Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классификация и виды инновационного развития предпринимательства



Содержание предпринимательства, границы его осуществления тесно связаны с формами и видами предпринимательской деятельности (таблица 2) . В соответствии с принятой структурой процесса воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление) выделяют четыре главных сферы предпринимательства: производственная, коммерческая, финансовая и сфера потребления. Другие виды предпринимательской деятельности, например, инновационная, маркетинговая, включаются в состав четырех главных сфер предпринимательства.

Таблица 2. – Классификация предпринимательской деятельности

Признаки классификации Характеристика предпринимательской деятельности
По сфере деятельности Производственная Коммерческая Финансовая Сфера потребления
По организационно-правовому статусу Без образования юридического лица Частное предприятие Фермерское хозяйство Общество с ограниченной ответственностью
Малое предприятие Смешанное товарищество Закрытое или открытое акционерное общество Совместное предприятие
По отношению к собственности Индивидуальная (без применения наемного труда) Частная Государственная
По количеству собственников Индивидуальная, частная Семейная Коллективная Смешанная, совместная
По масштабам производства и численности работников Малое предприятие Среднее предприятие Большое предприятие
По территориальному признаку Сельская, районная Городская, областная Региональная, национальная Зарубежная
По отраслевой принадлежности Строительная, текстильная Металлообрабатывающая, горнодобывающая Пищевая, судостроительная Энергетика, транспорт, связь
           

 

В современной научной литературе проблема предпринимательства чаще рассматривается в узких рамках. Учебные пособия, как правило, посвящены деятельности индивидуальных предпринимателей и предпринимателей, действующих в частном секторе. Однако принципы предпринимательства могут и должны использоваться и в государственном (общественном) секторе экономики.

Можно выделить две формы предпринимательства (рис. 6):

Конечно, каждый из этих видов – государственное и частное предпринимательство – имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае занятие такой деятельностью предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.

 

Рисунок 6. – Формы предпринимательства

 

Основное отличие государственного предпринимательства от частного состоит в том, что его деятельность не направлена исключительно на получение прибыли. Государство ставит перед своими организациями, помимо коммерческих, определенные социально-экономические цели.

У государственного предпринимательства существуют свои специфические потенциальные источники сверхприбыли, обусловленные относительно крупными размерами госпредприятий, авторитетом и экономической мощью государства. В этой связи на первый план выходят не столько рисковые моменты (в максимальной мере, представленные в малом предпринимательстве), сколько такие факторы, как:

1) значительные и стабильные объемы закупок сырья, материалов, комплектующих и т.п., предполагающие льготные параметры оплаты и скидки;

2) доступность кредитов на особо выгодных условиях;

3) экономия на масштабах производства;

4) широкие возможности получения нового оборудования, включая лизинговые;

5) устойчивая сеть деловых связей, приобщенность к источникам исчерпывающей информации о потенциальных рынках сбыта, партнерах, в том числе зарубежных.

Эти преимущества государственных коммерческих предприятий как субъектов рыночных отношений могут являться основой для снижения их индивидуальных затрат по сравнению с общественными и тем самым – для извлечения сверхприбыли.

Конечно, можно говорить о коллективном, семейном и ином предпринимательстве, но все это будут производные от двух указанных форм.

Предпринимательство в разных экономических областях различается по форме и, особенно по содержанию операций и способам их осуществления. Но характеры бизнеса накладывает значительный отпечаток на вид товаров и услуг, которые предприниматель производит или оказывает. Предприниматель может сам производить товары и услуги, приобретая только факторы производства. Он также может приобретать готовые товары и перепродавать его потребителю. Наконец, предприниматель может только соединять производителей и потребителей, продавцов и покупателей. Отдельные виды бизнеса различаются также формами собственности на используемые факторы предпринимательства.

В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов, связи предпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса, различают следующие виды предпринимательства (рис. 7).

Рисунок 7. – Виды предпринимательства

 

Предпринимательская деятельность как уже сказано ранее, может осуществляться в различных видах. Эти виды взаимодополняют друг друга, превращая процесс производства и продвижения товаров и услуг к потребителю в целостный и достаточно эффективный процесс, т. е. виды предпринимательства связаны с фазами цикла воспроизводства (производство, распределение, обмен, потребление).

Виды предпринимательства и их сущность представлены в таблице 3.

Отличительным признаком современного бизнеса является взаимодействие процессов непрерывной модификации, модернизации и поиска оптимальной структуры функционирования, т.е. происходит постоянное инновационное развитие предпринимательства.

