Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Практическое занятие по теме 2



1. Необходимость проведения государственной политики антимонопольного регулирования

2. Основные направления антимонопольной политики и их эволюция в период реформирования экономики в РФ

3. Эволюция, функции и задачи антимонопольного органа России

4. Основания для рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства и порядок их рассмотрения

Литература:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 331 «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 г. № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» (с изменениями).

3. 50 лекций по микроэкономике. – СПб.: Экономическая школа, 2010. - Т.1. - С.39-57.

4. Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учеб. пособие для студентов вузов / И.В.Князева. – М.: Омега-Л, 2010. – 526 с.

 

Практическое занятие по теме 3

1. Экономическая и правовая природа категории «доминирующее положение»

2. Способы, формы и виды злоупотреблений доминирующим положением

3. Практика выявления и пресечений злоупотреблений доминирующим положением в России

4. Злоупотребления доминирующим положением как форма монополистических действий

 

Литература:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 331 «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 г. № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» (с изменениями.).

3. Гречишкина И.В., Шаститко А.Е. Экономический анализ применения антимонопольного законодательства. – М.: ТЕИС, 2009.

4. Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учеб. пособие для студентов вузов / И.В.Князева. – М.: Омега-Л, 2010. – 526 с.

Практическое занятие по теме 4

 

1. Акты, действия и соглашения органов исполнительной власти и местного самоуправления, направленные на ограничение конкуренции

2. Институциональные основы, предупреждающие антиконку-рентные действия органов власти

3. Результаты деятельности антимонопольных органов по пресе-чению антиконкурентных актов и действий органов власти

4. Характеристика антиконкурентных действий со стороны орга-нов власти и практика наиболее типичных нарушений

 

Литература:

1. Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учеб. пособие для студентов вузов / И.В.Князева. – М.: Омега-Л, 2010– 526 с.

2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: Изд-во НОРМА, 2010. - С. 1-43.

3. Экономическая теория / под ред. И.П.Николаевой. – М.: Про-спект, 2000. - С. 5-17.

4. http://www.economy.gov.ru – официальный сайт министерства экономического развития и торговли Российской Федерации

5. http://www.government.ru – официальный сайт правительства Российской Федерации

6. http://www.fas.gov.ru – официальный сайт Федеральной Антимо-нопольной службы Российской Федерации

 

Практическое занятие по теме 7

 

1. Методы проведения антимонопольной и конкурентной полити-ки в различных странах мира

2. Эволюция антимонопольного законодательства в зарубежных странах

3. Американская модель государственного регулирования конку-ренции на рынке

4. Международная конкурентная политика в странах Европейского союза

5. Антимонопольное законодательство в странах Азии

6. Реализация антимонопольной политики в странах СНГ

 

Литература:

1. Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учеб. пособие для студентов вузов / И.В.Князева. – М.: Омега-Л, 2010. – 526 с.

2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: Изд-во НОРМА, 2010. - С. 1-43.

 

ЗАДАЧИ

 

Задача № 1

Антимонопольный орган на основании статьи 25 Закона о защите конкуренции направил в адрес нотариуса частной практики Баронова И.В. запрос информации, в соответствии с которым нотариусу надлежало в течение 15 дней с момента получения запроса представить в антимонопольный орган сведения о размере платы, взимаемой за оказание услуг правового и технического характера.

Нотариус отказал антимонопольному органу в представлении сведений, аргументируя свой отказ тем, что он не является хозяйствующим субъектом и Закон о защите конкуренции на него не распространяется.

Правомерны ли действия нотариуса Баронова И.В?

Определите перечень лиц, являющихся хозяйствующими субъектами?

Задача № 2

ЗАО «Высота» является дочерним обществом ОАО «Вертикаль». По предложению генерального директора Иванова В.И. был назначен генеральный директор ОАО «Крион» Петров А.Т. ОАО «Вертикаль» принадлежит 25 % акций ОАО «Крион».

Входят ли ОАО «Крион» и ОАО «Вертикаль» в одну группу лиц?

По каким основаниям происходит объединение лиц в одну группу?

Задача № 3

ОАО «Росгаз» занимает доминирующее положение на рынке серы. С января 2013 года Общество повысило отпускные цены на серу на 25 процентов.

На основании заявлений потребителей серы антимонопольный орган возбудил дело по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (монопольно высокая цена).

В ходе рассмотрения дела ОАО «Росгаз» указало, что повышение цены товары вызвано увеличением себестоимости продукции (повышение стоимости электроэнергии на 15 процентов).

