Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КОЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ БУДУЩЕГО СОСТОЯНИЯ



 

5.1. Миссия центра:

- По отношению к обучающимся:

Удовлетворение актуальных потребностей обучающихся среднего подросткового возраста в эмоционально-окрашенной, разнообразной по форме и содержанию, активной творческой деятельности, способствующей их самоутверждению.

Удовлетворение актуальных потребностей обучающихся старшего подросткового возраста в личностно-ориентированном дополнительном образовании, позволяющем обеспечить эффективное предметное и личностное развитие, способствовать профессиональному самоопределению, основанному на внутренней мотивации.

- По отношению к педагогическому коллективу центра:

Предоставление педагогам возможности свободной творческой работы на основе своих профессиональных интересов. Оказание помощи в совершенствовании педагогического мастерства, повышении уровня квалификации и образования. Стимулирование и поощрение профессиональной и творческой деятельности, направленной на максимально полное удовлетворение интересов и потребностей воспитанников.

- По отношению к родителям обучающихся:

Способствование сохранению (становлению) психологического здоровья детей, развитию их познавательных интересов, творческих и интеллектуальных способностей, коммуникативных, социальных, информационных и иных компетентностей. Активизация процессов самопознания, самоопределения и саморазвития детей.

5.2. Дидактические принципы обучения.

1. Принцип гибкости и динамичности. Этот принцип обеспечит обучающемуся выбор, создание и реализацию индивидуальной траектории получения образования, приобретения навыков и умений. Данный принцип будет проявляться в структуризации УВП, комплектовании групп, учете стартового уровня образования, уровне требований к результатам обучения по программам, гибких временных рамках обучения .

2. Принцип модульности. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Предполагается значительную часть дополнительных образовательных программ представить в виде совокупности независимых курсов – модулей. Это позволит перевести обучение на субъект-субъектную основу, формировать учебные программы, отвечающие индивидуальным или групповым потребностям.

3. Принцип интерактивности. Интерактивность отражает одну из фундаментальных характеристик процесса обучения – взаимовлияние. Она рассматривается и как оценка самих коммуникационных технологий, и как критерий качества и эффективности образовательных программ.

4. Принцип интенсификации. Под интенсификацией понимается следующее : «интенсификация – не увеличение объема передаваемой информации, ее спрессовывание, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но и личностной и социальной активности».

5.3. Средовый подход.

Образовательная среда - естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение обучающегося, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать его продуктивную деятельность.

Образовательное содержание учебного предмета в средовом подходе не передаётся обучающемуся напрямую, а «выращивается» у него в ходе учебной деятельности: при изучении образовательных объектов, коллективной коммуникации, сопоставлении полученных результатов с культурно-историческими аналогами и т.д.

Согласно средовому подходу содержание образования обучающегося трактуется как средство его собственного самопроявления (Н.М.Борытко, В.А.Ясвин). Способы конструирования содержания образования в этом случае отличаются от традиционных. Например, не требуется изначального задания полного объёма планируемого содержания образования, поскольку предполагается, что каждый обучающийся конструирует и создаёт в результате деятельности внутреннее содержание образования, отличающегося от внешне заданного.

Средовый подход к конструированию содержания образования становится актуальным сегодня в связи с развитием глобальных электронных сетей, образовательных Интернет-массивов, телекоммуникационных технологий.

Средовый подход особенно важен при организации УВП, ориентированного на детей младшего и среднего школьного возраста.

Основные характеристики творческого мышления,

формируемого образовательной средой

Мышление (как процесс адекватного восприятия информации и создания новой информации путем комбинирования имеющейся, то есть получения нового знания) в той или иной мере включает обыденное, рационально-логическое и эмоционально-образное мышления.

Два последних являются компонентами так называемого научного мышления, характеризуемого:

- различением видимости и сущности явления, объекта познания;

- установлением причинно-следственных связей;

- вариативностью планов анализа;

- пониманием вероятностно-статистического характера анализа фактов и получаемых знаний;

- использованием формальных мысленных моделей изучаемых объектов;

- использованием мысленных экспериментов с имитационными моделями;

- признанием достоверности результатов мышления (знаний), если эти результаты могут быть повторно получены независимыми экспертами в натурных или мысленных экспериментах;

- непротиворечивостью (дополнительностью) получаемого нового знания, как продукта мышления, ранее известным представлениям и знаниям;

- способностью выявления элементов подлинной новизны, оценивания их без предвзятости, когда принимаются новые знания и идеи без различения их носителей;

- постоянной готовностью к обновлению научных теорий, методов и оценок;

- потребностью включения в круг рассмотрения и решения конкретных научно-практических задач новых современных знаний;

- способностью формулировать запросы на получение дополнительных данных, информации и знаний.

Психолого-педагогические особенности руководства творчеством

Творчество в рамках учебного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у М. Монтессори - помоги мне сделать это самому.

