Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТИХОМИРОВ Лев Александрович 1852 — 1923 9 страница



Этот мартиролог изложен в самых ярких чертах не га-ютными репортерами, а правительственной комиссией


по исследованию упадка сельского хозяйства, работавшей еще в 1873 году!

2) Железные дороги. Мы уже видели, как действуют же­лезные дороги на денежное обращение в стране. При пос­тройке увеличивается народный труд и возрастает нужда в знаках. По окончании постройки и открытии эксплуатации эта нужда еще более возрастает. Железная дорога — новый кровеносный сосуд в организме. Прибавилось сосудов, и ста­ло быстрее кровообращение; ясно, что крови должно быть больше. Вместо этого кровь постепенно выпускали. Для пос­тройки железных дорог употребляли не новые знаки, кото­рые, оправданные жизнью, так бы и остались впоследствии в народном обращении; наоборот, привлекали готовые капи­талы, а так как таковые не приливали изнутри, ибо и без того попрятались в процентные бумаги, так как этих процентных бумаг и без того было наводнение, то стали привлекать сво­бодные капиталы иностранные. Этими же капиталами упла­чивалось не за русский, а за иностранный труд.

Получилось: создание за границей огромного класса рус­ских кредиторов; возрождение за границей народного труда. Внутри России: расширенная система кровеносных сосудов при выпущенной крови: пустая, а потому бездоходная сеть дорог среди нищего населения сел, сеть, обремененная не­оплатным долгом, проценты за который приходится изыски­вать все с того же обнищавшего населения. Ясно, что и здесь мысленно сожжены те же бумажки, которые нужно было вы­пустить для постройки и эксплуатации(то есть увеличенных оборотов промышленности) русской сети дорог.

3) Займы, сделанные явно с целью прямо жечь деньги, на­пример Восточный заем и другие, нечего и разбирать.

Мы обстоятельно рассмотрели значение процентных бу­маг в истории наших финансов, и нам хотелось бы показать теперь, что система денежного обращения в экономически самостоятельной стране, основанная на абсолютных знаках, вовсе не нуждается в процентных государственных бумагах и не требует ни одной копейки из государственного бюджета для оплаты процентов.

К доказательству этого положения мы и переходим.

XVI

 

 

Главное зло современных государств, процентные займы, внутренние или внешние, неизбежные при золоте как де­ньгах, могут быть совершенно устранены при абсолютно-де­нежном обращении и при правильной организации государс­твенного и народного кредита.

Из цивилизованных стран нет в эту минуту ни одной, которая удовлетворялась бы одной формой денег — благо­родными металлами или одним золотом. Повсюду рядом со звонкой монетой циркулирует большее или меньшее ко­личество ее суррогатов, разменных банковых билетов, на­стоящих кредитныхденег. Основная черта этого денежного обращения — разменность банковых билетов каждую мину­ту на металл. Приостановка этого размена равносильна го­сударственному банкротству. Это обман и насилие над под­данными. Во избежание этого обмана и всяких искушений для парламентарного государства орган денежного обраще­ния в стране отнимается правительстваи ставится особ­няком, ограждаясь от всяких на него воздействий серьезны­ми и положительными статутами.

Совершенно тот же вопрос поднимался и у нас при ос­новании Государственного Банка в 1860 году; до сих пор еще существуют серьезные люди, которые проповедуют не­обходимость выделить наш центральный орган денежного обращения из системы государственных учреждений и сдать его особому акционерному обществу. Что эта идея имеет почву — доказательство статьи в «Новом Времени»господи


на Гурьева, «ученого секретаря Ученого Комитета» Минис­терства финансов (да-да, есть такой титул двойной учености), помещавшиеся там в начале 1893 года.

