Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эволюция авторского права



Венецианское авторское право. Моральные или личные неимуществен­ные права авторов стали естественным образом признаваться с появлени­ем письменности и письменных литературных произведений. Что касается жономических или исключительных прав авторов, то они стали косвенным образом признаваться только после изобретения печатной технологии И. Гуттенбергом в 1440 г. и становления полиграфической промышленно­сти в ряде европейских стран.

Главная причина возникновения исключительных прав на произведе­ния связана с ущербом, наносимым издателям от того, что их книги пере­печатывали другие лица. Венецианская республика в 1476 г. приняла Указ о патентах или привилегиях, который распространялся на некоторые тво­рения человеческого разума, в частности на изобретения и книги.

Считается, что исключительное авторское право возникло 3 января 1491 г., когда была выдана первая привилегия на книгу «Phoenix», автором которой был юрисконсульт Петр из Равенны. Содержание этой привиле­гии свидетельствует о том, что она защищала не права автора, а интересы издателя, которому автор разрешал опубликовать свое произведение: «по­велевается, чтобы никто не осмеливался в городе Венеции и во всех под­властных нам славных владениях печатать или продавать напечатанные экземпляры сказаннаго сочинения»'.

Другими словами, автор обладал правом разрешать публикацию произ­ведения, но после такого разрешения право на публикацию произведения пе­реходило к издателю. В случае нарушения запрета на перепечатку книг к нарушителям применялись меры наказания: конфискация всех экземп­ляров книги и штраф за каждый экземпляр книги.

Такие меры охраны могли косвенно защитить интересы автора, если кроме суммы от продажи рукописи он мог получать долю выручки от прода-


 


1 См.: Oliver R. Communication and Culture in Ancient India and China. N.Y., 1971. P. 21; Bettig R. V. Copyright Culture: The Political Economy of Intellectual Property. Westview Press, 1996. P. 12.


Канторович Я. А. Авторское право. Пг., 1916. С. 10—11.


54 • Глава 2. Авторское право


§ 2.2. Эволюция авторского права • 55


 


жи книг. Если же эта доля не предусматривалась, то автор был даже заинте­ресован в перепечатке своих книг, поскольку она позволяла продавать ко­пии по более низким ценам и способствовать большим объемам продаж и рекламе автора.

Привилегии Венецианской республики предоставляли издателю право на один из видов использования произведения — право на воспроизведение. Сам же автор никакими правами не наделялся. Другими словами, с самого начала система исключительного авторского права служила интересам пра­вообладателей, а не авторов.

Привилегии содержали важный элемент, который впоследствии по­стоянно использовался для обоснования необходимости изменения зако­нодательства в интересах правообладателей. Речь идет о лицемерной заботе об интересах авторов. Обратим внимание на следующие слова: «знатный юрисконсульт по имени Петр из Равенны, читающий каноническое право, почтительно заявил, что в течение всей своей жизни употребил весьма много старания и труда... посему смиренно просил, дабы запрещено было другим со­бирать плоды его трудов и бессонных ночей». Однако, несмотря на все стара­ния и труды, не автор, а издатель получил право на издание книги. Труд и бессонные ночи автора убедили дожа наделить исключительными правами издателя.

Все последующие века при любом изменении законодательства тяже­лый творческий труд авторов всегда использовался для предоставления все больших и больших прав тем, кто смог получить права на авторские произ­ведения.

Еще одна важная особенность привилегий заключалась в том, что они преследовали политические и экономические цели. С одной стороны, госу­дарство выполняло цензурные функции, не допуская к изданию произве­дения, которые могли представлять опасность для государства и церкви. С другой стороны, государство и его доверенные лица были заинтересова­ны в издании произведений, поскольку полиграфическая промышлен­ность была высокоприбыльной отраслью производства.

Английское авторское право. Перепечатка книг затронула все страны, в которых полиграфическая промышленность получила широкое развитие. Модель защиты интересов издателей, выработанная Венецианской рес­публикой, получила развитие в Англии. В 1709 г. был принят, а в 1710 г. вступил в силу Статут Анны, который не вполне обоснованно считают первым в мире законом об авторском праве.

