Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕМА 1. Стресс и посттравматический стресс: соотношение

ПСИХОЛОГИЯ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССА

Рабочая программа

Специальность 030301.65 – «Психология»

 

 

Санкт-Петербург - 2008
Рецензенты:

Л.В. Куликов

доктор психологических наук, профессор

(Санкт-Петербургский государственный университет)

Н.Г. Винокурова

доктор педагогических наук, профессор

(Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России)

 

Иванова С. П., Стрельникова Ю.Ю., Кузьменкова Л.В,

Психология посттравматического стресса: рабочая программа учебной дисциплины по специальности 030301.65 - «Психология» / Под общей ред. В.С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2008. – 24 с.

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Психология посттравматического стресса» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, устанавливающего требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальности 030301.65 – «Психология», а также квалификационных характеристик.

Рабочая программа учебной дисциплины «Психология посттравматического стресса» предназначена для слушателей очной и заочной форм обучения обучающихся по специальности 030301.65 - «Психология».

Рассмотрена на заседании Ученого совета Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России и рекомендована в качестве рабочей программы (протокол № 8 от «25» апреля 2007 года).

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины «Психология посттравматического стресса» разработана с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030301.65 – «Психология», квалификационных характеристик и Методических рекомендаций по разработке учебных планов и программ учебных дисциплин для образовательных учреждений ГПС МЧС России.

Нa исходе XX столетия произошло громадное количе­ство бедствий и катастроф, мир захлестывает эпи­демия террористических актов. Понятия экстремальных, кри­зисных и чрезвычайных ситуаций еще не получили исчерпы­вающего определения. Недостаточно рассматривать их лишь с точки зрения объективных особен­ностей, не беря во внимание психологические составляющие, такие, как восприятие, понимание, реагирование и поведение людей в таких ситуациях. Человек, так или иначе, психологически вовлечен в экстремальную ситуацию: как ее инициатор, или как жертва, или как очевидец.

Задача этой дисциплины – дать психологам знания о видах психологических последствий травмы (физиологического и психофизиологического уровней), посттравматических стрессовых расстройствах, способах их диагностики, коррекции и психотерапии, научить использовать эти знания в профессиональной деятельности.

Программа учебной дисциплины «Психология посттравматического стресса» предусматривает комплексное, последовательное изучение теоретических и методологических основ этой науки, физиологических и психофизиологических предпосылок, медицинских аспектов, психологических и клинических методов исследования, диагностических критериев при различных видах расстройств и основных методов экстренной психологической помощи и коррекции.

Изучение психологии посттравматического стресса – важный шаг при подготовке квалифицированных специалистов для МЧС России.

Главной задачей курса является дать курсантам, студентам и слушателям такой объем знаний, чтобы они могли понимать характер психологических проявлений последствий травматического стресса у разных категорий людей и самостоятельно на практике принимать решение о методах и формах психологической помощи в конкретных ситуациях.

Изучение основ психологии посттравматического стресса – часть общей подготовки психолога. Оно осуществляется в тесном взаимодействии с другими психологическими дисциплинами, такими, как общая психология, физиология высшей нервной деятельности, медицинская психология, основы психиатрии и др.

Формы и способы изучения материала определяются с учетом особенностей каждой изучаемой темы. Необходимо отметить, что важную роль играет и самостоятельная работа студентов. Для помощи студентам в подготовке в программе даются приблизительные контрольные вопросы, список литературы, подробно изложено содержание тем. Для более качественного восприятия и усвоения студентами дисциплины рекомендуется широкое использование технических средств обучения.

В соответствии с целью и задачами учебного курса на основе государственного образовательного стандарта разработано содержание настоящей программы и тематические планы для курсантов, студентов и слушателей всех форм обучения.

В результате изучения дисциплины курсанты, студенты, слушатели должны:

знать:

· задачи, методологические и теоретические основы психологии посттравматического стресса, их связь с другими науками и практикой;

· теоретические подходы к проблеме стресса и травматического стресса, возможные реакции на стрессовую ситуацию и методы работы с различными реакциями на стрессовую ситуацию;

· основные направления исследований посттравматических стрессовых расстройств, методологический аппарат диагностики последствий травматического стресса;

· основные понятия об экстремальных состояниях физиологического и психофизиологического уровней;

· диагностические критерии острых и посттравматических стрессовых расстройств, ранние и отсроченные последствия различных видов психической травматизации, посттравматические личностные изменения;

· механизмы психической адаптации, сопровождающей пограничные психические расстройства, клинические особенности и профилактику основных форм пограничных психических расстройств;

· основные направления, формы, методы психологической работы с личным составом профессиональных контингентов МЧС России;

уметь:

· разграничивать психическую норму и патологию на основе накопленных теоретических знаний и навыков исследовательской работы; разграничивать психологические феномены и психопатологические симптомы;

· применять полученные знания и навыки в практической деятельности для решения задач стоящих перед психологической службой МЧС России;