Читателю этого исследования названные статьи, наверно, показались необыкновенно смешными и наивными. Госпо­дин Гурьев доказывает без малейшей улыбки, что передавать Государственный Банк акционерной компании невозможно. Да кто же может в здравом уме и твердой памяти предложить противоположную комбинацию? Другими словами, кликнут клич по всему европейскому Израилю: «Милостивые госу­дари! Не будет ли вам угодно получить в ваше заведование экономическое сердце России? Приходите к нам, составляйте акционерную компанию, получайте золотой фонд, печатайте бумажки и заведуйте нашим денежным обращением; то есть берите в полное владение с правом жизни и смерти: наше сельское хозяйство, фабричную и заводскую промышленнос­ти и нашу торговлю, словом, весь наш народный быт и труд во всех его видах.Государство от всего этого отрекается, ибо оно верит, что вы с этим лучше справитесь, чем оно само. Вы, конечно, на всем этом будете наживать, но ведь это дело торговое».

В этих словах нет ни тени преувеличения. Читатель недо­умевает и спрашивает, какой смысл в этом приглашении ак­ционеров, в этом устранении правительства от самого центра государственного дела? Что дадут акционеры, управляющие Банком? Верно, есть же какая-нибудь идея в этом желании?

Идея, несомненно, есть. Вот она: акционерный банк пос­тавит народное денежное обращение в полную независи­мость от правительства. Но зачем же это нужно? А затем, чтобы министру финансов в трудную для государства ми­нуту не пришло искушение смешать источники собственно денежного обращения с источниками бюджетными, другими словами, чтобы государственная власть не могла ограбить подданных.

Пo-видимому, даже предположить что-либо подобное же есть своего рода безумие? Ничуть не бывало! Находятся и, Руси органы и публицисты, которые хоть и не столь грубо и i крыто, но высказывают совершенно то же самое.

Дело вот в чем. Существует Государственный Банк и ведает народным денежным обращением. Существует Государс-i ценное Казначейство и ведает государственнымиприхода­ми и расходами. И там, и здесь суммы разные, и смешивать их невозможно, ибо все экономические отправления тот-ч;1с же придут в расстройство. Поэтому и ведется, например, гакой счет: наличность Государственного Банка (собствен­ная) такая-то. Кроме нее, имеются в Банке суммы, принадле­жащие Государственному Казначейству, такие-то. Представтесебе, что вследствие неурожая или других условий по­лати задерживаются или государству предстоит экстренный расход. Собственных сумм Государственного Казначейства может не хватить. В это время собственная наличность Бан­ка может быть очень велика и лежать непроизводительно. I раф Канкрин, да и все почти русские министры финансов, кроме упорных доктринеров, делали следующее: они займе-1 повали из банковой наличности и по мере поступления го­сударственных доходов пополняли эту наличность. У графа Канкрина был в особенности неисправим один предрассудок: он как огня боялся займов и налогов, а потому предпочитал довольно грубо нарушать теорию и в бухгалтерском смысле допускал произвол, лишь бы не отягощать народ по купо­нам. Велось подобное хозяйство не год и не два, и Россия, только что разоренная Наполеоном и истощившая все силы на «спасение Европы», быстро поправилась и разбогатела.

Нам говорят: этого нельзя! Если государственных доходов i ie хватило или понадобился экстренный расход, делайте заем, то есть выпускайте процентные бумаги и платите по купонам податями. Не смейте заимствоватьв свободной банковой наличности, не усложняйте счетов, не отступайте от устава.


А главное, не проявляйте ни государственной власти, ни госу­дарственного творчества! А так как здравомыслящий министр финансов и хороший хозяин не может этих позаимствований не делать, то призвать евреев и сдать им Банк, другими слова­ми, поставить их на страже против возможных злоупотребле­ний органа, которому Верховная Власть поручила распоряже­ние государственным и народным хозяйством.

Даже ученый секретарь Ученого Комитета догадался, что подобный порядок, безусловно, необходимый при пар­ламентском режиме, совсем не подходит к самодержавной монархии. Предполагая, что подобное заимствование может сделаться не иначе как поспециальному Высочайшему пове­лению, оказывается, что необходимо звать евреев собствен­но затем, чтобы ограничить верховную власть в возмож­ности дать подобное повеление.

