Институт современных образовательных технологий БФУ им. И. Канта (кафедра педагогики и психологии, кафедра образовательных технологий, лаборатория информационных технологий).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дисциплины«Подготовка магистерской диссертации»
2.1. Структура дисциплины«Подготовка магистерской диссертации»
Продолжительность – 2 недели
№
п\п
Этапы изучения
Виды учебной работы
Трудоёмкость (в часах)
Формы текущего контроля
1-й этап
- изучение теоретических положений, содержащих характеристику магистерской диссертации, требования к ее написанию и оформлению;
- работа с методическими рекомендациями по подготовке магистерской диссертации;
- изучение других диссертационных работ и их анализ;
- составление окончательного варианта текста диссертации (на основе замечаний рецензентов во время предзащиты)
54 часов
Консультации, беседы, проверка диссертационных материалов
2-й этап
- посещение научных мероприятий (семинаров, предзащит и защит диссертаций и др.) в образовательных учреждениях;
- упражнения по отработке действий во время защиты диссертации.
18 часов
Консультирование, анализ материалов
СОДЕРЖАНИЕ дисциплины
«Подготовка магистерской диссертации»
Тема 1. Обеспечение теоретической готовности магистранта к составлению и оформлению текста диссертации.
Магистерская диссертация как квалификационная работа. Требования к структуре, содержанию, основным разделам диссертации. Оформление текста диссертации (научный стиль, логика изложения, грамотность, использование графиков, схем, таблиц и пр.). Критерии оценки диссертации.
Тема 2. Обеспечение практической готовности магистранта к работе над текстом диссертации и защите диссертации.
Умения анализа научных источников, обоснования актуальности темы исследования, обоснования выбранных методов исследования и их конкретизации в исследовательской работе, научного комментирования различных рисунков и др.
Тема 3. Обеспечение психологической готовности магистранта к защите диссертации.
Требования к ответам на вопросы во время защиты диссертации, требования к выступлению с докладом, стиль речи, манера поведения. Общение с внешним рецензентом и научным руководителем. Этикет.
ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ
1. Подготовить свои исправления в тексте диссертации по замечаниям рецензентов во время предзащиты. Объяснить, почему такие исправления внесены.
2. Поприсутствовать на защите кандидатской (докторской) диссертации. Записать вопросы, заданные соискателю членами совета, и свои вопросы, возникшие по ходу выступления соискателя с докладом. Объяснить, почему именно такие вопросы возникли.
3. Проанализировать диссертацию (любую, на выбор) или автореферат и оценить текст с точки зрения требований к его оформлению. Выявить недостатки.
4. Подготовить перечень вопросов к диссертации своего товарища по группе.
5. Проанализировать список источников в диссертации (на выбор) и определить, сколько источников входит в группу методологических, научно-педагогических, философских, по проблеме исследования, словарных, Интернет-источников и др. О чем говорит их количественное соотношение?
6. Определить при анализе текста диссертации (на выбор), выполнены ли требования к оформлению рисунков. Какие нарушения допущены?
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО
КОНТРОЛЯ
Вопросы для промежуточного контроля
1. Какие требования предъявляются к магистранту-выпускнику?
2. Какие требования предъявляются к тексту магистерской диссертации?
3. Каким критериям должна удовлетворять диссертация?
4. Что важно иметь в виду при написании текста диссертации?
5. Что необходимо соблюдать при оформлении текста диссертации?
6. Как проходит процедура защиты магистерской диссертации?
7. Кто участвует в защите диссертации?
8. Какие документы или материалы необходимо подготовить к защите диссертации?
9. Какие требования предъявляются к магистранту во время защиты диссертации?
10. Что входит в понятие «научная позиция»? В чем она проявляется во время защиты диссертации?
11. Такт, этикет – что они означают применительно к защите диссертации?
Вопросы для итогового контроля
Итоговый контроль проводится во время защиты магистерской диссертации с помощью вопросов, заданных членами государственной аттестационной комиссии, анализа ими текста диссертации и внешних рецензий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Общепринятыми критериями оценки результатов подготовки магистерской диссертации являются следующие:
«Отлично» - текст диссертации отражает выполнение всех требований (диссертация грамотно структурирована, введение содержит научно-понятийный аппарат исследования, в котором проблема, объект, предмет, гипотеза, цель и задачи, методы и этапы исследования и др. сформулированы достаточно грамотно; список источников отвечает требованиям библиографического описания, работа написана логично, характеризуется научным стилем, содержит выводы и заключение, отражающие решение поставленных в исследовании научных задач).
Студент выступил с докладом, составленным компактно, содержащим основные результаты исследования, отвечал на все вопросы грамотно и по существу, проявил при ответах самостоятельность, научное мировоззрение, ответственность.
Внешняя рецензия – положительная.
При обсуждении диссертации члены комиссии единодушно дали ей и студенту высокую оценку.
«Хорошо» - текст диссертации отражает выполнение основных требований (диссертация грамотно структурирована, введение содержит научно-понятийный аппарат исследования, в котором проблема, объект, предмет, гипотеза, цель и задачи, методы и этапы исследования и др. сформулированы достаточно грамотно; список источников отвечает требованиям библиографического описания, работа написана логично, характеризуется научным стилем, содержит выводы и заключение, отражающие решение поставленных в исследовании научных задач).
Студент выступил с докладом, содержащим не все результаты исследования, отвечал не на все вопросы грамотно и по существу, хотя и проявил при ответах самостоятельность.
Внешняя рецензия – положительная.
При обсуждении диссертации члены комиссии дали ей и студенту разные, но достаточно высокие оценки.
«Удовлетворительно» - в тексте диссертации допущены нарушения различного рода: в формулировках темы и элементов научно-понятийного аппарата исследования, в логике изложения, в оформлении (отсутствие ссылок на источники, невыполнение требований к рисункам, списку источников и т.п.).
Доклад студента может быть при этом достаточно логичным, структурированным, иллюстрированным. Ответы на вопросы сумбурны или вовсе отсутствуют.
Во внешней рецензии есть серьезные замечания. В обсуждении диссертации и ее защиты члены ГАК отметили названные выше недостатки.