного воздействия на людей с нарушен­ным психо-физическим развитием.

Иметь представление:

- о месте коррекционной педагогики и специальной психологии в системе наук;

- об основных научных работах отечественных и зарубежных ученых по проблематике коррекционной педагогики и специальной психологии;

- о междисциплинарных связях наук, исследующих нарушения в психо-физическом развитии.

 

Учебная программа

Пояснительная записка

Содержание изучаемого учебного материала, соответствует требованиям ГОС (2005 года), и учитывает специфику подготовки студента по специальности031000 «Педагогика и психология». Для студентов психолого-педагогического факультета ГОСом предусматривается следующее содержание курса.

Предмет, задачи, принципы, категории, основные научные теории коррекционной педагогики. Норма и отклонения в развитии человека. Первичный и вторичный дефект. Комбинированные нарушения, их причины. Профилактика, диагностика, коррекция недостатков личностного развития детей. Девиантное поведение детей. Система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, реабилитационной работы.

Учебная программа по данному курсу предусматривает систему лекционных, семинарских и лабораторных занятий, дополняющих друг друга.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.