Вот, по самому добросовестному толкованию, идея ак­ционерного Государственного Банка. Можно думать, что, несмотря на все подходы и сладкие словеса представителей у нас европейского мировоззрения и аппетитов, мечтать об осуществлении чего-либо подобного просто-напрос­то глупо. Уж на что было бесшабашное по этой части вре­мя — конец пятидесятых годов. Но и тогда господа молодые финансисты не могли провести свою идею насчет обращения Государственного Банка в акционерный, и это учреждение так и осталось на ведомстве Министерства финансов, хотя и разграниченное (на бумаге) по своим оборотам от оборотов Государственного Казначейства.

 

 

XVII

Ясно, что при независимом от государства положении центрального органа денежного обращения государствен­ной власти, вынуждаемой к каким-либо экстренным расхожим, приходится либо возвышать налоги, либо закладывать ми налоги, выпуская внутренний или иностранный заем. И в том, и в другом случае принцип остается тем же самым. Новыйналог дает небольшие сравнительно суммы ежегодно; шем, сделанный сразу, погашается теми же налогами в буду­щем в течение известного числа лет.

Никакого другого выхода нет, ибо парламентское государство ничему другому не верит, кроме золота, и потому решительно не хочет и не может предоставить дело эконо­мического творчества государству. Говорим про сущест­вующие государства буржуазно-либерального склада, против которых так яростно протестует социализм разных видов и оттенков. Что за государство создаст сам социализм, как удастся емуоформить государственное творчество, этого мы еще не видали, да, вероятно, и не увидим, ибо социализм, еще не успев положить первого камня в смысле положитель­ном, уже выродился, и совершенно логически, в анархизм, и есть в разрушение всего существующегос само что-нибудь.

Современное парламентарно-буржуазное голой надеж­ной, что на развалинах вырастет государство все экономическое творчество отдает бирже, то есть представительнице капитала. Самовластная биржа, обладая деньгами (11с забудем, что деньги — концентрированный прежний i руд и орудие труда будущего), естественным образом приобретает и полное господство над трудом во всех его видах.

Правительство обращается в простого городового, наблюдающего за порядком, а страна при биржевом режиме резко разделяется на два класса: правящиепредставители капитала, или труда прежнего, в их руках сосредоточенного; правимые — представители труда настоящего или будущего, работающие только потому, что правящие, то есть капита­листы, дают свой капитал в производство.

И власть, и творчество, и действительное управление раной, и законодательство, и внешняя политика, и мировозрение,


и национальные идеалы — все это монополизуется одним правящим классом. Как Людовик XIV когда-то, так биржа теперь может сказать: «I'etat — c'est moi» и будет со­вершенно права, ибо, властвуя над трудом и заработком че­ловека, нельзя вместе не властвовать и над его душой, и над его bulletin de vote вплоть до тех пор, пока озлобленный про­летарий, утративший Бога истинного и не могущий уверо­вать в бога Меркурия, не начнет швырять своих директоров фабрик в бассейны с расплавленным стеклом...

Но дело сейчас еще не в этом, а потому в эту область от­влекаться не будем. Нам хотелось показать, что коль скоро творчество отдано бирже,то и заработокот всего капита­ла идет целиком ей же,как исключительно представитель­нице творческого начала и как властительнице и капитала, и труда.

Поясним это на примере. Государство строит железную дорогу, как указано выше в статье «Русского Дела»,на вновь выпущенные знаки. Создается огромный заработок, ибо вы­зывается огромный труд. Капитал, оплодотворивший этот труд, недействительный, а мнимый,ибо бумажки пред­ставляют из себя пока простые квитки, расчетные знаки. Что изображает этот заработок? Как он распределился? Он распределился на началах политической экономии, по зако­нам свободного спроса и предложения. Но при этом, кроме заработка всех и каждого из участвовавших в работе, яви­лось еще некоторое реальное имущество, приносящее доход, и это имущество (если дорогу строила казна) принадлежит ей, то есть составляет предпринимательную долю этого мни­мого капитала, ставшего, однако, после постройки капита­лом действительным.

Чей это капитал? Кто его собственник? Очевидно, госу­дарство, то есть весь народ.

