Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Анализ закономерностей развития современного предпринимательства в России и за рубежом



КОНЦЕПЦИЯ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Анализ закономерностей развития современного предпринимательства в России и за рубежом

 

Мировой опыт показывает, что процветание общества невозможно без свободной рыночной экономики, самодеятельного производителя, предпринимательской активности.

Однако предприниматели, составляющие наиболее экономически активную часть российского общества, пока еще недостаточно востребованы и не слишком эффективно используются в интересах общества.

Предприниматель – это человек, который умеет видеть перспективу (промышленную выгоду), сокрытую от взора других, и имеет смелость и настойчивость двигаться к ее достижению, зачастую невзирая на риски и временные неудачи. По меткому определению известного русского философа XIX века Б.Н. Чичерина, «предприниматель – это направляющая воля, руководящая предприятием, которая собирает вокруг себя средства (трудовые ресурсы, капитал и пр., – прим. ред.), располагает их по своему усмотрению и направляет их к общей цели.

Проследим эволюцию развития предпринимательства в России и за рубежом.

История предпринимательства начинается со Средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С зарождением капитализма стремление к богатству приводило к желанию получить неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимали профессиональный и цивилизованный характер. Нередко предприниматели, будучи собственниками средств производства, и сами трудились на своих фабриках и заводах.

С середины XVI века появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества. Первые акционерные компании возникли в сфере международной торговли. Самой первой была основана английская торговая компания для торговли с Россией в 1554 году. Позже, в 1600 году, была создана английская Ост-Индская торговая компания, в 1602 году – голландская Ост-Индская компания, в 1670 году – Компания Гудзонова залива. В дальнейшем акционерная форма хозяйствования проникала и в другие отрасли экономики.

Что же подразумевается под понятиями «предприниматель» и «предпринимательство»?

В римском праве "предпринимательство" рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая.

Терминологическая сущность и содержание, вкладываемые в понятие "предпринимательство", менялись и упорядочивались в процессе развития экономической теории (таблица 1).

На сегодняшний день существует несколько подходов к понятию «предпринимательство». По мнению американских ученых, предпринимательство – это вид деятельности по осуществлению смелых, важных и трудных проектов. Предпринимательство – это рискованное дело, добровольно осуществляемое гражданами (или их объединениями) на свой риск и свою ответственность. Предпринимательство ассоциируется со стремлением придумать, сделать что-то новое, или улучшить что-то уже существующее. Оно неразрывно связано с такими понятиями, как динамизм, инициатива, смелость, и высвобождает в обществе тот потенциал, который многие интересные идеи превращает в реальность.

В западных странах современное предпринимательство характеризуется как особый, новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования, в основе которого – постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из разнообразных источников.

По мнению М.Г. Лапусты, предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательством), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах, работах, услугах и получения прибыли, необходимых для саморазвития собственного дела и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами.

 

Таблица 1. – Терминологическая сущность и содержание понятия «предпринимательство» и «предприниматель»

