Теоретические основания и принципы социальной антропологии
Ю.М. РЕЗНИК
СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Содержание и границы предметной области социальной антропологии
Концептуализация предметной области социальной антропологии осуществляется на основе ряда познавательных процедур, таких, как: 1) выделение особого объекта или класса объектов анализа; 2) разработка понятийного аппарата и обоснование проблемного поля этой науки; 3) определение границ и возможностей познания данного объекта (совокупности объектов) и формулирование исходных онтологических принципов или допущений относительно природы, структуры объекта, взятого в его динамике; 4) описание объектов науки в специальных категориях или понятиях и установление эмпирических фактов и зависимостей социокультурного взаимодействия людей; 5) выявление существенных связей, присущих этому объекту и составляющих проблемное поле науки, 6) построение аналитических моделей объекта (объектов), характеризующих их отдельные стороны и связи между ними; и, как итог - 7) создание на основе имеющихся положений целостной концепции (концептуальной системы), которая выражала бы качественное своеобразие объекта.
Исследование практически всех областей антропологического знания направлено на познание целостного человека. Тем не менее человек, а точнее совокупность форм его жизнедеятельности (антропосфера), будучи метаобъектом антропологии вообще, аналитически "расчленяется" на частичные портреты и фрагменты, выделенные в процессе специальных исследований и выражающие предметную специфику данной антропологической дисциплины.
Объектом же социальной антропологии является, по-нашему мнению, не человек, как таковой, а социальная организация (социосфера) его жизни или жизненного мира, рассматриваемая в условиях как традиционных (примитивных), так и современных обществ. Леви-Строс и его последователи подчеркивают приоритетное внимание антропологии к изучению непосредственных форм социальных отношений, локальных социальных структур и социальных установлений (обрядов, обычаев и верований). В качестве же конкретных объектов этой науки выступают различные "жизненные формы" этих обществ, а точнее - формы групповой или "общностной" социальности, т.е. сообщества (объединения) людей, связанных сходными условиями жизни (в т.ч. в условиях экологической адаптации), единым местом проживания (территорией), политической организацией, общей культурой и языком - этнические, семейно-родственные, территориальные, соседские, религиозные и прочие.
[…]
Теоретические основания и принципы социальной антропологии
Теоретические основания или исходные допущения социальной антропологии дифференцируются в процессе концептуализации ее предметной области на три группы:
1) "метафизические" допущения или "гипотезы о мире", относящиеся к определению и идентификации объектной сферы всех антропологических наук (человека или антропосферы) и служащие мировоззренческой основой научной парадигмы; 2) "онтологические" допущения, относящиеся к предметной области познания, или, другими словами, специфические представления об исследовательской сфере (социальной организации), содержащие доминирующую интерпретацию действительности в соответствии с принятой парадигмой; 3) специальные или частные допущения, характеризующие отдельные аспекты познания объекта или стороны предметной
области данной науки.
В терминах социальной и культурной антропологии "метафизические", "онтологические" и "частные" допущения определяются соответственно как общеантропологические, общетеоретические (и методологические) и специальные основания. Приведем наиболее важные из них.
Общеантропологические основания: социобиологическая природа человека (признание единства биологического и социального в человеке, природного и социокультурного пространства его жизнедеятельности, физического и исторического времени существования); единство человека как вида (характеристика родовых и общевидовых свойств человека, особенностей его существования); антропоцентристская ориентация (стремление рассматривать социальные и культурные проблемы сквозь призму основного вопроса о человеке, и его позиции как центральной в системе социальных связей); антропологическая редукция (сведение всего разнообразия социокультурных явлений к антропологическим универсалиям, т.е. общевидовым (родовым, общностным и т.д.) свойствам человека и его жизненного мира); антропологическая интерпретация изучаемых социокультурных явлений (исследование систем социального взаимодействия с точки зрения выявления и анализа антропологических универсалий).
Общетеоретические и методологические основания: единство и многообразие явлений социокультурной жизни (стремление к синтезу интегративных и дифференцирующих признаков социальных или культурных феноменов на основе общих принципов методологии научного познания); дуальность (признание изначальной двойственности социальной жизни - ее идеальности и реальности, объективности и субъективности, "естественности" и "искусственности" и пр.); реляционизм (рассмотрение социального мира человека не как содержащего изначально данную субстанцию, а как постоянно меняющуюся конфигурацию определенных жизненных процессов и связей между людьми); динамическая ориентация (рассмотрение социокультурных явлений в их динамическом выражении, т.е. в процессе их самопорождения и саморазвития; исследование динамических процессов в группах, благодаря которым каждый индивид воздействует на свою культуру, а культура – на индивида); объективность (следует рассматривать социокультурные особенности человеческих общностей, поднимаясь над уровнем ценностей и методами мышления группы наблюдателя и приближаясь одновременно к полному отображению ценностей и методов мышления группы наблюдаемых); комплексность (чем более сложной организацией обладает данная общность, тем более разнообразные знания и приемы требуются для ее изучения; при этом антропология стремится удерживать общую форму общности, объединяющую различные проявления ее жизнедеятельности); принцип открытости, т.е. признание бесконечности интерпретации, когда ни один вывод, по определению, не может стать истиной в последней инстанции; задача же антрополога заключается в том, чтобы представить набор точек зрения о социальной реальности, отражающих ее сложность и многообразие и тем самым способствующих более глубокому ее пониманию; семиотическая (лингвистическая) обоснованность теории (признание фундаментальной роли языка, других семиотических систем в конструировании социальной жизни; первостепенное значение придается изучению символических и лингвистических структур социального взаимодействия, при помощи которых его участники интерпретируют друг друга); рефлексивность (стремление к более полному отображению социальных процессов с учетом позиции как их субъектов, так и самого исследователя или теоретика; выбор собственной позиции исследователем должен осуществляться рефлексивно, т.е. с пониманием относительности принятой им интерпретации и с учетом рефлексивных возможностей самих участников взаимодействия в контексте институциональных или нормативно заданных требований, предъявляемых со стороны более широких систем); многоступенчатость познания жизнедеятельности человека (этнография как первый уровень социально-антропологического знания занимается наблюдением, описанием и анализом отдельных общностей с учетом их этнокультурных особенностей; этнология обобщает результаты этнографических исследований этих общностей, расширяя знание их частного опыта до познания жизнедеятельности других общностей; общая теория социальной антропологии занимается изучением социальных установлений или форм социальной организации общностей, рассматриваемых под углом зрения их культурных аспектов; задача социальной антропологии в целом - определение соотношения между объективным и субъективным, "системным" и "жизненным" мирами человека в тех его формах, которые по-разному проявляются в различных человеческих общностях); идеально-типическое конструирование социальности (социальная организация общности, например, система родства, рассматривается не как совокупность объективных кровнородственных связей между индивидами, а как система произвольных представлений, "идеальных типов", при помощи которых реконструируется этот объект).
Вопросы:
На основе каких познавательных процедур осуществляется концептуализация предметной области социальной антропологии?
Дайте определение антропосферы.
Что, по мнению автора, является объектом социальной антропологии?
Перечислите основные группы исходных допущений социальной антропологии.
Перечислите и кратко раскройте содержание теоретических оснований социальной антропологии.