Именно парадоксальность творческого мышления и деятельности мешает устранению из воспитательно-образовательного процесса большого ряда негативных явлений, например, таких:

- бесконечного монолога преподавателя, а общение должно быть диалогическим и предполагать высокую познавательную активность детей и подростков;

- манипулирования сознанием и поведением детей, жесткого диктата действий и тем более "правильных" знаний; засилия репродуктивного способа представления знаний и инструкций типа "делай как я", "творчеством правильно надо заниматься так";

- одержимости, то есть стремления добиться одинаковых и высоких результатов творчества от всех учащихся, так как у учащегося есть право даже не успевать по конкретному предмету или иметь весьма скромные результаты;

- глупости, то есть стремления "передать" как можно больший объем знаний и информации о творчестве, подмены допрофессионального образования усеченным профессиональным, культивировать насильственное изобретательство, использовать методики, адресованные, например, инженерам; введение контроля знаний по основам творческой деятельности проведением контрольных, опросов и т.п.;

- скуки, то есть постоянного темпа и способа преподавания, однотипной деятельности, монотонного записывания под диктовку, безэмоционального вещания преподавателя и др.

Эффективность воспитательно-образовательного процесса следует оценивать по степени делегирования полномочий управления образовательным процессом от педагога к обчающемуся. Другими словами, должно оцениваться изменение отношений в образовательной среде на субъект-субъектные, когда педагог не учит, а учится вместе с обучающимися создавать новые знания как истинный результат продуктовой познавательной творческой деятельности.

Рациональное педагогическое мышление при руководстве творчеством должно постоянно находиться в поиске ответов на вопросы, которые обладателям консервативного мышления могут показаться второстепенными, однако именно такие ответы дают ориентиры для практической профессиональной деятельности. Таким образом, даже умение задавать себе вопросы становится признаком критического осмысления своей профессиональной деятельности.

Творческая деятельность должна показать эффективность информационных технологий в образовании, когда информация и знания могут быть восприняты индивидуально, самостоятельно и при минимальном участии педагога. Творчество помогает обучающимся осознать, что в образовании информация и знания не столько должны передаваться, сколько со-здаваться, со-творяться и присваиваться обучающимися; что целью образования должно стать воспитание умения учиться как потребности в развитии и самосовершенствовании, как потребности действовать разумно.

Занятия творчеством показывают учащимся пути выхода из плена детерминированного "правильного" знания в содержании образования, когда как очевиден вероятностно-статистический характер современного знаниевого пространства.

Открытость педагогического мышления предполагает видение проблем. Так, например, парадоксальность мышления часто руководит стремлением увеличить нагрузку обучающихся как залог улучшения качества образования, что, например, проявляется в увеличении объёма "творческих" заданий и задач. Однако уменьшение нагрузки должно быть объектом педагогического мышления.

Очевидно, что творчество обучающихся и руководство им вступают в противоречие со столь распространенной предметно-классно-урочной системой преподавания.

Следует накопить опыт создания учебников и различных учебных пособий, предполагающих самостоятельную учебную работу обучающихся в своем темпе, режиме, на выбираемом уровне трудности. Нагрузка будет уменьшена, если будет усилена и активизирована самостоятельная познавательная деятельность, успешность которой оценивается выполнением самостоятельных работ и заданий, рефератов, проектов, их обсуждениями и защитами, тестами.

Резервом уменьшения нагрузки должно стать увеличение эмоционально-образного (сегодня же основой является вербальный рационально-логический) способа представления, передачи и восприятия учебного материала средствами учебных видео- и аудио-фильмов, мультимедийной компьютерной поддержки, современных технических средств обучения.

Творчество в учебном процессе должно обслуживать методологическое образование, то есть давать опыт учиться непрерывно и самостоятельно. В творчестве открываются возможности для соединения, образно говоря, ума и рук, рук и ума, образованности и практического опыта обучающихся, даже приобретенных вне образовательного учреждения..

Параметры образовательной среды,

способствующей развитию способности обучающихся к творчеству

Однозначно следует принять, что способность обучающихся к творчеству может развиваться в определенной среде, при целенаправленном создании условий. Ограничимся лишь некоторыми параметрами образовательной среды, способствующими развитию способности к творчеству:

- обеспечение удивления и интереса на таком уровне, чтобы обучающийся после учебного дня захотел поделиться познанным с родителями, близкими и друзьями;

- информационное обеспечение учащихся в области научно-технического и художественного творчества, изобретательства;

- разработка и создание пакетов индивидуализированных заданий на каждое занятие (желательно на бумажных носителях в необходимом количестве экземпляров), носящих эвристический характер и предполагающих творческую активность обучающихся;

- представление типовых блоков эвристических вопросов для последующего использования их в качестве опорных в структуре содержания учебной информации и контрольных испытаний успешности познавательной деятельности;

- использование учебных видеофильмов (в том числе на компьютерах) с постановкой эвристических вопросов и последующим групповым обсуждением просмотренного;

- предложение учащимся написать эвристические сочинения по определенной тематике с представлением своих суждений, оценок, взглядов по существу вопроса;

- организация представлений, обсуждений и защит эвристических сочинений;

- стимулирование проектной деятельности учащихся и выполнение учебных проектов разной сложности;

- усиление межпредметных связей с пройденными и будущими образовательными программами;

- практикование ответов на "открытые вопросы" (любые, обо всем, что учащихся интересует) по тематике, близкой к учебному материалу;

- организация дискуссий, деловых игр и др. ;

- завершение каждого занятия ответами на возникшие вопросы при обязательном достижении их появления у обучающихся;

- расширение банков различной информации, предоставляемой учащимся в качестве дополнительной;

- применение различных психологических тестов креативности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.