Автор Определение понятия «предпринимательство»
В.И. Даль. «предпринимать» означает «затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного»: отсюда «предприниматель» - «предпринявший» что-либо.
Ричард Кантильон (1680-1734) Предпринимательство – это экономическая деятельность, в процессе которой приводятся в соответствие товарное предложение и спрос в условиях постоянного риска. Предприниматель – человек, который, приобретая на рынке средства производства, превращает их в капитал. Результатом функционирования капитала является продукция, которая продается на рынке по рыночной цене, более высокой, чем затраты предпринимателя на производство. Поскольку рыночная цена произведенного продукта заранее неизвестна, предпринимательству всегда сопутствует коммерческий риск.
Адам Смит (1723 - 1790) Предприниматель, являясь собственником капитала, ради реализации определенной коммерческой идеи и получения прибыли идет на риск, поскольку вложение капитала в то или иное дело всегда содержит в себе элемент риска. Предпринимательская прибыль и есть компенсация собственнику за риск.
Жан-Батист Сэй (1767 – 1832) Предпринимательская деятельность – соединения, комбинирования трёх классических факторов производства – земли, капитала, труда. Предприниматель - это лицо, которое берется на свой счёт и риск и в свою пользу произвести какой-либо продукт.
Дж. С. Милль (1806-1873) Задача предпринимателя – уловить момент, когда и в каком секторе будет происходить рост потребления, и куда, следовательно, будут перемещаться трудовые ресурсы, а также в какой интервал времени и сколько нужно инвестировать капитала. Величина прибыли предпринимателя складывается, по Миллю, из следующих компонентов: · платы за риск; · платы за вознаграждение от немедленного расточения своего капитала; · платы за труд и искусство, необходимые для осуществления контроля над производством
В. Зомбарт (1863-1941) Предпринимательство - это «осуществление дальновидного плана, требующего длительного сотрудничества нескольких людей». Предприниматель – это буржуа, который, если хочет иметь успех, должен осуществлять три функции: «завоевателя», «организатора» и «торговца». Главной целью предпринимателя он называет стремление к процветанию и росту своего дела, а рост прибыли ставит на второй план.
Йозеф Шумпетер (1883 – 1950) Предприниматель - «новатор». Функция предпринимателя состоит в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии капиталистической экономики, в обеспечении экономического роста.
Фридрих фон Хайек (1899 – 1984) Сущность предпринимательства – это поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности.

 

Сегодня существуют различные, порой противоположные точки зрения на предпринимательство – от признания предпринимателей «праздным классом» до определения его в качестве основной движущей силы экономического развития.

И так, предпринимательство – это принципиально новый тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты.

Расширенная эволюция понятий «предприниматель» и «предпринимательство» представлена в приложении В. Эволюция терминологической, содержательной сущности предпринимателя и предпринимательской деятельности связана с историей становления обмена, производства и распределения товаров и услуг, с уровнем развития научно-технического прогресса.

Проанализировав различные точки зрения на понятие «предпринимательство», выделим основных два определения, представленные на рисунке 1.

Рисунок 1 – Понятие «предпринимательство»

Из новаторско-экономического определения видно, что содержанием, функцией предпринимательства являются нововведения во всех сферах деятельности, в том числе и в управлении. Нововведения – это особый инструмент предпринимателей, средство, при помощи которого они используют изменения как благоприятную возможность для осуществления своих замыслов в сфере бизнеса и услуг. В задачи предпринимателей входят целенаправленный поиск источников нововведений, а так же изменение их признаков, что позволяет добиться успеха. П. Друкер не считает предпринимательство рисковой деятельностью. По его мнению, рискуют разориться лишь те, кто некомпетентен в сфере бизнеса, где функционируют их предприятия. Поэтому Друкер в противовес людям, полагающих, что предпринимательство – это дар, своего рода талант, был уверен, что ему можно и нужно учиться.

Проанализировав источники литературы по истории предпринимательства в России целесообразно выделить 3 этапа становления и развития предпринимательства (рисунок 2).

Рисунок 2. – Этапы становления и развития предпринимательства в России

Предпринимательство в России развивается с возникновением малого предпринимательства, впоследствии перерастая в средний и крупный бизнес.

В настоящее время малый бизнес в России обладает некоторыми отличающими его от малого бизнеса большинства зарубежных стран особенностями. Отличает его совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития; стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда и т.п.; общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом.

В рамках поддержки предпринимательских инициатив интересен опыт США. Правительство США активно помогает предпринимателям в процессе формирования и развития. Поддержка предпринимательства осуществляется на двух уровнях: федеральном и муниципальном. Уже более пятидесяти лет в стране эффективно функционирует специальное федеральное ведомство - Администрация по развитию малого бизнеса (Small Business Administration, SBА). В рамках этой структуры организуется помощь предпринимателям, привлекаются ресурсы страны: других ведомств, местных властей, крупных компаний и т.д., организуются ориентированные на клиента полномасштабные программы, осуществляется процесс информирования предпринимателей о разнообразных новшествах. Она контролирует финансовую помощь малому бизнесу в размере 17 млрд. долл. в год

В основе деятельности SBA лежат принципы, представленные на рисунке 3.

