Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Московской области
Московский государственный областной педагогический институт
Кафедра возрастной и педагогической психологии
Учебно-методический комплекс
По учебной дисциплине
«Коррекционная педагогика
С основами специальной психологии»
В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031000 «Педагогика и психология»
Учебно-методическое пособие
Орехово-Зуево
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Московского государственного областного педагогического института
Рецензенты:
доктор психологических наук, профессор,
зав. лабораторией диагностики и коррекции психического развития
Психологического института РАО
Акимова Маргарита Константиновна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедры социальной педагогики МГОПИ
Селезнева Елена Владимировна
Автор-составитель: Солдатова С.В. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии»: Учебно-методическое пособие. – Орехово-Зуево, МГОПИ, 2008.
В настоящем комплексе представлены методические материалы по преподаванию курса коррекционная педагогика с основами специальной психологии – программа курса, учебно-тематический план по очной и заочной форме обучения, планы семинарских и лабораторных занятий, практических заданий и тестов, методические рекомендации по проведению лекционных, семинарских и иных видов занятий, а также вопросы к зачету и для экзаменационных билетов по курсу коррекционная педагогика с основами специальной психологии. В комплекс также включен глоссарий наиболее сложных понятий учебной программы.
При разработке комплекса использованы учебно-методические материалы ранее изданных аналогичных пособий ведущих ВУЗов России.
Пособие предназначено для преподавателей и студентов психолого-педагогического факультета МГОПИ.
12. Дополнительные информационные ресурсы…………………………..88
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время в общей детской популяции наблюдается значительное количество детей с различными отклонениями в развитии – около 10-15%. Имеются в виду такие существенные отклонения, которые предполагают пристальное внимание к ребенку со стороны окружающих его взрослых, в первую очередь – родителей, требуют комплексного вмешательства специалистов – врачей, педагогов, психологов и нередко ставят вопрос о необходимости воспитания и обучения ребенка в особых учебных заведениях (детских садах и школах) или классах, а в отдельных случаях и индивидуально в домашних условиях или специальных интернатах.
Обеспечить оптимальные условия воспитания и обучения аномальных детей с тем, чтобы содействовать как можно лучшей подготовке их к самостоятельной активной общественной жизни в нормальном социальном окружении, - ответственная и сложная социальная и педагогическая проблема, которую призван решать будущий педагог-психолог.
Дисциплина «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» посвящена актуальным проблемам современного детства и образования, а также реабилитации труднообучаемых и трудновоспитуемых школьников.
Цель курса – ознакомить студентов – будущих педагогов-психологов с основными вариантами нарушения психического развития у детей и подростков, с некоторыми способами их выявления. Основное внимание уделить тем видам дизонтогенеза, встреча с которыми наиболее вероятна в школьной практике – задержке психического развития, психическому недоразвитию и дисгармоническому развитию личности.
Изучение данного курса должно содействовать развитию гуманистического мировоззрения у студентов, служить стимулом для их профессионального личностного роста.
Требования к знаниям и умениям обучаемого
По окончании курса студент должен иметь представление:
♦ об основных категориях детей с нарушениями психического развития;
♦ об отраслях специальной педагогики и психологии, изучающих вопросы их обучения и воспитания;
♦ о причинах возникновения врожденных и приобретенных аномалий.
Изучив данный курс, студент также должен:
♦ понимать, какие условия влияют на формирование ребенка с проблемами в развитии;
♦ уметь определить соотношение первичного дефекта и вторичных отклонений; учитывать, что чем дольше они разведены между собой, тем больше возможностей открывается для коррекции и компенсации последнего с помощью рациональной системы обучения и воспитания;
♦ уметь определять основные формы и методы коррекционно-воспитательной работы, направленные на разностороннее физическое и психическое развитие детей.
В результате освоения содержания курса «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» студенты должны знать:
- предмет, задачи, историю развития, основные отрасли коррекционной педагогики и специальной психологии;
- теоретическую базу коррекционной педагогики и специальной психологии;
- общую характеристику детей и взрослых, имеющих отклонения в психофизическом развитии;
- сущность, причины возникновения, структуру дефекта в психофизическом развитии;
- психологические основы предупреждения возникновения нарушений в психофизическом развитии;
- систему медицинской, психологической, педагогической помощи людям с нарушенным психофизическим развитием.
Иметь первичные навыки:
- практического использования знаний коррекционной педагогики и специальной психологии в условиях будущей профессиональной деятельности;
- работы с людьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии;
- проведения обследования людей с нарушенным психофизическим развитием с помощью специальных методик.
Уметь:
- изучать и анализировать сходные состояния нарушенного развития;
- составлять план коррекционного воздействия на людей с нарушенным психо-физическим развитием.
Иметь представление:
- о месте коррекционной педагогики и специальной психологии в системе наук;
- об основных научных работах отечественных и зарубежных ученых по проблематике коррекционной педагогики и специальной психологии;
- о междисциплинарных связях наук, исследующих нарушения в психо-физическом развитии.
Учебная программа
Пояснительная записка
Содержание изучаемого учебного материала, соответствует требованиям ГОС (2005 года), и учитывает специфику подготовки студента по специальности031000 «Педагогика и психология». Для студентов психолого-педагогического факультета ГОСом предусматривается следующее содержание курса.
Предмет, задачи, принципы, категории, основные научные теории коррекционной педагогики. Норма и отклонения в развитии человека. Первичный и вторичный дефект. Комбинированные нарушения, их причины. Профилактика, диагностика, коррекция недостатков личностного развития детей. Девиантное поведение детей. Система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, реабилитационной работы.
Учебная программа по данному курсу предусматривает систему лекционных, семинарских и лабораторных занятий, дополняющих друг друга.