На Западе, при власти биржи и золотых деньгах, дело идет совсем иначе. Для постройки дороги биржа авансировала из свой готовый капитал,выговорив себе определен­ным и роцент. Труд произведен, дорога создалась, все зарабо­тай, но заработок распределился совсем иначе. Капиталист ричменяд трехпроцентную ренту, чтобы купить акцию новой железной дороги, и получает теперь, скажем, шесть процентовдивиденда, то есть стал вдвое богаче. Инженеры, строи- ни, подрядчики, получив свой заработок, купили на него 11 у же проданную капиталистом) ренту, чернорабочие про­жили и прокормились (может быть, даже лучше, чем жили и кормились раньше, может быть, даже сберегли что-нибудь и снесли B«caisse d'epargne», но вообще остались в том же положении, а государство осталось совершенно в стороне. Но выиграло, может быть, лишь в смысле налогов, имея возможность несколько обложить новую линию как новое чужоедля него имущество.

Понятна или нет основная, глубочайшая разница в обста­новке предприятия, двигавших им силах и в его результатах? В первом случае заработки распределились совершенно равномерно между всеми трудящимися, а фактически обо ятилось только государство, создав, то есть получив даром, недвижимый капитал, новую линию железной дороги, пусть приносящую на первое время и малый доход. Капиталисты остались здесь в стороне или участвовали косвенно и косвен­но же получили свою долю дохода1. Работал здесь в широком смысле труд, оплодотворенный мнимым капиталом, как бы уступившим свою долю вознаграждения государству, то есть предоставивший ему новый капитал реальный.

Во втором случае заработки тоже распределились, но между трудом и готовым старым капиталом. Государс­тво осталось в стороне. Продукт творчества пошел не ему,капиталу, то есть бирже, удвоив богатства биржевых царей, как увидим позднее.

Политическая экономия прекрасно разъясняет, как при возрастании капиталов сама собою уменьшается доля дохо­да капитала, как вследствие этого капитал становится живее, подвижнее и стремится все дальше и дальше продолжать твор­чество Вообразим же себе, что эта работа капитала во имя са­моразвития и дальнейшей власти и преуспеяния совершается долго и


продукты ее все усиливают самый капитал. Прибавим сюда, что при международном господстве золота известное племя, или страна, счастливее других работают в лице своих капиталистов. Страна может страшно разбогатеть, найти себе данников по всему лицу земли и поставить свой собственный труд в положение и обстановку весьма сносные1. Взглянем на Францию, какое колоссальное обилие накопленных ка­питалов! Пять миллиардов уплачены как пять рублей. Нали­цо четыре миллиона людей, живущих рентою, то есть поль­зующихся чужим трудом, кормящихся за счет итальянцев, и за счет египетских феллахов, и за счет своих собственных трудящихся и нищенствующих сограждан.

Государство тоже, по-видимому, богато, ибо бюджет его огромен. Но все-таки у государства ничего своего,оно толь­ко собирает и расходует налоги, оно непричастно никакому творчеству и, в случае потребности в экстренном государс­твенном расходе или опасности, может только увеличивать налоги и делать займы,предварительно заручившись благо­волением биржи.