· оказывать психологическую помощь при острых и отсроченных реакциях на стресс;

· выявлять психотравматическую проблематику в смежных отраслях науки и практики;

· анализировать информацию и самостоятельно работать с литературными источниками в рамках психологии посттравматического стресса;

· объяснять различные психические явления с использованием полученных знаний;

иметь представление:

· об основных актуальных проблемах и достижениях в области психологии посттравматического стресса;

· об основных направлениях и содержании психологической работы с пострадавшими в результате ЧС различного характера и специалистами профессиональных контингенте МЧС России;

· о функциях, методах работы и взаимодействии государственных служб, научных центров, профессиональных и образовательных объединений специалистов в данной области науки;

· о ведущих научных и научно-популярных периодических изданиях и научных школах в этой области знаний.

В процессе обучения студенты должны приобрести навыки научно-исследовательской работы, научиться работать с научной литературой, для чего предусмотрено написание рефератов.

Контроль за успеваемостью студентов проводится с целью определения уровня их теоретической и практической подготовки. В процессе контроля обращается особое внимание на овладение практическими навыками. Итоговый контроль осуществляется путем сдачи экзамена.

Организационными формами изучения дисциплины являются лекции, семинарские и практические занятия. Часть учебного материала планируется для самостоятельной работы в соответствии с разрабатываемыми методическими рекомендациями.

Дисциплина имеет объем 102 часа, из которых на проведение лекций отводится 22 часа, семинарских занятий – 16 часов, практических занятий – 20 часов и самостоятельную работу – 42 часа.

Формой итогового контроля является зачет на 4 курсе.

Программа слушателей заочной формы обучения рассчитана на 102 часа. На проведение лекций отводится – 6 часа, семинарских занятий – 2 часа, практических занятий – 2 часа, самостоятельной работы – 88 часов.

Формой итогового контроля является зачет на 4 курсе.

Распределение объема часов по видам учебных занятий приведено в тематических планах. Практические занятия проводятся двумя преподавателями. Вариативность образовательного процесса реализуется посредством изменения количества часов, отводящихся на изучение отдельных тем, их объединением, а так же выполнением самостоятельных работ по тематике, предусмотренной в данной программе.

Самостоятельная работа предполагает самостоятельное изучение отдельных вопросов программы, обобщение и расширение информации, полученной на лекциях и других видах учебных занятий, определение места полученных знаний в своей будущей профессии.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № 1

по дисциплине «Психология посттравматического стресса»для очнойформы обучения. Общее количество часов — 102, аудиторных занятий — 60 часов, самостоятельная работа — 42 часа.

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ Распределение учебного времени в часах по видам учебных занятий
Всего Лекции Семинары Практич. занятия Контр. раб. Зачет Самост. работа
Тема 1. Стресс и посттравматический стресс: соотношение понятий. Адаптация и дезадаптация.      
Тема 2. Психогенные расстройства при стихийных бедствиях и катастрофах. Паника.      
Тема 3. Социально-стрессовые расстройства.        
Тема 4. Острое и посттравматическое стрессовые расстройства (ОСР и ПТСР). Теоретические модели и диагностические критерии.      
Тема 5. Диссоциация и посттравматический стресс. Посттравматические личностные расстройства.    
Тема 6. Психологическая диагностика ОСР и ПТСР.      
Тема 7. Принципы психологической профилактики, коррекции и психотерапии последствий травматического стресса.    
Тема 8. ПТСР у участников военных действий и у лиц профессий экстремального профиля.    
Тема 9. Особенности посттравматического стресса у детей.    
Тема 10. Психологические последствия насилия у женщин.    
Зачет            
Всего: +

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № 2

по дисциплине «Психология посттравматического стресса»для заочной формы обучения. Общее количество часов — 102,

аудиторных занятий — 14, самостоятельная работа — 76.

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ Распределение учебного времени в часах по видам учебных занятий
Всего Лекции Семинары Практич. занятия Контр. раб. Зачет Самост. работа
Тема 1. Стресс и посттравматический стресс: соотношение понятий. Адаптация и дезадаптация.        
Тема 2. Психогенные расстройства при стихийных бедствиях и катастрофах. Паника.          
Тема 3. Социально-стрессовые расстройства.          
Тема 4. Острое и посттравматическое стрессовые расстройства (ОСР и ПТСР). Теоретические модели и диагностические критерии.        
Тема 5. Диссоциация и посттравматический стресс. Посттравматические личностные расстройства.          
Тема 6. Психологическая диагностика ОСР и ПТСР.        
Тема 7. Принципы психологической профилактики, коррекции и психотерапии последствий травматического стресса.      
Тема 8. ПТСР у участников военных действий и у лиц профессий экстремального профиля.          
Тема 9. Особенности посттравматического стресса у детей.          
Тема 10. Психологические последствия насилия у женщин.          
Зачет      
Всего: +

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМА 1. Стресс и посттравматический стресс: соотношение

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.