Вместе с тем, антимонопольный орган выяснил, что затраты на электроэнергию составляют не более 5 % в себестоимости товара.

Какое решение должен принять антимонопольный орган по результатам рассмотрения данного дела?

Какие методы используются для установления монопольно высокой цены товара?

Задача № 4.

Антимонопольный орган возбудил дело по признакам нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в отношении ЗАО «Калий», выразившимся в установлении различных цен для разных категорий покупателей на хлористый калий.

В процессе рассмотрения дела ЗАО «Калий», занимающее доминирующее положение на рынке хлористого калия, указало, что рассматриваемые антимонопольным органом действия являются допустимыми в соответствии со статьей 13 Закона о защите конкуренции, поскольку такими действиями не создается возможность устранить конкуренцию и не налагаются на контрагентов неразумные ограничения.

Какие критерии допустимости совершения действий занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом 7 9

предусмотрены в конкурентном (антимонопольном) законодательстве?

Какое решение должен принять антимонопольный орган в данном случае?

Задача № 5

ООО «Фортуна», являющееся производителем стиральных машин, заключила договор поставки стиральных машин с ООО «Логистика». По условиям договора ООО «Логистика» должно было поставлять стиральные машины в торговые сети и продавать их торговым сетям по ценам указанным в договоре поставки (от 15 тыс. рублей до 25 тыс. рублей в зависимости от модели).

По факту заключения указанного договора антимонопольным органом было возбуждено дело по признакам нарушения части 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Возражая против выдвинутых обвинений ООО «Фортуна» указало, что ее доля на рынке стиральных машин не превышает 5 процентов, а ООО «Логистика» занимая доминирующее положение на рынке транспортных услуг также не имеет существенной доли на рынке стиральных машин (менее трех процентов).

Какие условия не могут быть включены в «вертикальные» соглашения?

При каких условиях «вертикальные» соглашения допустимы?

Какое решение должен принять антимонопольный орган?

Задача № 6

ОАО «Искра», занимающееся производством цветных металлов, активы группы лиц которого составляют 6,8 млрд. руб., решило приобрести 2 процента акций ОАО «Радуга», осуществляющего консалтинговые услуги. Размер активов ОАО «Радуга» составляет 300 млн. руб. Дочернему обществу ОАО «Искра» (ЗАО «Микс») принадлежит 24 процента акций ОАО «Радуга».

Требуется ли на совершение сделки по приобретению ОАО «Искра» 2 процентов ОАО «Радуга» предварительное согласие антимонопольного органа?

В каких случаях сделки совершаются с предварительного согласия 8 1

антимонопольного органа?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ГЛОССАРИЙ

Антимонопольная политика

1) система государственных мер правового, экономического, финансового, налогового, психологического характера, препятствующая проявлениям антиконкурентного поведения и способствующая эффективному функционированию рыночной экономики.

 

2) основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей.

 

Барьер для входа в отрасль (Barrier entry) – ограничитель, который предотвращает появление новых дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Барьеры для входа на рынок необходимы для того, чтобы поддерживать монополию в долгосрочном плане. Так, если бы был возможен свободный вход на рынок, то экономические прибыли, получаемые монополистом, привлекли бы на рынок новых продавцов, значит, возросло бы предложение. Монопольный контроль над ценами исчез бы вовсе, так как рынки, в конечном счете, стали бы конкурентными.

 

Государственное регулирование монополизи-рованных рынков– комплекс мер госрегулирования, необходимый для защиты интересов потребителей в области производства массовых товаров. Характер производства в России, сложившейся в результате рыночной трансформации – олигополический или монополистический.

 

Доминирующее положение – исключительное положение хозяйствующего субъекта (далее – ХС) или нескольких ХС на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение ХС доля которого на рынке составляет 50% и более за исключением тех случаев, когда ХС докажет, что несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим.

Естественная монополия –

1) монополия, существование которой объясняется объективными причинами, состоящих в экономии на издержках. Если одна фирма выпускает товар с меньшими издержками, чем другие – она относиться к естественным монополиям. В России не применяется.

2) В макроэкономике – отрасли, имеющие ключевое значение для национальной экономики, управление которыми берет в свои руки (монополизирует) государство на правах собственника. К таким отраслям, как правило, относят энергетику, почтовую, телеграфную, телефонную связь.

3) вне зависимости от форм собственности к естественным монополиям относятся производители товаров в областях, где создание конкуренции экономически нецелесообразно – трубопроводы государственного значения, энергетические сети, водопровод и т.д.

