Вопрос 1. Основные направления международного сотрудничества по социальной защите детства.Возникновение международного сотрудничества по соблюдению прав ребенка связано с учреждением в 1945 г. Организации Объединенных Наций (ООН). В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека. В 1966 г. был принят Международный пакт о гражданских и политических правах. В том же году принят Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Генеральной Ассамблеей ООН были разработаны и приняты международные правовые акты, посвященные несовершеннолетним детям: Декларация прав ребенка (1959), Конвенция ООН о правах ребенка (1989), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990). Эти правовые акты представляют собой международные стандарты, на которых базируется современная международная практика в области социальной защиты детства.
В 1991 г. в Нью-Йорке состоялся Всемирный саммит в поддержку детей. В 1993 г. Всемирная конференция по правам человека в Венезначительное внимание уделила правам детей, что нашло отражение в Венской декларации и Программе действий (принята 25.06.1993 г.). Результатом Берлинской конференции по проблемам детей в Европе и Центральной Азии (2001) стало принятие Берлинского обязательства в отношении детей Европы и Центральной Азии, которое содержит предложения по улучшению положения детей. В 2002 г. в Нью-Йорке состоялась Специальная Сессия Генеральной Ассамблеи ООН в интересах детей.
Международные организации и их деятельность в сфере социальной защиты детства
Организация Объединенных Наций; Генеральная Ассамблея ООН; Совет Безопасности; Всемирная организация здравоохранения; ЮНЕСКО; ЮНИСЕФ; Комитет ООН по правам ребенка; Совет Европы; Европейский суд по правам человека.
Развитие сети уполномоченных по правам ребенка
Детский омбудсмен (или омбудсмен) ведет свою работу по трем направлениям: защита прав конкретного ребенка и представительство его интересов; защита интересов отдельных детей и детей в целом; осуществление деятельности в интересах всех детей без представительства конкретного ребенка.
Вопрос 2. Зарубежные модели социальной защиты детства.Первая модель - максимальное участие государственного сектора в системе социальной защиты детей. Эта модель преобладает в Австрии, Бельгии, Германии, Ирландии, Италии, Финляндии, Франции, Японии. Основу государственной политики защиты детства в этих странах составляет забота о здоровье матери и ребенка за счет перераспределения доходов в пользу семей с детьми, как правило, с акцентом на их количество. Системы здравоохранения и образования общедоступны и бесплатны.
Вторая модель - минимальное участие государства в социальной защите детства. В странах Латинской Америки (Аргентине, Венесуэле, Бразилии, Перу, Уругвае, Чили) денационализации социальной сферы привела к тому, что она фактически приватизирована и находится в руках частных лиц, почти государственное социальное обеспечение, бесплатное образование и доступное медицинское обслуживание. Государство обеспечивает лишь минимальные социальные услуги беднейшим слоям населения.
Третья модель - смешанная система социальной защиты. Эта модель характерна для Великобритании, Голландии, Дании, Норвегии, Польши, Швеции, США, стран СНГ. Она сочетает государственную и частную формы защиты детей. Социальная поддержка семей с детьми осуществляется преимущественно за счет развитых систем социального страхования, финансовой основой которых является налогообложение. Материальная помощь имеет адресную направленность и предоставляется лишь на основании проверки нуждаемости. Так, по значительности ресурсов, направляемых на прямую поддержку семей, возглавляют список страны Северной Европы (Швеция и Дания), а заканчивают - США.