Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



 

Конечной целью любого педагогического процесса является ребенок, результативностью любого педагогического процесса, следовательно, является изменение конкретных характеристик обучающихся. Существенными достижениями в работе центра в течение 3-х лет можно считать следующие факты:

1. За три последних учебных года количество обучающихся центра планомерно росло. С 2007 по 2010 гг. наблюдается рост количества обучающихся младшего и среднего школьного возраста. (Приложение)

2.Состав групп предметной направленности стал гораздо многообразнее по числу представленных в них школ. С 2007 по 2010 гг. количество представляемых обучающимися центра школ выросло с 47 до 65.

Это свидетельствует о росте авторитета центра “Эрудит” в районе, в среде учителей общеобразовательных учреждений.

3. За три года количество групп третьего года обучения выросло с 38 (2007-2008 уч.г.) до 61 (2009-2010 уч. г.). Таким образом, почти все курсы предметной направленности, реализуемые в центре, представляют собой целостные трехгодичные сквозные курсы.

4. Уровень сохранности контингента достаточно стабильный, 80-90 % в целом по центру.

5. Из года в год увеличивается количество обучающихся, награжденных по итогам года похвальными грамотами за результативное и системное обучение в центре. Так, по итогам 2005-2006 уч. года награждены 52 обучающихся, по итогам 2009-2010 года - 74.

6.Высока результативность участия обучающихся в предметных олимпиадах городского, областного и российского уровней (Приложение).

7. Наблюдается стабильность результатов участия обучающихся в научно-практических конференциях разного уровня (Приложение).

Динамика характеристик выпускников

1. Увеличилось количество выпускников, награжденных рекомендательными письмами для поступления в вуз: 46 в 2006 году и 59 в 2010.

2. Наблюдается тенденция повышения разницы между значениями уровней интеллекта и креативности на начало и конец обучения в центре, что свидетельствует о повышении эффективности учебно-воспитательного процесса (Приложение).

3. Высокий уровень предметных знаний демонстрировали на момент поступления лишь 25 % обучающихся, 77% выпускников подтвердили высокий уровень предметных знаний на момент окончания обучения в центре (стали победителями и призерами олимпиад разного уровня).

4. 100 % выпускников 2010 г. указывают в рефлексивных анкетах на существенные изменения в качестве знаний и личностных характеристиках, произошедших благодаря обучению в центре (Приложение).

Этим результатам способствовали следующие достижения образовательного процесса:

1. Образовательные программы центра актуальны для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Предлагаемые формы организации деятельности детей являются оптимальными для каждого школьного возраста. Об этом свидетельствуют следующие факты:

- после окончательного выбора вновь поступающие обучающиеся распределяются примерно следующим образом: 1 секцию посещает 31% обучающихся центра, 2 секции – 49%, 3 секции – 16%, 4 секции – 2%.

- 33% обучающихся меняют свой выбор (пробуют ходить в 2-3 секции, останавливаются на 1-2 и т.д.).

Таким образом, основная часть обучающихся максимально использует возможности, предоставляемые центром: возможность многократных проб в разных предметных областях, возможность свободного перехода из секции в секцию, возможность совмещать обучение в разных предметных секциях.

2. В настоящее время учебно-воспитательный процесс центра обеспечивает комплексное решение следующих педагогических задач: повышение уровня предметных знаний, формирование навыков научно-исследовательской деятельности, психологическое образование и гармоничное личностное развитие каждого обучающегося.

3. В центре выстроена система повышения квалификации и профессионального мастерства администрации, методистов, педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов.

4. Уровень квалификации педагогического коллектива центра остается стабильно высоким в течение трех последних лет. Увеличилась за три года суммарная доля педагогов первой и высшей категории. Необходимо отметить, что все педагоги, имеющие ученую степень, работают в центре с момента его открытия, т.е. более 10 лет.

5. Инновационная деятельность играет ведущую роль в совершенствовании учебно-воспитательного процесса центра и позволяет концентрировать кадровые, методические, материальные ресурсы и направлять их на решение стратегических задачразвития центра.

6. Высокая результативность деятельности центра во многом определялась системной работой по методическому оснащению учебно-воспитательного процесса. Из 21 программы, реализуемой в центре «Эрудит», 20 – авторские (Приложение, стр.)