Самодержавная государственная власть в экономически

самодовлеющей стране, действуя при помощи бумажных де­нег, имеет источники своего собственного богатства, и это богатство сосредоточено не в руках одного из государствен­но-экономических классов (капиталисты, рантьеры), а яв­ляется в полном смысле мирским, народным, или, вернее, народным,ибо государство есть внешнее выражение народа. Богатство это, выражающееся не в золоте, а в мирс­ких, государственных имуществах, дающих определенный ход, или в известном количестве запаса труда(см. ниже), может безгранично приумножаться, совершенно так же, как приумножаются частные капиталы у правящих классов и государства парламентарного. И это государство не будет носить ни малейшего западно-социалистического оттенка, вернее, ходячие социальные воззрения окажутся к нему вов­се не приложимыми. Социализм, ратующий против исклю­чительных прав капитала, ради таких же исключительных прав труда, то есть желающий заменить деспотизм капита-ш деспотизмомтруда,логически не может кончить ничем иным, кроме разрушения всего государственно-обществен­ного строя, или невинными, но совершенно вздорными фан­тазиями, вроде Беллами, обратившего свободную Америку и колоссальные арестантские роты посредством неизбежной i осударственной регламентации труда в его мельчайших под­робностях («всеобщая трудовая повинность» Беллами есть нечто столь принципиально чудовищное, что перед нею победнеют и каторжные работы). Самодержавное государство, основанное на начале доверия к верховной власти, разумно пользуясь указанными выше мнимыми капиталами, возмож­ными только при бумажных деньгах, способно явить идеал шиной и экономической свободы. Услуги мнимого капитала представляют отнюдь не нарушение правкапиталов реаль­ных, но устранение их несправедливой монополии, низложе­ние их с того престола, который они себе создают на бирже, развенчание золотого тельца, в парламентарном государстве схватившего державу и скипетр совершенно открыто, у нас гайно посягающего на прерогативы самодержавной власти.

От капитала не отнимется ни возможность промышлен­ного творчества, ни возможность нормального роста. Но ему отводится для этого область частной предприимчивости, все же государственное творчество и всю общественную власть, ныне захваченную капиталом, а в социальных тео­риях — трудом,государство оставляет за собой.

Вместе с государственным творчеством государство ос­тавляет себе и создание государственных самостоятельных доходов, основанных не на одной лишь раскладке податей. Такое государство никогда не встретится с необходимостью делать займы и выпускать процентные бумаги, ибо несколько мирных лет позволят скопиться колоссальным запасным капи­талам, с избытком, достаточным для любого черного дня.

Нам кажется, что этим совершенно доказан и шестой из поставленных в начале этого исследования тезисов, имен­но: при системе финансов, основанной на абсолютных де­ньгах, находящихся вполне в распоряжении центрального го­сударственного учреждения, ведающего денежным обраще­нием, господство биржи в стране становится невозможным и безвозвратно гибнет всякая спекуляция и ростовщичество. Просим прощения у читателя, которому кое-что может показаться неясным или недоговоренным. Все высказанное здесь выяснится ярче и рельефнее при рассмотрении следую­щего тезиса — о замене хищных биржевых инстинктов здра­вой государственной экономической политикой, к которому и переходим.

XVIII

Тезис этот таков.

Место хищных биржевых инстинктов заступает госу­дарственная экономическая политика, сама становящаяся добросовестным и бескорыстным посредником между тру­дом, знанием и капиталом.

Этот закон является последовательным логическим выво­дом из всего предыдущего. При золоте в качестве денег и его и уррогатах — банковых билетах правительство совершенно устраняется от государственно-экономического творчества к становится простым органом правящего класса, то есть капиталистов, рантьеров, властвующих в стране. Центр, святилище этого класса — биржа, в руках которой само собою и сосредоточивается творчество. Основой, фундаментом этого и творчества являются капиталы, народные сбережения, со­средоточенные в руках правящего класса и отчасти классов и рудяшихся, стоящих посредине между настоящими рантье-рами, вовсе нетрудящимися, и настоящими пролетариями, новее не скопившими сбережений. Такими типами будут, например, какой-нибудь парижский извозчик, выезжающий ежедневно на работу, но уже имеющий капитал в 5 — 10 тысяч франков, или привратница, заведующая домом и еже­дневно откладывающая известный доход на приобретение ренты или других ценных бумаг.

Как действует биржа с этими капиталами?