Рисунок 3 – Принципы деятельности SBA

SBA применяет механизм прямой избирательной помощи в виде грантов, для наиболее нуждающихся в ней малых предприятий, в первую очередь, на начальных этапах их развития. Результатом деятельности SBA стала организация общенациональной системы финансовой, материально-технической и интеллектуальной поддержки малого бизнеса, в которую были вовлечены почти все структуры страны и сектора ее экономики.

Большую значимость в поддержке предпринимательства США играют муниципальные власти. Местными властями формулируются и эффективно реализуются программы финансирования и кредитования с учетом возможностей окружающей среды.

Программы, осуществляемые на муниципальном и федеральном уровне, заслуживают особого внимания. В них сформулированы и закреплены основные механизмы, призванные решать насущные проблемы предпринимателей.

Государственные программы содействия развитию предпринимательства в США имеют не только индустриально-экономическую, но и социальную направленность. Существует ряд таких программ, в рамках которых осуществляется помощь проблемным предприятиям, под которыми понимаются относительно слабые малые предприятия; предприятия, размещенные в неблагоприятных в плане бизнеса зонах; предприятия ветеранов и/или инвалидов; предприятия национальных меньшинств, а также малые предприятия, акционерами которых являются преимущественно женщины.

Одним из основных механизмов поддержки предпринимательства в США становится кредитование. Правительственные организации федерального уровня предоставляют в рамках специальных программсубсидированные недорогие кредиты. Один из основных видов финансовой помощи со стороны SBA-стимулирование кредитования малого бизнеса, особенно в тех его сегментах, где МСП испытывают значительные трудности с получением кредитов. Это стартовые, особенно инновационные предприятия, предприятия с низким уровнем залогового обеспечения, предприятия, не имеющие еще деловой репутации в силу непродолжительного периода деятельности или невысокого уровня менеджмента и т.д.

В США достаточно хорошо развит и эффективно работает механизм информационного обеспечения предпринимателей, в рамках сети бесплатного информационного обслуживания SBA-Net, в которой действует несколько информационных систем. Кроме того в стране, работает большое количество правительственных информационных систем (баз данных, сайтов), обеспечивающих предпринимателей информацией о правительственных заказах, вопросах маркетинга и экспорта, а также проводятся консультации технического, организационного, юридического и финансового характера.

Государство США активно помогает предпринимателям в процессе формирования и развития, поощряет и стимулирует взаимодействие крупного и малого бизнеса. В стране действует эффективная и развитая нормативно- правовая база, в рамках которой обеспечивается баланс интересов всех участников реализующихся в стране программ, а так же в рамках государственной политики осуществляется защита малых предприятий от нежелательных для них поглощений или потери контрольных полномочий.

В рамках государственной политики Германии, напротив, делается акцент на самостоятельность предпринимателей, а не на их государственной поддержке, предпринимательство в рамках политики не защищается от конкуренции. Государство вмешивается в экономический процесс, только в случае, если частный сектор не может приспособиться к условиям деятельности и общественным требованиям или устранить недостатки экономического развития. Тем не менее, в рамках государственной политики гарантирует доступ к рынкам капиталов и к новым технологиям, информации, консультациям, к программам обучения и переобучения руководителей и персонала предприятий. Государство формулирует законодательную базу, защищающую предпринимателей, определяющие их права и обязанности. Законодательством закреплены два вида помощи: косвенная (в виде налоговых льгот, освобождающих, например, от уплаты подоходного налога в определенных размерах, и особые нормы амортизации для инвестиции в производство) и прямая. Виды прямой помощи представлены следующим образом:

1. Государственные инвестиционные надбавки/субсидии; Редко предоставляются на условиях возвратности. Надбавки не подлежат налогообложению, субсидии же , напротив, облагаются налогом. Надбавки и субсидии в основном, покрывают незначительную часть потребностей в инвестиционном финансировании;

2. Льготное кредитование. Сумма льготных кредитов представляет разницу между рыночной и льготной кредитными станками (кредитная субсидия). Данный механизм поддержки обеспечивает стабильное, долгосрочное финансирование значительной части проекта инвестора, в основном по твердой кредитной ставке, и не снижают на начальном этапе ликвидность предприятия. При таком варианте финансовая нагрузка распределяется на весь период окупаемости проекта более равномерно, чем при финансировании на рыночных условиях.