В преамбуле к Статуту отмечалось, что многие лица выпускают книги без разрешения авторов или собственников, вследствие чего последним наносится значительный ущерб вплоть до полного разорения. Используя уже известные лицемерные обоснования (поощрение просвещения и «по­буждения ученых мужей к писанию полезных книг»), закон устанавливал правовую охрану изданных книг от перепечатки. Нарушение закона влек­ло такие же меры, что и в Венецианской республике — конфискация неза­конной (контрафактной) продукции и большие штрафы.


Помимо сходства с моделью охраны Венецианской республики, Ста­тут Анны содержал новые нормы охраны.

Книги становились охраняемыми при условии их внесения в реестр гильдии книгоиздателей. Закон устанавливал право издателя на опублико­ванное произведение на 14 лет с момента его регистрации. По истечении 14 лет права на издание переходили к автору на 14 лет '. Другими словами, автор мог получить права на свое произведение только спустя 14 лет после его регистрации и опубликования. Эти права автор мог затем уступить любо­му иному лицу. Когда указанные выше сроки истекали, авторское право прекращалось и произведение становилось общественным достоянием, т. е. его можно было свободно использовать без каких-либо разрешений и огра­ничений.

Статут вводил ограничения цен на книги ради общественных интере­сов. Например, если издатель устанавливал слишком высокие цены, спе­циальная организация могла снизить цены для того, чтобы книги были доступны читателям.

Английская модель авторского права не признавала личные неиму­щественные права авторов до 1988 г.

Принципы Статута Анны положены в основу законов об авторском праве в Британском содружестве наций и в США, где Закон «Об авторском праве» вступил в силу в 1790 г.

Наибольшие изменения Закон США претерпел в 1909 г., в соответ­ствии с ним авторское право возникало с момента регистрации и депони­рования произведения. Обязательная регистрация и депонирование сдела­ли Библиотеку Конфесса США богатейшим собранием опубликованных и неопубликованных произведений.

После вступления США в 1989 г. в члены Бернского союза Закон «Об авторском праве» был изменен для его соответствия Бернской конвенции, запрещающей любые формальности (регистрацию и депонирование) для возникновения авторского права. Значительные дополнения в законода­тельство об авторском праве США введены в 1998 г.2

Французское авторское право. Новая модель авторского права сложи­лась во времена Великой французской революции3. В 1791 г. был принят Декрет о праве на постановку и исполнение драматических и музыкальных произведений, а в 1793 г. — Декрет о праве собственности авторов на лите­ратурные произведения, композиторов, живописцев и рисовальщиков. За­прещалась перепечатка или воспроизведение произведений литературы и искусства в течение жизни автора, а наследники и другие правопреемники

1 См.: Риверс Т. Справочник для вещателей о владении, приобретении, освобожде­
нии, взыскании и административном управлении. Лондон: ЕСВ-АКТ, 1998. С. 22.

2 См.: The Digital Millennium Copyright Act of 1998, Public Law No 105-304, 112 Stat.
2869 (Oct. 28, 1998).

3 См.: Дюма P. Литературная и художественная собственность: авторское право
Франции. М.: Международные отношения, 1989. С. 14.


56 • Глава 2. Авторское право


§ 2.2. Эволюция авторского права • 57


 


могли пользоваться авторским правом в течение 10 лет после смерти автора.

Французское авторское право ввело принцип автоматической охраны, который означал независимость правовой охраны от каких-либо формаль­ностей, т. е. авторское право возникает с момента создания произведения, а не с момента его регистрации и вне зависимости от того, было ли про­изведение опубликовано, обнародовано или доведено до всеобщего сведе­ния. Внешне демократичный принцип автоматической охраны породил трудности для автора, поскольку нужно было убедить суд в своих правах на произведение, которое было использовано без разрешения. Доказывание авторства оказывалось во многих случаях очень сложным, а иногда и не­возможным.

Французская модель авторского права признала личные неимущест­венные права, которым придан вечный и неотчуждаемый характер. Все ав­торское право признано естественным правом человека. Кроме того, фран­цузское законодательство впервые в мире признало принцип национального режима.

Французская доктрина авторского права оказала влияние на законода­тельное становление авторского права в других странах и нашла отражение в Бернской конвенции.

