КАКИЕ ДЕТИ БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОДВЕРЖЕНЫ НЕВРОТИЧЕСКИМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ?
ПЕРВЫЙ КЛАСС – ПЕРВЫЙ СТРЕСС?
Любые жизненные перемены, даже когда они к лучшему, вызывают у любого человека стресс, особенно у ребенка. С английского языка «stress» переводится как «нагрузка, давление, напряжение».
Британские ученые, Рейх и Хоулмз, провели исследование и разработали специальную Шкалу стресса, в которой испытываемое человеком напряжение в связи с конкретными событиями, определяется по 100-бальной шкале. Согласно этой шкале, каждый успех стоит нам 28 баллов, отпуск – 13, мелкое нарушение закона (такое, как переход улицы в неположенном месте) – 11 баллов. В 100 баллов оценивается развод и максимально сильный стресс.
А сколько же Вашему ребенку будет «стоить» зачисление в первый класс? Поступление в школу вызывает переживание, равное 26 баллов, что гораздо больше, чем стресс от переезда, проблем на работе или крупного долга.
Учась в школе, первоклашке приходится преодолевать огромное количество трудностей. Ему предстоит:
- научиться «вписываться» в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться, соблюдать правила поведения в классном коллективе;
- освоить новую модель взаимоотношений « учитель –ученик», сильно отличающуюся от модели «ребенок – родители»;
-соблюдать новый режим дня, жить по расписанию;
- преодолевать многократно возросшие нагрузки на его внимание, память, весь организм в целом.
Шести-семилетнему ребенку очень не просто справиться со столь сильным напряжением. И если родители вовремя не заметят у него признаки стресса, они могут перейти в серьезное заболевание – невроз.
СТАТИСТИКА НЕВРОЗОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
На сегодняшний период существует неутешительная врачебная статистика: различными формами неврозов страдают до 50 процентов школьников.
По оценке педагогов из 1146 учащихся от 7 до16 лет «нервными», по оценке педагогов, признаны 43% мальчиков и 18% девочек. Наибольшее число неврозов, по данным обращаемости, наблюдается в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте (Колегова В. А., 1971).
В разных источниках называются следующие причины их возникновения: несоответствие между требованиями педагога и возможностями ученика, чрезмерные нагрузки, хроническое недосыпание. Кроме того, на ребенка сильнейшее влияние оказывает психологический климат в семье, особенности личности самих родителей.
КАКИЕ ДЕТИ БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОДВЕРЖЕНЫ НЕВРОТИЧЕСКИМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ?
Возраст. Средний же возраст начала невроза составляет: у мальчиков - 5; у девочек - 6,5 лет. В этом возрасте они тонко понимают и глубоко переживают любые, даже внешне кажущиеся легкими, травмирующие жизненные обстоятельства, будучи еще неспособными разрешить их наиболее доступным для себя способом.
Дети с ярко выраженным «Я». Их эмоциональная чувствительность проявляется повышенной потребностью в эмоциональном контакте, признании, любви и привязанности со стороны близких и значимых лиц, а также заметной чувствительностью к оттенкам их отношения. Неудовлетворение этих потребностей порождает у детей страх одиночества или страх неразделенности чувств, эмоционального неприятия и изоляции.
С нервно-соматической ослабленностью. Часто речь идет об общей соматической ослабленности, подверженности частым простудным заболеваниям, спазмам в области дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. У матери и бабушки в этом случае возрастает количество проблем в воспитании, так как нелегко найти подход к часто болеющему ребенку, часто проявляются гиперопека и предохранения в общении со сверстниками.
Если ваш ребенок отличается особенной тревожностью и впечатлительностью, ему также будет не легко адаптироваться в новых школьных условиях. Он будет воспринимать все замечания сверстников и учителей близко к сердцу, будет бояться давать неправильный ответ и сделать что-либо не так. Это постоянное напряжение может отрицательно сказаться на сне и аппетите, появится страх школы, тошнота и неприятные ощущения в животе.
Дети не посещавших детский сад. Адаптация к школе у домашних и у «садовских» детей, естественно, протекает по-разному. Малыши, посещавшие детский сад, как правило, в период адаптации могут быть очень шумными, крикливыми, они носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, часто спорят с учителями. У таких детей может резко улучшиться аппетит, они постоянно хотят есть. Домашние дети, наоборот, очень скованы, робки, стараются
Дети, находящиеся в сложных жизненных ситуациях, особенно длительное время.Чем меньше катаклизмов и перемен переживает ребенок во время поступления в первый класс, тем лучше. Например, если родители часто ссорятся или разводятся, в гости приезжают родственники, семья меняет место жительство и т.п., подобные изменения только усиливают уже имеющееся напряжение. Также отрицательно влияет начало занятий в спортивной или музыкальной школе параллельно с началом учебы в общеобразовательном заведении.
Дети с функциональной асимметрией мозга. Современные педагогические методики в основном ориентированы на левополушарное восприятие, связанное с абстракциями, буквами, цифрами. Поэтому правополушарные учащиеся оказываются в невыгодном положении, так как нуждаются в образах, музыкальном фоне на уроке, творческих заданиях. А если ребёнок часто болеет из-за постоянного перегруза и стресса, то образное, то есть творческое мышление у него развивается плохо и может возникнуть школьная тревожность и как следствие школьный невроз.