Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема № 1. История развития учения о стрессе



Москва - 2009


 

 

«ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА»

 

Учебно-методический комплекс

по специальности 020400 Психология

для студентов факультета ПСИХОЛОГИИ

 

Рассмотрен и одобрен

на заседании кафедры

«___»________ 200__ г.

Протокол № ___

 

 


СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

III. ВЫПИСКА ИЗ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

 

IV. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ

 

V. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

 

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

 

VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (УКАЗАНИЯ) ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 


I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

1. Цель курса - сформировать у студентов знания и умения в области стрессовых состояний: причин их возникновения и условий профилактики, купирования и последствий.

2. Задачи курса:

- сформировать у студентов устойчивые представления о сущности стресса, его функциях и разновидностях;

- ознакомить студентов с основными группами причин возникновения и динамикой развития стрессовых состояний;

- сформировать у будущего специалиста теоретического понимания возможностей и роли психолога в профилактике, купировании и устранении последствий стрессогенных воздействий.

Место курса в подготовке специалиста.

Дисциплина базируется на теоретико-методологических основах и историческом опыте науки. Междисциплинарные связи данного курса позволяют в рамках изучения психологии стресса осуществить интеграцию знаний, получаемых по другим дисциплинам, особенно в области физиологии ВНД, психофизиологии, психологической помощи в кризисных ситуациях, психологии здоровья.

Дисциплина «Психология стресса» относится к группе специальных дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента.

Она предназначена для вооружения студентов системой теоретических знаний, практических навыков и умений в области выявления стрессогенных характеристик условий жизнедеятельности людей, определения стрессовых состояний и стадий их развития у отдельного человека. Сформированные умения и навыки используются в практической деятельности психолога по оказанию психологической помощи людям подвергшимся стрессогенному воздействию.

Требования к уровню усвоения содержания курса.

Обучаемый, изучивший данный курс, должен

иметь представление:

- о физиологических механизмах развития стрессовых состояний;

- об основных элементах антистрессовой системы организма человека;

знать:

- историю развития учения о стрессе, основные направления исследования стресса;

- сущность стресса как психологического состояния, его функции;

- генезис стресса: основные причины, факторы и условия возникновения стресса;

- классификацию и характеристику основных видов стресса;

- основные субсиндромы стресса;

- структуру и динамику стрессовых реакций организма;

- основные последствия для организма и психики человека стрессогенных факторов социальной и природной среды;

- основные направления профилактики стресса;

- пути купирования и преодоления стрессовых состояний;

уметь:

- с помощью различных методов выявлять наличие стресса у человека и стадию его развития;

- определять основные стресс-факторы жизнедеятельности людей различных профессий, возрастов, пола;

- применять техники преодоления стрессовых состояний и организовывать профилактические мероприятия по купированию деструктивных последствий стресса;

иметь опыт (навык):

- диагностики наличия стрессовых состояний и определения стадии развития стресса у человека;

- использования различных методов и психотехник преодоления стрессовых состояний.

II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Наименование разделов и тем Всего учебных занятий (час) Аудиторные занятия: (час) Самостоятельная работа (час)
всего лекции семинары практические занятия зачет с оценкой
9 семестр
Тема № 1. История развития учения о стрессе.      
Тема № 2. Физиологические механизмы развития стресса.    
Тема № 3. Сущность стресса как психологического состояния, его функции.    
Тема № 4. Классификация и характеристика основных видов стресса.      
Тема № 5. Генезис стресса.    
Тема № 6. Структура и динамика стрессовых реакций организма.    
Тема № 7. Влияние стресса на психику и организм человека.    
Тема № 8. Диагностика стресса.    
Тема № 9. Стресс в различных сферах деятельности человека.    
Тема № 10. Профилактика и преодоление стрессовых состояний.    
Итого за 9 семестр:  
Всего по дисциплине:  
Экзамен по дисциплине              

Тема № 1. История развития учения о стрессе.

История возникновения учения о стрессе. Г. Селье - родоначальник и основатель концепции стресса. Понятие общего адаптационного синдрома.

Исследования физиологических аспектов стресса в работах отечественных ученых (П.Д. Горизонтова, Г.И. Косицкого, В.М. Смирнова, Наенко Н.Н., Суворовой В.В.). Изучение сущности эмоционального (психологического) стресса в работах В.А. Бодрова, Ф.Е. Василюка, Л.А. Китаева-Смык, Н.В. Тарабриной.

Теории индивидуальных различий стресса в работах Ф.Е. Василюка, Б.А. Вяткина, М.Ю. Денисова, В.Ф. Дружинина, Л.Н. Котляровой, В.И. Кривоконь, Л.В. Смоловой, С.В. Субботина, Е.А. Чудиной.

Исследование влияния профессионального стресса на эффективность деятельности человека в работах А.Я. Анцупова, В.А. Бодрова, А.Н. Занковского, В.Л. Марищука.

Проблема устойчивости, надежности деятельности человека в условиях воздействия экстремальных факторов (стрессоустойчивость) в работах Х.М. Алиева, О.В. Дашкевич, Л.Н. Котлярова, А.С. Кондратьева, М.В. Леви, С.В. Субботина, Л.В. Смоловой.

Изучение принципов и методов предотвращения и купирования неблагоприятных проявлений стресса в работах Ф.Е. Василюка, В.И. Евдокимова, А.С. Кузнецовой, А.Б. Леоновой.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.