Бернская конвенция. В середине XIX в. были заключены двусторонние и многосторонние межгосударственные договоры о взаимной охране ав­торского права и возникла потребность в унификации системы охраны. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произве­дений, заключенная 9 сентября 1886 г. в Берне и вступившая в силу 5 де­кабря 1887 г., стала первым международным договором в области автор­ского права. Техническое совершенствование методов использования произведений требовало изменений Конвенции, которая пересмат­ривалась в 1896, 1908, 1914, 1928, 1948, 1967, 1971 и 1979 гг. Страны, участ­вующие в Конвенции, образуют Бернский союз. Административные функции в отношении Бернской конвенции выполняет ВОИС.

В 1979 г. в Бернскую конвенцию введен Дополнительный раздел для привлечения в ее члены развивающихся стран. Принципы конвенции под­тверждены в Соглашении ТРИ ПС. Российская Федерация является чле­ном Бернского союза с 13 марта 1995 г.

Всемирная конвенция об авторском праве. В 1928 г. Лига Наций предложила унифицировать законодательство об авторском праве в раз­личных странах, поручив разработку предложений Институту интеллекту­ального сотрудничества, правопреемником которого после Второй миро­вой войны стала ЮНЕСКО. В 1952 г. в Женеве Межправительственная конференция по авторскому праву приняла Всемирную конвенцию об ав­торском праве, которая вступила в силу 16 сентября 1955 г. В 1971 г. была принята и в 1974 г. вступила в силу новая редакция Всемирной конвенции об авторском праве.


Всемирная конвенция содержит положения, которые в большей мере соответствуют интересам развивающихся стран, чем положения Бернской конвенции. Тем не менее ВОИС сделала все возможное, чтобы ослабить влияние Всемирной конвенции об авторском праве.

Соглашение ТРИПС. Это Соглашение является приложением 1С Ма-ракешского соглашения, учредившего Всемирную торговую организа­цию. Соглашение подписано 15 апреля 1994 г. и вступило в силу 1 янва­ря 1995 г.

Создание ВТО инициировано США и другими экономически разви­тыми странами для достижения мирными средствами целей, которые ра­нее достигались военным путем. С этой целью используется принцип гло­бализации мировой торговли, якобы соответствующий интересам всех стран. Однако действительная цель глобализации захват и контроль то­карных и ресурсных рынков развивающихся стран и стран с переходной эко-i номикой.

В сфере интеллектуальной собственности цель глобализации — расчист­ка рынков развивающихся стран и стран с переходной экономикой для Товаров, в которых воплощены объекты интеллектуальной собственности, I и обеспечение интересов своих правообладателей любыми средствами, в том числе «без суда и следствия». В ТРИПС под «обеспечением» понима­ются действия лиц ex officio (по должности), которые решают, что про-I изошло нарушение прав на интеллектуальную собственность, и принимают «эффективные и срочные меры» по их предотвращению. Однако в консти-[ туциях большинства стран такие действия «без суда и следствия» запреще-I ны. Тем не менее именно такие незаконные действия получают все большее Распространение.

Следует отметить то обстоятельство, что большинство разработчиков Соглашения ТРИПС, за исключением представителей развитых стран, не | являлись специалистами в области интеллектуальной собственности1 и по-ному неудивительно, что Соглашение ТРИПС оказалось созданным спе­циалистами США и их союзников.

Договор ВОИС по авторскому праву. Нормы Соглашения ТРИПС в отношении объектов авторского права не были новыми, поскольку они уже существовали в региональном и национальном законодательстве. Бо­лее того, Соглашение не смогло предвидеть последствий, связанных с цифровыми технологиями. Попытка решить некоторые из этих проблем предприняты Дипломатической конференцией ВОИС по некоторым во­просам авторского права и смежных прав (2—20 декабря 1996 г.), которая приняла Договор ВОИС по авторскому праву (ДАП)\ вступивший в силу в марте 2002 г. Договор предложил ряд новых норм авторского права и по-

1 См.: Gervais D. The TRIPS Agreement: Drafting History and Analysis. London:
Sweet&Maxwell, 1998. P. VII.

2 Договор ВОИС по авторскому праву и согласованные заявления в отношении до-
вора ВОИС по авторскому праву. Женева: ВОИС, № 226(R). 2000.


I


58 • Глава 2. Авторское право


§ 2.4. Субъекты авторского права • 59


 


вторил подход Соглашения ТРИ ПС к обеспечению прав. В отношении неко­торых статей договора принято девять согласованных заявлений. Несмотря на то что договор считается большим достижением, его эффективность невелика из-за противоречивости некоторых норм.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.