 

Таблица 3 – Виды предпринимательства и их сущность

Предпринимательство Сущность Виды деятельности
Производственное Предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей реализации (продажи) потребителям, покупателям, торговым организациям. В широком смысле слова производственное предпринимательство есть создание любого полезного продукта, необходимого потребителям, обладающего способностью быть проданным или обмененным на другие товары. · выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции производственно-технического назначения, · выпуск потребительских товаров, · выпуск строительных работ, · перевозки грузов и пассажиров, · услуги связи, · коммунальные и бытовые услуги, · производство информации, знаний, · выпуск книг, журналов, газет.
Коммерческое (торговое) предпринимательство Особенностью торгового предпринимательства является непосредственные экономические связи с оптовыми и розничными потребителями товаров, работ, услуг. Коммерческое предпринимательство охватывает все виды деятельности, которые непосредственным образом относятся к обмену товара на деньги, денег на товар или товар на товар. Основу коммерческого предпринимательства составляют товарно-денежные операции купли-продажи. · торговое · торгово-закупочное · торгово-посредническое · товарные биржи
Финансово-кредитное предпринимательство Особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают валютные ценности, национальные деньги (российский рубль) и ценные бумаги (акции, облигации и др.), продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит. · банковское · аудиторское · лизинговое · страховое · фондовые биржи  
Посредническое предпринимательство Посредничеством называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего гнезда в процессе товарного обмена, в товарно- денежных операциях. Посредник - это лицо (юридическое или физическое), представляющее интересы производителя или потребителя, но сами таковыми не являющиеся. · агент · брокер · оптовик-купец · дистрибьютор · дилер · торговый маклер · торговый представитель · аукционист · банкир · биржевик

Развитие – совокупность изменений, ведущих к появлению нового качества и укрепляющих жизненостойкость системы, ее способность сопротивляться разрушающим воздействиям внешней среды .

Инновационное развитие представляет собой такой тип развития, в основе которого лежит целенаправленный процесс поиска, подготовки и реализации нововведений, позволяющих повысить эффективность функционирования общественного производства, увеличить степень реализации и удовлетворения потребностей общества.

Инновационное развитие носит динамичный и комплексный характер и предполагает цепь реализованных идей, новшеств, охватывающих не одну область, например, производство или технологический процесс, но и иные сферы, влияющие на общий конечный результат – управление, маркетинг, обучение персонала, финансы. Инновационное развитие компании предполагает усиление и использование своих инновационных возможностей для достижения целей ее развития по ряду направлений – мобилизация и совершенствование инновационного потенциала и его главного ресурса – человеческого капитала, улучшение инновационного климата, накопление инновационного капитала.

В связи с этим исследуем развитие понятия «инновация», связанное с предпринимательством.

Еще в середине XX в. сложилось современное понимание предпринимателя как новатора, и задача предпринимателя-новатора заключается в том, чтобы реформировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле - путем использования новых технологических возможностей для производства принципиально новых товаров или производства старых товаров новыми методами благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции, вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли экономики.

Сутью этого определения является признание новаторства и новизны вообще как неотъемлемой черты предпринимательства. Действительно, поиск новых идей и их реализация — это одна из самых сложных задач предпринимателя. Здесь требуется умение не только творчески мыслить и находить новые решения, но и понимать расклад сил, действующих в сложившейся обстановке, т.е. речь идет об инновационном предпринимательстве.

В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних. И, казалось бы, уже давно все сказано об инновациях. Что это двигатель экономики XXI века, что это важнейший показатель конкурентоспособности в эпоху глобализации, когда жесткая борьба на рынке идет не между отдельными бизнесами, а между целыми странами.

Научные исследователи дают различные определения понятию «инновация».

«Инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности» (определение инновации в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», одобренной постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998г. № 832.).

Подразделение инноваций на конкретные группы по определенным признакам называют классификацией инноваций. В практике управления инновациями используют различные классификаторы инноваций.

В Научно-исследовательском институте системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия: технологические; производственные; экономические; торговые; социальные; в области управления.

В таблице 4 представлена наиболее общая классификация инноваций по различным критериям.

Таблица 4. – Классификация инноваций

Критерии Виды инноваций
В зависимости от технологических параметров · Продуктовые - применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. · Процессные - новые методы организации производства (новые технологии).
По типу новизны для рынка · новые для отрасли в мире; · новые для отрасли в стране; · новые для данного предприятия (группы предприятий).
По стимулу появления (источнику) · инновации, вызванные развитием науки и техники; · инновации, вызванные потребностями производства; · инновации, вызванные потребностями рынка.
По месту в системе (на предприятии, в фирме) · инновации на входе предприятия (сырье, оборудование, информация и др.); · инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.); · инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной).
От глубины вносимых изменений · радикальные (базисные) инновации, которые реализуют крупные изобретения и формируют новые направления в развитии техники; · улучшающие инновации, которые реализуют мелкие изобретения и преобладают на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла; · модификационные (частные) инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.
  · жесткие – инновации, основанные на стратегических инвестициях в научно-исследовательскую деятельность (революционное и эволюционное развитие); · мягкие – изобретательские простые и полезные идеи, которые могут придти в голову любому человеку.

Приведенная выше классификация свидетельствует о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру. Поэтому существует множество классификаторов инноваций, предлагаемых отечественными и зарубежными авторами. Среди них такие известные зарубежные специалисты в области экономики и менеджмента как Й. Шумпетер, И. Ансофф и П. Друкер. В отечественной литературе по инновациям можно выделить классификации, предложенные А. Н. Цветковым, П. Н. Завлиным и А.В. Васильевым, В. В. Горшковым и Е.А. Кретовой, Э. А. Уткиным, Г. И. Морозовой и Н.И. Морозовой, А. И. Пригожиным и др.