Условия льготного кредитования в Германии представлены на рис. 4.

Рисунок 4. – Условия льготного кредитования в Германии

Итак, немецкое государство осуществляет поддержку предпринимательству только в определенных случаях используя, в основном, механизм льготного кредитования. Политика Германии в отношении поддержки предпринимательства, можно назвать эффективной, так как меры, осуществляемые в ее рамках, приводят к подъему и развитию предпринимательских инициатив в стране. На 2009-2010 гг. из госбюджета страны в рамках программы KfW – Sonderprogramm через Германский банк реконструкции и развития собственникам малых и средних предприятий выделено 15 млрд. евро кредитных средств.

В Великобритании государственная политика поддержки малого предпринимательства активно реализуется через программу “Loon Guarantie Scheme”, цель которой – предоставление правительственной гарантии предпринимателям по выполнению условий кредитования, что значительно снижает риски невозврата кредитов. Общий объем государственных гарантий в рамках программы на 2009 г. Составил 70%, при процентной ставки по кредитам для малого бизнеса в 2,5% годовых.

В Южной Корее проблема доступности кредитных ресурсов для малых предприятий решается за счет гарантийного фонда Республики Корея, аккумулирующего финансовые ресурсы, как правительства, так и специализированных коммерческих финансовых учреждений. Финансовые потребности малых предприятий Южной Корее в 2009 г. Удовлетворялись в объеме до 3 млрд. вон при 1%-м ежегодном сборе.

Каждая страна определяет собственную стратегию поддержки предпринимательства, но основные цели этой политики одинаковы. Государствами США и Германии проводится активная политика поддержки предпринимательских инициатив, созданы и достаточное количество времени действуют эффективные механизмы привлечения и помощи предпринимательству. Эти данные подтверждаются фактами статистики, в которой отмечается рост числа предприятий, Россия по этим показателям находится достаточно далеко. Использование эффективных механизмов поддержки и привлечения предпринимательства массово реализуются на практике в странах Германии, США, организациями, действующими в интересах предпринимателей и правительства.

В разных странах по мере достижения определённого уровня социально-экономического развития происходит изменение в приоритетных направлениях стимулирования деятельности предпринимательских структур. Основные закономерности развития современного предпринимательства крупных городов разных стран представлены на рисунке 5.

В первую очередь возникают благоприятные условия для появления предпринимательства, далее формируется государственная политика развития предпринимательства. Данная политика способствует росту предпринимательских структур в крупных городах. Развитие предпринимательства ведет к развитию и повышению конкурентоспособности крупного города.

Государственная система поддержки и привлечения предпринимательства, существующая сегодня в России требует проверки на эффективность. Российские малые предприятия обладают высокой степенью приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества. В то время как неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малых предприятий негативно сказывается на функционировании данного сектора .

 

Рисунок 5. – Закономерности развития современного предпринимательства в России и за рубежом

Далее рассмотрим тенденции развития предпринимательства по сферам экономической деятельности. Современное мировое сообщество выделяет коммерчески целесообразное и успешное инвестирование предпринимательства в следующие отрасли: связь, производство потребительских товаров, химия, финансы, страхование и кредит, фармацевтическая промышленность и медицина, информатика и электронно-вычислительная техника, энергетика и коммунальное хозяйство, различные отрасли обрабатывающей промышленности, производство и переработка металлов и других базовых материалов, автомобилестроение.

Данные отрасли занимают наибольшие доли в развитии экономике крупных городов, как России, так и др. стран. Одним из факторов такой тенденции является инновационный подход развития данных отраслей.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.