7. В настоящее время по этим программам работают не только сами авторы, но и вновь приходящие педагоги. Растет в сравнении за три последних года. качество создаваемой учебно-методической продукции

8. Наблюдается положительная динамика показателей личностного роста педагогов, увеличивается количество педагогов, ориентированных на постоянное саморазвитие и самосовершенствование.

9. Сложилась и совершенствуется комплексная система выявления детей с повышенными

познавательными потребностями и привлечения их в центр.

10. Выстроена и результативно реализуется системная работа с родителями (Приложение).

11. Открытые целевые программы - городские мероприятия, организуемые центром (их количество увеличилось за 3 года с 40 до 144), способствуют укреплению и росту авторитета центра в городской образовательной среде и городе в целом.

12. Все более эффективно работает созданная в 2002 году психолого-социально-педагогическая служба.Основные направления: профилактическое, развивающее, диагностическое и индивидуальное консультирование. В течение 2006-2010 гг. службой разработан пакет диагностических методик, опросников, который используется службой планомерно в течение учебного года, что позволяет отслеживать текущее состояние и тенденции развития центра, выстраивать долгосрочные планы и определять стратегические задачи (Приложение).

13. В настоящее время центр осуществляет сотрудничество с 65 муниципальными общеобразовательными учреждениями ( в 2006 г. – с 47 учреждениями). Важно, что администрация центра проводила и проводит политику сотрудничества, которая способствует формированию доверительного отношения к центру, что позволяет в настоящее время консолидировать усилия (с общеобразовательными учреждениями) для реализации единых задач обучения и воспитания.

Кроме того центр продолжает активно сотрудничать с вузами города, учреждениями культуры, учреждениями специальной направленности /Приложение, стр. /, что обогащает учебно-воспитательный процесс.

Успехи в работе центра были достигнуты благодаря следующим условиям:

1. В центре создана благоприятная для творческой работы атмосфера

доброжелательности, но в тоже время требовательности к соблюдению определенных правил и традиций, сложилась практика системного свободного и доверительного профессионального общения педагогов с администрацией и службами центра..

2. В центре создана библиотека по многим направлениям (педагогика, психология, предметные области), видеотека, за последние три года - медиатека. Имеется для использования в УВП компьютерная техника, проекционное оборудование в каждом структурном подразделении центра..

Анализ соответствия материальной базы центра образовательным задачам по каждой направленности представлен в Приложении.

3. В течение трех последних лет в центре реализована Программа информатизации (Приложение).

4. Активно используются возможности СМИ. Систематически издаются рекламные материалы, выходят статьи в городских газетах. Опыт работы центра распространяется в различных печатных изданиях на разных уровнях (Приложение).

5. Высокая результативность деятельности центра обеспечивается сложившейся эффективной системой управления (Приложение). Существенной ее особенностью, по сравнению с большинством учреждений дополнительного образования, является наличие научно-методического совета, который, наряду с педагогическим советом, обеспечивает теоретическую, методическую основу всех инновационных процессов в центре. Особое место в представленной выше структуре управления занимают кафедры центра (Приложение)/.

6. Администрация центра в настоящее время имеет возможность материального стимулирования лучших педагогов (Положение об установлении компенсационных и стимулирующих выплат к должностным окладам работников МОУДОД ЦТРГО «Эрудит»).

Несмотря на высокую результативность деятельности в течение последних трех лет, в центре существуют определенные педагогические, организационные и др. проблемы.

О существовании серьезных проблем свидетельствуют следующие факты:

1. Продолжается тенденция снижения уровня интеллектуальных и творческих способностей поступающих в центр учащихся 7 - 8-ых классов общеобразовательных учреждений. Если не учитывать эту тенденцию, негативные последствия (прежде всего «отсев» значительной части поступающих в центр детей по причине завышенного уровня сложности программ) будут усугубляться из года в год.

2. Анализ результатов анкетирования показывает, что количество детей, желающих посвятить свободное время познавательной деятельности, ежегодно уменьшается. Даже у младших школьников процесс приобретения новых знаний, умений, навыков занимает лишь 4-ую позицию после необходимости развития активности, общительности и ответственности; развитие творческих способностей – 6-ую, а развитие умственных способностей – 8-ую.

