Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В мировой практике выработаны различные методы борьбы с монополизмом

1. Наибольшее значение при контроле монополизации рынков имеет контроль слияний хозяйствующих субъектов, работающих на одном рынке товаров и услуг. Если после слияния уровень концентрации на рынке будет превышать установленные государством критерии и возможно повышение потребительских цен выше обоснованного уровня, то слияние не разрешается.

2. Пресечение доминирующего положения. Доминирующее положение обычно заключается в установлении монопольно высокой или низкой цены на товар или ограничении доступа на рынок конкурентов. Антимонопольные органы возбуждают дела при появлении жалоб на доминирующую фирму, выявляют нарушение антимонопольного законодательства и принимает соответствующие меры.

3. Недопущение ограничения конкуренции, например, в результате установления различных цен за аренду помещений, за поставку сырья, материалов, электроэнергии, в выдаче кредитов и т.д.

4. Противодействие сговору, который осуществляется с целью установления монопольно высоких (низких) цен, раздела рынков сбыта, недопущения конкурентов на рынок или других способов его монополизации.

5. Разделение монополиста на несколько частей. Эта мера используется в мировой практике, в России таких случаев не было.

6. Защита конкуренции на конкурсных торгах, где происходит публичное распределение контрактов на поставки или работы, в том числе и для нужд правительства.

7. Политика поддержки конкуренции может выражаться и в создании принципиально новых рынков товаров и услуг. Например, государство может выступать гарантом в развитии лизинговых услуг, необходимых для формирования малого предпринимательства и т.д.

Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Федеральная антимонопольная служба. (fas.gov.ru) Ее права и возможности достаточно широки, а статус соответствует положению аналогичных органов в других странах с развитой рыночной экономикой. Деятельность монополий регулируется рядом законов, в частности законами «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.91 № 948-1, «О защите конкуренции на рынках финансовых услуг» (в ред. от 30.12.01), «О защите прав потребителей», «О естественных монополиях», «О рекламе».

Закон о конкуренции по своим целям наиболее близок к европейской модели антимонопольного законодательства и базируется на принципе контроля за злоупотреблениями рыночной властью. В нем содержится запрещение монополий и соглашений о разделе рынка по объему продаж или территории. С помощью Закона о конкуренции предполагается не только противодействовать монопольным проявлением, но и предотвращать возникновение хозяйствующих субъектов или организационных связей между ними, монополизирующих экономику и негативно влияющих на структуру рынка. Главное назначение этого закона – создать защиту от роста цен, к которому обычно стремятся монополии, чтобы получить высокую прибыль.

Россия унаследовала экономику СССР, которая:

Во-первых, была в своей основе монополистической. (Более 1500 групп товаров производилось только на одном предприятии). Административно-командная система создавала благоприятные условия для формирования монополизма «сверху вниз». Это позволяло вышестоящему звену в управленческой иерархии навязывать свои интересы нижестоящим.

Во-вторых,массовый дефицит продукции также был источником монополизма. Он порождал конкуренцию между потребителями и превращал всех производителей дефицитного товара в монополистов. В экономике существовал диктат поставщика, игнорирование интересов потребителя. Многие предприятия имели чрезвычайно узкую специализацию.

И в течение еще многих лет в нашей стране будет создаваться цивилизованная рыночная экономика, основанная на конкуренции товаропроизводителей. Создание новых предприятий потребует огромных инвестиций, поэтому необходимо использовать регулирующую силу государства в формировании конкурентной среды.

Правительство должно вынудить монополистов добиваться прибыли расширением производства товаров и их обновлением, а не за счет роста цен.

Необходимо учесть, что в постсоветской России сложились неравные условия конкуренции, неодинаковые «правила игры» на рынке, выгодные неэффективным предприятиям, работающим с советских времен. Это неравенство вызвано коррупцией, а также стремлением местных властей решать многие социальные проблемы путем поддержания слабых предприятий «на плаву», предоставляя скрытые субсидии из бюджета (налоговые льготы, льготные кредиты, тарифные скидки). Защита особо приближенных компаний и предпринимателей от внешних конкурентов.

Здесь же неравные условия распределения земли и государственных заказов, неравенство цен на энергоресурсы для разных компаний одной отрасли, неравенство административных требований и условий применения законов, неравные условия доступа к инфраструктуре и к кредитам банков.

Неравные условия конкуренции помогают многим неэффективным фирмам избежать банкротства, поглощения более эффективными компаниями. Более того, нередко более эффективные фирмы оказываются менее прибыльными.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.