 

Картель — объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем, объеме производства, ценах, рынках сбыта. В картельном соглашении могут оговариваться единые для всех его участников уровни цен и условия продаж покупателям.

 

Конгломерат- монополистическое объединение, образованное путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.

Конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Отношения производителей (продавцов) на рынке конкретного товара борьба между частными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров.

Конкуренция монополистическая – имеет место на рынке с большим количеством продавцов и покупателей при значительном разнообразии товаров, продаваемых по разным ценам

Многоотраслевой концерн — объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

Монополизм

1) господство на рынке товаров и услуг одного производителя, продавца или сравнительно небольшой группы производителей, продавцов, объединившихся в целях захвата рынка, вытеснения конкурентов, продающих данный или аналогичный товар, контроля цен;

2) действия хозяйствующих субъектов, органов управления, направленные на устранение конкуренции, установление доминирующего положения одного участника рынка.

Монополия – исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности (производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству.

В ряде случаев монопольное право не предоставляется, а возникает естественно или устанавливается экономическими субъектами посредством занятия господствующего положения на рынке товаров и услуг. Принято различать три вида монополии:

Закрытую, защищенную от конкуренции с помощью юридических запретов и ограничений (чаще всего это государственная монополия);

Естественную – необходимую в связи с тем, что без такой монополии нельзя достичь эффективного использования ресурсов;

Открытую, при которой одна фирма в силу стечения обстоятельств стала единственным производителем и поставщиком товара.

Монополистическая деятельность – противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) ХС, или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Не может быть признано доминирующим положение ХС, доля которого на рынке менее 35%.

Монополистическая конкуренция рыночная структура, в которой может быть много продавцов, но предлагаемые ими товары неоднородны с точки зрения покупателей.

Монопольно высокая прибыль – прибыль хозяйствующего субъекта, занимающего на рынке доминирующее положение, реализующего товары по монопольно высокой цене.

 

Монопольная цена – особый вид рыночной цены, устанавливающейся под влиянием не только спроса и предложения, но и господства монополистов на рынке данного товара. Такая цена является обычно следствием соглашения между монополистами, властвующими на рынке данного товара, и устанавливается, исходя из расчета получения возможно большей прибыли от продажи имеющихся у продавцов товаров. Монопольная цена чаще всего намного превышает устанавливающуюся на конкурентом рынке.

 

Монопольно высокая цена – цена товара, устанавливаемого хозяйствующим субъектом, занимающим на рынке доминирующее положение, с целью получения дополнительной прибыли в результате ограничения предложения, компенсации повышенных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и/или получения дополнительной прибыли в результате снижения качества продукции и т.д.

Олигополия – вариант монополизированной структуры рынка, при котором на рынке выступают несколько крупных компания часто проводящих согласованную политику в области производства сбыта цен экспорта и др. Они выполняют роль монополии, поскольку абсолютная монополия в условиях свободного предпринимательства неосуществима. – крупные корпорации, компании, объединяющие несколько фирм и достигающие благодаря этому монопольного положения на рынке определенного товара или групп товаров.

 

Олигопсония – рыночная структура с несколькими покупателями.

Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

 

Совершенная монополия — (так же, как и совершенная конкуренция) представляет собой достаточно редкое явление. Она предполагает выполнение следующих условий:

1) монополист является единственным производителем данного товара;

2) продукция носит уникальный характер в том смысле, что не имеет близких заменителей;

3) проникновение в отрасль других фирм закрыто целым рядом обстоятельств, в результате чего монополист удерживает рынок в своей полной власти и полностью контролирует объем выпуска производства;

4) степень влияния монополиста на рыночную цену очень высокая, но не безграничная, ибо он не может назначить любую сколь угодно высокую цену (любая компания, в том числе и монополистическая, сталкивается с проблемой ограниченности рыночного спроса и сокращения объема продаж прямо пропорционально росту цен).

 

Свободный рынок – рынок в основе которого лежит свободная конкуренция, предусматривающая наличие большого числа самостоятельных продавцов и покупателей товаров.

Совершенная конкуренция рыночная структура, в которой ни один из продавцов (покупателей) не способен оказать существенное влияние на цену товара. Если данное условие не соблюдается, то конкуренция является несовершенной.

Товарный рынок– сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой, исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.

Трест — объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность. Иными словами, они объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Хозяйствующий субъект – российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели.

Ценовая дискриминацияпрактика установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с издержками.

 

Экономическая монополия – один из наиболее распространенных видов монополий. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

 

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.