3. Результаты диагностического исследования свидетельствуют о наличии проблем психологического характера у большинства обучающихся центра старшего и среднего школьного возраста: на 1 месте - проблемы физического и психического здоровья, на 2 месте - проблемы профориентации, на 3 месте - трудности в учебе, на 4 месте - проблемы общения.

4. По-прежнему остаётся неудовлетворительной стабильность посещаемости обучающихся (при хорошей сохранности контингента). Только 36 % учащихся 7-9 классов и 59 % учащихся 10-11 классов практически не пропускают занятия, остальные же обучающиеся допускают достаточно частые пропуски занятий (по разным причинам), что, безусловно, снижает эффективность обучения.

5. Только 18 % обучающихся отмечают, что общение со сверстниками, педагогами является доминирующим мотивом при посещении центра. Для большинства обучающихся этот мотив не является существенным, хотя разноаспектные проблемы в общении (по результатам исследований) имеют 62 % обучающихся.

6. Анкетирование обучающихся, а также наблюдения за их поведением выявило определенные тревожные недостатки воспитания: нетерпимость, агрессивность и др. Таким образом, проблемы воспитания, формирования ценностных ориентаций в центре пока не получила полного решения.

7. Не удовлетворены полностью запросы обучающихся (результаты анкетирования выпускников):

- не достаточны технические возможности для предоставления обучающимся в центре возможностей самостоятельной работы с разными видами информации;

- не удовлетворяется в центре в полной мере потребность обучающихся в информации глобального характера, касающейся мироустройства, миропонимания.

Перечисленные выше проблемы в работе центра можно объяснить следующими недостатками учебно-воспитательного процесса:

1. Преобладание в педагогической практике большинства педагогов центра традиционных технологий обучения, однообразных форм занятий, недостаточный учет возрастных особенностей детей, недостаточная степень активности обучающихся на занятиях, не использование в полной мере имеющихся технических средств обучения.

2. Использование не всеми педагогами центра системы дифференциации обучения (уровень предметной подготовки учащихся не одинаков: необходимы дифференциация и индивидуализация; ориентация педагога на “среднего” обучающегося ведёт к «потере» как сильных, так и слабых обучающихся), личностно-ориентированного подхода (излишняя академичность преподавания отдельных курсов, недостаточное внимание аспектам коммуникации педагога и учащихся фиксируется у 33 % педагогов).

3. .Недостаточный уровень эффективности системы психологического сопровождения и поддержки субъектов образовательной среды.

4. Низкая эффективность реализации плана маркетинга и работы со СМИ.

Имеющиеся проблемы в работе центра определяются следующими условиями:

1. Недостаточный уровень разработки УМК по ряду курсов. (отсутствует система использования заданий открытого типа, мини-проектов в рамках учебных курсов, содержание занятий не всегда носит творческий характер, что снижает интерес обучающихся к занятиям в центре).

2. Низкая продуктивность использования творческого потенциала педагогов при планировании работы центра, научно-методического совета (его роль зачастую сводится к оценке идей, предлагаемых администрацией, психологами центра, инициатив внешних организаций)

3. Отсутствие системы эффективного взаимодействия всех структурных звеньев в системе управления.

4. Низкий уровень привлечения внебюджетных средств (неэффективность работы как администрации центра, так и Попечительского совета)

5. Низкая активность участия родителей в УВП центра, недостаточная продуктивность работы Совета центра, родительского комитета

6. Недостаточное количество компьютеров, используемых в УВП в структурном подразделении на базе МОУ№ 28 (затрудняет использование медиатеки, ограничивает возможность пользования Internet).

Таким образом, при определении стратегии развития центра в свете контекста Программы модернизации российского образования, Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», анализа деятельности учреждения за последние 3 года должны стать ключевыми следующие вопросы:

- Выявление и предметный рост одаренных учащихся школ города;

- Сохранение физического и психологического здоровья обучающихся центра;

- Модернизация и модификация основных блоков учебных программ и самих программ с пополнением УМК к ним;

- Совершенствование и поиск новых форм работы с субъектами образовательного процесса центра;

- Привлечение дополнительных источников финансирования;

- Модернизация МТБ центра.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.