В силу того, что в экономической сфере инновация понимается как действие/решение предпринимателя, естественно, что такое решение всегда имеет экономический характер, т.е. результат решения и действий ориентирован на формирование новой продукции (новой функции продукции).

В инновационном развитии предпринимательского сектора в российской экономике выделяют направления и отраслевые зоны, приоритетность которых обусловлена проводимой государством политикой и общемировыми тенденциями. Сегодня к таковым относятся инновационное предпринимательство.

Инновационное предпринимательство – это процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. Как правило, в основе предпринимательской деятельности лежит нововведение в области продукции и услуг, позволяющие создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, при чем не инновации сами по себе, а направленный организационный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур.

Выделяют шесть видов инновационного предпринимательства (рис. 8):

Рисунок 8 – Основные виды инновационного предпринимательства

На основании применения критерия инновационности в процессе организации и ведения хозяйственной деятельности также были определены следующие основные формы предпринимательства (Таблица 4):

· виртуальные субъекты хозяйственной деятельности;

· частично виртуальные субъекты хозяйственной деятельности;

· субъекты хозяйственной деятельности с элементами дистанционного управления.

Каждая выделенная форма обладает набором уникальных характеристик. Но в процессе анализа данных форм выделяются три ключевых аспекта, которые присущи всем современным формам предпринимательства:

· географический аспект – географическая распределенность организации или ее сотрудников;

· технологический аспект – ведущая роль технологий в процессе организации деятельности современных предпринимательских форм;

· управленческий аспект – процесс управления в современных предпринимательских формах осуществляется на расстоянии, т.е. дистанционно.

 

Таблица 4 – Основные характеристики инновационных форм предпринимательства

 

  Инновационные формы предпринимательства
Виртуальный субъект хозяйственной деятельности Частично виртуальный субъект хозяйственной деятельности Субъект хозяйственной деятельности с элементами дистанционного управления
По масштабу деятельности может быть реализовано в виде малой, средней или крупной хозяйственной единицы (по численно персонала). Специфика заключается в том, что работа может осуществляться в условиях большой географической разделенности между сотрудниками (не только в рамках области и региона, но и страны или мира в целом). По масштабу деятельности может существовать в виде малых, средних и крупных хозяйственных единиц. В процессе организации работы присутствует элемент географической раздельности, но в сравнении с виртуальной хозяйственной единицей он может носить эпизодический характер.   Чаще всего данная форма может существовать в виде средних и крупных хозяйственных единиц, но встречаются и малые формы. Присутствует ярко выраженный элемент географической разделенности, который носит постоянный характер.
Обладает ярко выраженной гибкой организационной структурой, быстро приспосабливающейся к изменениям и взаимодействиям внешней среды. Стабильная организационная структура с возможностью гибкого реагирования на внешние воздействия Стабильная структура, выстроенная с учетом эффективного воздействия на весь процесс деятельности хозяйственной единицы.
Наличие системы дистанционного управления Интегрированная система управления, которая сочетает в себе элементы традиционного управления и элементы передовых управленческих технологий (дистанционные технологии) Система управления, в которой сочетаются в первую очередь дистанционные технологии и традиционные способы и методы управления.
Количество гибкого мобильного персонала может значительно превышать количество обычных штатных сотрудников Штатные сотрудники составляю основную базу коллектива, при неизменном присутствии гибкого мобильного персонала. Основная часть сотрудников имеет постоянные отношения с хозяйственной единицей (штатные сотрудники). Весь коллектив рассредоточен по группам, расположение которых соответствует расположению локальных филиалов или подразделений.
Технологическая составляющая в данной форме является базовым звеном Технологии в данной форме занимают значительные позиции. Благодаря им создаются интегрированные системы управления, используемые в данной форме. Высокая значимость технологий в процессе организации деятельности данной формы предпринимательства.

 

Следует отметить, что на появление и становление предпринимательских форм также оказывают воздействие ряд факторов (рис. 9).

Рисунок 9 – Факторы, влияющие на развитие инновационного предпринимательства

Необходимость формирования инновационного предпринимательства в России обусловлена следующими обстоятельствами:

· усилением интенсивных факторов развития производства, способствующих применению научно-технического прогресса во всех сферах экономической деятельности;

· определяющей ролью науки в повышении эффективности разработки и внедрения новой техники;

· необходимостью существенного сокращения сроков создания и освоения новой техники;

· повышением технического уровня производства;

· необходимостью развития массового творчества изобретателей и рационализаторов;

· спецификой процесса научно-технического производства (неопределенность затрат и результатов, многовариантность исследований, риск и возможность отрицательных результатов);

· увеличением затрат и ухудшением экономических показателей предприятий при освоении новой продукции;

· быстрым моральным старением техники и технологии;

· объективной необходимостью ускоренного внедрения новой техники и технологии.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.