Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социальная защита детства в Беларуси и России



ОХРАНА ДЕТСТВА

МОДУЛЬ 1. ДЕТСТВО: ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ЛЕКЦИЯ 1

Социальная защита детства в Беларуси и России

 

Вопрос 1. История социальной защиты детства в Беларуси и России. Развитие родоплеменных и общинных форм помощи детям у славян (с древнейших времен до Х в.). Традиция заботы о слабых и немощных на основе общинно-родовых форм помощи. Дети и стариками как объекты помощи. Ранние формы «института детского сиротства» - «приймачество», мирская помощь, «наряды миром». Основу духовного и семейного воспитания детей у древних сла­вян составляли долг перед землей русской, моральная чистота, достоинство. Сборник языческих поверий, обычаев и летопис­ных фрагментов по истории славянских племен (с VII в. до н.э. до последней четверти IX в. н.э.) - «Влесовой книге» - содержатся наставления Старого Илура, который призывал юношей закали­вать себя, быть стойкими в сражении, так как славянам прихо­дилось часто отражать нападения врагов.

Вопрос 2. Социальная помощь детям с XI до к. XVIII в. Развитие новых форм защи­ты нуждающихся детей детерминировано принятием христианства, завершением разло­жения первобытнообщинного строя, возникновением племенных союзов, возвышением княжеской власти, развитием феодальных от­ношений, появлением церкви. Начинает формироваться христианская парадигма социальной защиты детства, в основе которой лежит философия деятельной любви к ближнему. Помощь нищим и забота о сиротах идео­логически обосновываются в православном вероисповедании как акт благодеяния и искупления грехов. Главными объектами помощи по-прежнему остаются дети-сиро­ты. Возникли новые субъекты помощи - князья, церковь, приходы, монастыри. Обозначились основные направления социальной защи­ты детства: княжеская, церковно-монастырская, приходская бла­готворительность, милостыня. В Киевской Руси помощь детям-сиротам оказывали князья и знать. Одним из первых образцов социального устрой­ства детей, оставшихся без родителей, были скудельницы (божедомки). Скудельники следили за физическим развитием своих воспитан­ников, давали им представления о правилах общежития.

Правовым документом эпохи Киевской Руси, регламентирую­щим семейные отношения и помощь отдельным категориям людей, был Устав князя Владимира 996 г., Устав князя Ярослава 1015 г. развивал основные идеи, со­держащиеся в Уставе его предшественника.

Идеи заботы о детях нашли отражение в «Поучении» Владимира Мономаха (XI в.). Тема милосердия занимает большое место в «Изборнике 1076 года», «Житие Феодосия Печерского» (XI в.), «Житие Сергия Радонежского» (XV в.), «Домострой» (XVI в.) и др. Благотворительной и просветительской деятельностью занимались Евфросинья Полоцкая и Кирилл Туровский.

Наряду с князьями и просветителями благотворительной деятельностью занимались православные церкви. Ее правила обязывали духовенство помогать всем страждущим. Исключительную роль в развитии благотворительности сыграли православные братства. Впервые они появились в XII веке, а расцвет получили в XIV-XVIII веках. Вместе с конфессиональной, активно развивалась частная благотворительность. Одной из форм такой благотворительности было содержание и обучение сирот магнатами и женами богатых людей.

Продолжалось становление общественного призрения и государственной системы заботы о детях. В конце XVI века была законодательно закреплена опека.

В правление Петра I была создана государственная система при­зрения детей, были выделены категории нуждающихся в попече­нии, введены превентивные меры борьбы с социальными поро­ками, урегулирована частная благотворительность.

По указу Екатерины II создавались воспитательные дома для осиротевших детей. Соблюдался принцип: все бесприютные дети имеют право на заботу со стороны государства; попечение о них должно быть не менее тщательным, чем попечение родителей о своих де­тях.

В 1775 г. Екатериной II была проведена управленческая рефор­ма, вследствие которой в губерниях стали создаваться приказы общественного призрения. Эти территориальные управленческие структуры предназначались для того, чтобы разгрузить обе столи­цы от наплыва бедных и обеспечить социальную поддержку нуж­дающихся в провинции. Приказы общественного призрения вклю­чали народные школы для детей, сиротские дома, богадельни.

