Основными задачами контроля хозяйственной деятельности части, и соединения являются: проверка правильности и своевременности выполнения законов и постановлений Правительства, приказов и директив Министра обороны, его заместителей и других начальников, уставов, положений, наставлений, руководств и инструкций по войсковому и корабельному хозяйству, а также оказание помощи должностным лицам в руководстве войсковым хозяйством. По видам контроль подразделяется на предварительный и последующий.
Предварительный контроль осуществляется каждым командиром и начальником (в пределах предоставленных ему прав) до подписания приказов, распоряжений, первичных учетных документов, утверждения соответствующих планов и проведения в жизнь решений (запланированных мероприятий) по вопросам хозяйственной деятельности. Главная цель этого контроля — предупредить незаконное осуществление хозяйственных и финансовых мероприятий (операций), тем самым исключить возможность нарушения законоположений в деле расходования государственных материальных, денежных средств и использования личного состава.
Последующий контроль проводится в целях проверки законности, целесообразности и правильности уже совершенных хозяйственных и финансовых мероприятий (операций).
Формами последующего контроля являются: инвентаризация материальных средств, проверка хозяйственной деятельности, документальная ревизия и анализ отчетных документов.
Проверка хозяйственной деятельности по объему может быть:
• полной (сплошной)
• неполной
Полная (сплошная) проверка, проводится инвентаризация внутренней проверочной комиссией, как правило, ежегодно по состоянию на 1 июля. При этом проверкой охватываются все рода войск и службы части. При неполной проверке анализируется хозяйственная деятельность тех или иных родов войск и служб по отдельным вопросам. Такая проверка проводится: командиром части — лично, через штаб и уполномоченных лиц; заместителями командира части, начальниками родов войск, служб и командирами подразделений — лично. Периодичность этой проверки и ее содержание определены Уставом внутренней службы, другими положениями, наставлениями, руководствами и инструкциями.
Результаты проверки наличия и качественного (технического) состояния материальных средств записываются проверяющими в составляемые ими ведомости. В них по каждому проверяемому объекту войскового хозяйства и подразделению указываются количество и качество (категорийность, сортность) числящихся по учету материальных средств и имеющихся в наличии, выявленные недостачи и излишки. Ведомости подписываются председателем и членами внутренней проверочной комиссии (проверяющими должностными лицами, ревизорами), а также материально ответственными лицами и их непосредственными начальниками. При этом материально ответственные лица делают на ведомостях записи, в которых указывают, что все материальные средства, поименованные в ведомости, находятся на их ответственном хранении, проверены комиссией (соответствующим должностным лицом, ревизором) и результаты проверки внесены в ведомость в их присутствии. Эти записи материально ответственные лица скрепляют своими подписями и проставляют дату оформления ведомостей.
Результаты проверок, (ревизий, инвентаризации) объявляются в приказе командира части, соединения с указанием положительного опыта в хозяйственной деятельности, выявленных недостатков и задач (мероприятий) по их устранению.
Все должностные лица части, соединения обязаны в пределах своей компетенции своевременно принимать меры к быстрейшей ликвидации выявленных недостатков в хозяйственной деятельности. Этот процесс должен начинаться уже в ходе инвентаризации (проверки, ревизии). В первую очередь проводятся те мероприятия, которые могут быть выполнены силами и средствами части, соединения. Если устранение недостатков требует большого объема работ, много времени, значительных затрат материальных и денежных средств, то разрабатывается план, в котором указываются содержание мероприятий, сроки их проведения и должностные лица, ответственные за исполнение.
Контроль за выполнением предложений по акту проверки хозяйственной деятельности (инвентаризации, ревизии) осуществляют командир части, соединения и вышестоящий начальник, назначивший ее.
При обнаружении утрат, недостач или незаконного расходования материальных средств командир части, соединения назначает административное расследование с целью выявления причин нарушений хозяйственной деятельности и лиц, виновных в этом.
В ходе такого расследования устанавливаются:
• какими неправильными действиями причинен ущерб;
• какие законоположения при этом были нарушены;
• явились ли чьи-либо действия или бездействия причиной ущерба;
• умышленно или по небрежности причинен ущерб;
• какова степень вины каждого, имеющего к нему отношение, лица;
К материалам расследования должны прилагаться письменные объяснения виновных. По результатам административного расследования командир части, соединения принимает решение, о возмещении причиненного ущерба и степени ответственности каждого из виновных лиц. В случае выявления преступления, связанного с растратой (хищением, незаконным расходованием) материальных и денежных средств, командир части, соединения уведомляет о нем военного прокурора.
Обнаруженные излишки материальных средств на основании приказа командира части, соединения записываются на приход, а недостачи, превышающие нормы естественной убыли, — в книгу учета недостач, после чего списываются по книгам и карточкам учета.