При изобилии сбережений в руках рантьеров и полурангьеров естественный нормальный доход капитала сам собой понижается. Вернейшее помещение денег — государствен­ная рента, но маленькому капиталисту она приносит слиш­ком мало. Самостоятельного дела он начать не может (при большом риске и труде оно обещает иногда меньше, чем те­кущий заработок в чужом предприятии), но увеличить свой капитал или доход всегда рад. При малейшей возможности или доверии маленький рантье всегда готов часть своих сбе­режений вынуть из государственной ренты (она перейдет к новому образующемусярантье, менее капитальному), и по­местить в различные «russes», «egiptiens», «hongrois» и дру­гие иноземные государственные бумаги, дающие больший доход. Более подвижный и смелый или более сведущий и капитальный буржуа способен некоторую часть своего капи­тала доверить и какой-нибудь панамской компании, сулящей громадные дивиденды, особенно если во главе дела стоит кая известная личность, как Фердинанд Лессепс. Рантьеров и свободных, ищущих применения капиталов, — изобилие. Центр, куда все это стремится, где основывают все дела и ус­танавливается расценка всевозможных предприятий, — бир­жа. На бирже сейчас же сама собою возникает биржевая игра, имеющая две основные стадии: во-первых, действительные перемещения капитала, действительные покупки и продажи. У меня была рента, я ее продал и купил акции Credit Mobilier или emprunt egiptien, во- вторых, игра в собственном смысле, когда я, ничего не продавая и не покупая, а лишь делая фик­тивные сделки, держу, так сказать, пари, что такая-то бумага повысится или понизится, и в известные сроки получаю вы­игрыш или плачу проигрыш — разницу в курсе. Эта биржевая игра, идущая, очевидно, внутри только пра­вящего экономического класса рантьеров (и в малой степени полурантьеров), но непосредственно отражающаяся на сбере­жениях всей страны,имеет в основании одну идею: быстрое обогащение более сильных и ловких капиталистов на счет менее сильных и более наивных их собратий, а, главным образом, на счет трудящихся полурантьеров. Выигрывает в этой игре тот, кому удастся наверно предугадать или пре­дузнать политическое обстоятельство, имеющее поднять или уронить данную бумагу. Если я случайно узнаю раньше других, что через две недели Россия объявит войну Турции и что, следовательно, курс на русские бумаги сильно падет, я смело могу идти на биржу и все свое состояние поставить в продажу русских фондов, которых у меня вовсе и нет на­лицо. Я продаю,то есть обязуюсь доставить через месяц та­кое-то количество русских бумаг по 98 за 100. Через месяц эти бумаги упадут до 68 и при ликвидации я получу чистого дохода 30 копеек на рубль; мне всегда возможно их доста­вить,ибо я тогда куплю их по этой цене и сдам. Но этого вовсе не требуется; сделка, как известно заранее, была чисто фиктивная и шла только на разницу.

Итак, я выиграл. Кто же проиграл? Проиграл тот, кто по незнанию того, чтоя знаю, купил мои «russes». Это мог быть и крупный биржевой игрок, но прежде всего это те мелкие рантьеры и полурантьеры, которые часть своих сбереженийг i араются поместить выгоднее, чем в сухую и малодоходную ренту. Они, хотя и не играли, но упавшие бумаги лишили 11 \ части их капитала. Совершенно то же и Панама, только посложнее. Биржевые спекулянты, опять же более сильные и знающие (что компания должна лопнуть) сначала употребили все меры, чтобы поднять, раздуть курс акций, награди-ни в розницу этими акциями («разместили») множество ран-i ьеров и полурантьеров (на каждого понемногу, ибо это тоже парод осторожный и поместит сюда только частьсвоего капитала), затем сделали крах, сыграли на понижение и 600 миллионов франков положили себе в карман. Вся Франция (закричала: «Nous sommes voles», но тот же извозчик, у кото­рого была одна акция, вчера стоившая 600 франков, а сегодня упавшая до 150, тот же консьерж, потерявший 450 франков, не согласятся на радикальный переворот и на уничтожение оиржи. Они будут через своего представителя в палате кри­чать: «A bus le ministre» и требовать суда над виновными, по в глубине души они уже помирились со своей потерей, потому что та же биржа, нагревшая их сегодня на 450 фран­ков, раньше давала им хорошее увеличение их капиталов, бу­дет давать и в будущем, ибо бумаг солидных и солидных дел все-таки больше, чем жульнических.