Вопрос 3. Государственная политика защиты детства в XIХ в. – 1917г. Активно развивается благотворительная деятельность. Жена Павла I — императрица Мария Федоровна занималась призрением детей-сирот, вдов (вдовьи дома), детей-инвалидов. В 1806 г. императрицей Марией Федоровной были открыты специализирован­ные заведения для детей-инвалидов - слепых (училище в Гатчине) и глухонемых (училище в Павловске). В 1834 г. были открыты сиротские институты для детей - Мос­ковский Александровский сиротский институт для детей обоего пола и Гатчинский сиротский институт для «обер-офицерских сирот» (мальчиков). Всего под покровительством Марии Федоровны к концу ее жизни находилось свыше 50 различных благотвори­тельных и воспитательных заведений, в которых в общей сложно­сти в год призревались в среднем 91 - 92 тыс. человек.

При Николае I впервые был поставлен вопрос о малолет­них нищих, его решение легло в основу проекта закона 1838 г., предусматривавшего открытие особых попечительских комитетов, которые ведали распределением детей-сирот. При Николае I и Александре II особое внимание было уделено женскому образованию. С этой целью учреждались сиротские институты для бедных девиц.

В XIX в. начинают создаваться новые учреждения для детей. В частности, в 1819 г. в Гомельском имении графа Я.Румянцева была от­крыта первая в России земледельческая колония для малолетних бродяг.

В начале XIX в. стали создаваться частные приюты, попечитель­ские советы, благотворительные общества.

На Беларуси наблюдался подъем в развитии частной благотворительности. К числу видных белорусских меценатов можно отнести династии Радзивиллов, Хрептовичей и др. Знаменитой меценаткой была княгиня Огинская, которая в 1791 году в Вильно открыла первый воспитательный дом “Иисуса Младенца” на территории проживания этнических белорусов. В начале XIX века воспитательные дома были организованы почти в каждом губернском городе. Впоследствие они были реорганизованы в детские приюты.

К числу известных благотворителей следует в области образования следует отнести графа Валицкого, Д. Манюшко, графа Платэра, графа В.Тышкевича, графа Чернышева и др. Наряду с частной благотворительностью продолжают развиваться государственная и общественная формы призрения. Одной из форм, общественного призрения, имевшей место на Беларуси был патронат, когда в семью за определенную плату на воспитание отдавали сирот.

В каждом губернском городе открылись детские приюты. Вместе с общественной активно развивалась государственная система призрения.

Важным событием в начале XIX века в развитии системе государственного призрения было возникновение одного из самых крупных благотворительных обществ – Императорского человеколюбивого общества.

Во второй половине XIX в., в период развития капиталисти­ческих отношений, роста городского населения, обостряются со­циальные проблемы, усиливается социальное расслоение, растет число обездоленных. Рост количества безнадзорных детей, являв­шихся потенциальным источником преступности, способствовал открытию в концу XIX в. специальных учебно-воспитательных заве­дений, предназначенных для несовершеннолетних, совершивших преступления.

Важной формой призрения детей, характерной для ча­стно-церковной благотворительности, по-прежнему оставались приюты (постоянные и дневные), которые открывались при каж­дой церкви (в городах и в селах). В приходских приютах дети полу­чали питание, уход и обучение в школе.

Для детей бедноты на частные пожертвования и средства из бюджета местных самоуправлений организовывались народные дет­ские сады.

Активным субъектом социальной защиты детства конца XIX -— начала XX в. выступали земства.

Вопрос 4. Социальная защита детей в годы советской власти. Становление советской системы социальной защиты детства пришлось на годы Гражданской войны (1918-1920). В 1917 г. все приюты и сиротские дома прави­тельство преобразовало в государственные.

