IV. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ
V. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ
VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (УКАЗАНИЯ) ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. Цель курса - сформировать у студентов знания и умения в области стрессовых состояний: причин их возникновения и условий профилактики, купирования и последствий.
2. Задачи курса:
- сформировать у студентов устойчивые представления о сущности стресса, его функциях и разновидностях;
- ознакомить студентов с основными группами причин возникновения и динамикой развития стрессовых состояний;
- сформировать у будущего специалиста теоретического понимания возможностей и роли психолога в профилактике, купировании и устранении последствий стрессогенных воздействий.
Место курса в подготовке специалиста.
Дисциплина базируется на теоретико-методологических основах и историческом опыте науки. Междисциплинарные связи данного курса позволяют в рамках изучения психологии стресса осуществить интеграцию знаний, получаемых по другим дисциплинам, особенно в области физиологии ВНД, психофизиологии, психологической помощи в кризисных ситуациях, психологии здоровья.
Дисциплина «Психология стресса» относится к группе специальных дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента.
Она предназначена для вооружения студентов системой теоретических знаний, практических навыков и умений в области выявления стрессогенных характеристик условий жизнедеятельности людей, определения стрессовых состояний и стадий их развития у отдельного человека. Сформированные умения и навыки используются в практической деятельности психолога по оказанию психологической помощи людям подвергшимся стрессогенному воздействию.
Требования к уровню усвоения содержания курса.
Обучаемый, изучивший данный курс, должен
иметь представление:
- о физиологических механизмах развития стрессовых состояний;
- об основных элементах антистрессовой системы организма человека;
знать:
- историю развития учения о стрессе, основные направления исследования стресса;
- сущность стресса как психологического состояния, его функции;
- генезис стресса: основные причины, факторы и условия возникновения стресса;
- классификацию и характеристику основных видов стресса;
- основные субсиндромы стресса;
- структуру и динамику стрессовых реакций организма;
- основные последствия для организма и психики человека стрессогенных факторов социальной и природной среды;
- основные направления профилактики стресса;
- пути купирования и преодоления стрессовых состояний;
уметь:
- с помощью различных методов выявлять наличие стресса у человека и стадию его развития;
- определять основные стресс-факторы жизнедеятельности людей различных профессий, возрастов, пола;
- применять техники преодоления стрессовых состояний и организовывать профилактические мероприятия по купированию деструктивных последствий стресса;
иметь опыт (навык):
- диагностики наличия стрессовых состояний и определения стадии развития стресса у человека;
- использования различных методов и психотехник преодоления стрессовых состояний.
II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Наименование разделов и тем
Всего учебных занятий (час)
Аудиторные занятия:
(час)
Самостоятельная работа (час)
всего
лекции
семинары
практические занятия
зачет с оценкой
9 семестр
Тема № 1. История развития учения о стрессе.
Тема № 2. Физиологические механизмы развития стресса.
Тема № 3. Сущность стресса как психологического состояния, его функции.
Тема № 4. Классификация и характеристика основных видов стресса.
Тема № 5. Генезис стресса.
Тема № 6. Структура и динамика стрессовых реакций организма.
Тема № 7. Влияние стресса на психику и организм человека.
Тема № 8. Диагностика стресса.
Тема № 9. Стресс в различных сферах деятельности человека.
Тема № 10. Профилактика и преодоление стрессовых состояний.
Итого за 9 семестр:
Всего по дисциплине:
Экзамен по дисциплине
Тема № 1. История развития учения о стрессе.
История возникновения учения о стрессе. Г. Селье - родоначальник и основатель концепции стресса. Понятие общего адаптационного синдрома.
Исследования физиологических аспектов стресса в работах отечественных ученых (П.Д. Горизонтова, Г.И. Косицкого, В.М. Смирнова, Наенко Н.Н., Суворовой В.В.). Изучение сущности эмоционального (психологического) стресса в работах В.А. Бодрова, Ф.Е. Василюка, Л.А. Китаева-Смык, Н.В. Тарабриной.
Теории индивидуальных различий стресса в работах Ф.Е. Василюка, Б.А. Вяткина, М.Ю. Денисова, В.Ф. Дружинина, Л.Н. Котляровой, В.И. Кривоконь, Л.В. Смоловой, С.В. Субботина, Е.А. Чудиной.
Исследование влияния профессионального стресса на эффективность деятельности человека в работах А.Я. Анцупова, В.А. Бодрова, А.Н. Занковского, В.Л. Марищука.
Проблема устойчивости, надежности деятельности человека в условиях воздействия экстремальных факторов (стрессоустойчивость) в работах Х.М. Алиева, О.В. Дашкевич, Л.Н. Котлярова, А.С. Кондратьева, М.В. Леви, С.В. Субботина, Л.В. Смоловой.
Изучение принципов и методов предотвращения и купирования неблагоприятных проявлений стресса в работах Ф.Е. Василюка, В.И. Евдокимова, А.С. Кузнецовой, А.Б. Леоновой.