Вот почему буржуазный строй не повалитне захочет никогда повалить биржуи отлично помирится и с подкуп­ными газетами, и с подкупным парламентом, и с подкупны­ми министрами, что Франция и доказала на осенних выбо­рах 1893 года. Как христианин, плохой или хороший, все же органически, по душе своей, сын и член церкви, так буржуа, рантьер (в государстве с золотой валютой) по душе своей сын и член биржи. И тот, и другой могут возмущаться, бунтовать

против своей матери, но порвать с ней совсем не могут. Христианин без церкви начинает протестантизмом, впадает в атеизм и логически кончает отчаянием нигилизма. Рантьер, порвавший с биржей, или пролетарий, не сделавшийся ран-тьером, то есть биржей извергнутый, начинает умеренным социалистическим протестом, попытками организовать труд, стачками, рабочими союзами, атак как это не ведет ни к че­му, ибо биржа и сильнее, и хитрее, то пролетарий логически кончает анархизмом и начинает в лице своих наиболее пере­довых и нетерпеливых действовать динамитом.

XIX

Итак, взглянем поглубже на биржевые процессы.

В классе рантьеров идет упорная междоусобная борьба.

В этой борьбе сильные и ловкие играют наверняка, об­стригая постепенно среднюю публику, но редко ее разоряя, ибо эта публика привыкла к осторожности.

Среди этих сильных и ловких являются единицы, скопля­ющие чрезмерно большие капиталы. Они становятся насто­ящими царями биржи, а с ней и всей страны. Их капиталы вяжут такое огромное количество дел, предприятий, им так задолжены трудящиеся классы, и притом не в одной, а в раз­ных странах, от них в такой тесной зависимости миллионы рантьеров и полурантьеров, что эти люди являются великой политической силой, настоящими, некоронованными лишь, самодержцами, и притом экстерриториальными, ибо власть их простирается всюду, где работает их капитал.Они так связали свои личные интересы с интересами миллионов трудящихся и полурантьеров, что ни одна государственная власть не смеет выступить с ними на борьбу во избежание страшных внутренних потрясений, но должна служить им и поддерживать их.

жительство в мире не может(кроме русского, пока оно его не выростило1в России), ибо это было бы теперь решение дляграждан. Уничтожить Ротшильда может лишь монархия, когда от всего современного строя Запада не останется камня на камне.

Прибавим сюда: в Панамском деле, во всем этом грабеже, Ротшильда, например, совсем не видно. Для него это цело и слишком мелко, и слишком несерьезно. Ему незачем прибегать ни к подкупу, ни к мелкому, сравнительно, грабежу. Его идеал миродержавство, вполне серьезное и путем серьезных же средств. К его услугам все честные элементы Французской республики. Его контора— национальный французский банк, его уполномоченный, его личный секретарь — глава французского государства, его приказчики — министры, его серьезные операции на бирже приносят ему неизмеримо больше, спокойнее и вернее, чем панамская, чисто карманная, кража. Ротшильд и Панама! Фи!

В этом-то и трагедия последнего слова биржевого царс­тва. Крадет краюшку хлеба глупый чертенок, Вельзевул и чествует. Вельзевул велик.

Итак, вот стадии финансового развития золотого Запада:

1) золото как деньги (первая власть евреев, как ростовщиков);

2)система банков и банковых билетов как заместителей золота (вторая власть евреев, как банкиров и финансистов, начало их обогащения);

3) процентные займы государств, царство биржи в стране (третья ступень власти евреев—ростовщичество государственное и затем полное миродержавство).

Общий дух всего движения: устранение мирского соборного начала, выражающегося в государстве, от экономического творчества, устранение нравственного начала доверия, торжество хищного человеческого я, возведенного в догмат, полная потеря всякого нравственного критерия, борьба заведомо безнадежная, во имя нравственности условной. В конце неизбежная анархия, разрушение и одичание, ибо и с другой стороны, в том отвергнутом наполовину мире, откуда могло бы явиться западному (латино-германскому) человечеству спасение, царит тот же Ротшильд в тиаре, исповедующий все то же я и все то же миродержавство,ненавистное сердцу еще больше, ибо деспотизм духовный неизмеримо тяжелее даже деспотизма экономического.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.