Законодательно оформилась государственная система социально-правовой защиты несовершеннолетних, создавалась система вза­имосвязанных органов и учреждений, способных вести одновре­менно борьбу с беспризорностью и осуществлять ее профилакти­ку. Были созданы специальные отделы социального воспита­ния при органах власти всех уровней, отделы по социально-право­вой охране несовершеннолетних (СПОН), одной из задач которых было выявление и устройство беспризорных детей в патронатные семьи.

В январе 1919 г. был образован Совет охраны детей при Наркомпросе, который отвечал за борьбу с детской беспризорностью, организацию детских домов и колоний, их финансирование и обеспечение кадрами. В 1922 г. для борьбы с детской беспризорностью, нищенством создается дополнительный контрольный орган — Детская социальная инспекция при Отделе правовой защиты детей Наркомпроса. В 1923 г. учреждено общество «Друг детей», цель которого заключалась в осуществлении помощи бездомным и бес­призорным детям. В 20-х гг. действовали и иностранные благотворительные организа­ции — Американская административная помощь (АРА), Француз­ский Красный Крест, Международный рабочий комитет помощи голодающим (Межрабпомгол).

В 1924 г. создан Детский фонд им. В. И. Ленина для оказания по­мощи беспризорным детям. В 20 —30-е гг. XX в. появляются новые формы социальной защиты детей (наряду с существовавшими ранее приютами и детскими домами) — трудовые колонии, детские коммуны, детские городки, пионерские дома, приемники-рас­пределители, институты социального перевоспитания.

Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 г. узаконил правовой статус детей, права и обязанности родителей, определил порядок усыновления. Конституция СССР 1936 г. закрепила право советских граждан на бесплатное образование, государственную охрану интересов ма­тери и ребенка, государственную помощь многодетным и одино­ким матерям, предоставление женщине при беременности отпус­ков с сохранением содержания.

Великая Отечественная война открыла новый этап развития социальной помощи детям. К ним стали относиться как к жертвам войны. Функции реабилитационных учреждений в некоторой степени выполняли детские дома, принимавшие эвакуированных детей, детей воинов и партизан, детей репрессированных родите­лей. В это время фактически возродилась благотворительность (хотя сам этот термин не употреблялся). Открывались специальные бан­ковские счета и фонды, солдаты и офицеры перечисляли денежные средства детским домам, население передавало личные сбережения на нужды осиротевших детей. Постановление СНК СССР «Об устройстве детей, остав­шихся без родителей» (1942) вменяло государственным ведом­ствам, партийным, профсоюзным и комсомольским организаци­ям проявление заботы о детях-сиротах. Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усыновлении» (1943) упорядочил процедуру усыновления, опеки и попечитель­ства. В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны мате­ринства и детства, об установлении почетного звания "Мать-ге­роиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Ме­даль материнства"» (1944) предусматривалась выдача дополнитель­ного продуктового пайка беременным женщинам и пособие (по беременности и родам, на рождение ребенка, одинокой матери), учреждены социальные государственные награды: почетное зва­ние «Мать-героиня», орден «Материнская слава», «Медаль мате­ринства».

Был принят ряд других нормативных правовых документов по вопросам охраны материнства и детства, материального обеспе­чения семей с детьми, охране здоровья подрастающего поколе­ния: «Положение о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию» (1955), «Положение о порядке назначения и выплаты пособий беременным женщи­нам, многодетным и одиноким матерям» (1956), указ Президиу­ма Верховного Совета СССР «О размере государственного посо­бия многодетным и одиноким матерям» (1947) и др.

На XXII съезде КПСС (1961) была принята Программа КПСС, содержащая широкий комплекс мероприятий в области социаль­ной защиты детства: дальнейшее развертывание сети детских уч­реждений; полное и бесплатное удовлетворение потребностей се­мей в детских учреждениях; массовое открытие сети школ-интер­натов с бесплатным содержанием детей; введение в школах бесплатного питания, бесплатного снабжения учащихся школьной одеждой и учебными пособиями.

В 1988 году Совет Министров СССР принял постановление «О создании детских домов семейного типа» (1988).

 

 

ЛЕКЦИЯ 2

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.