В мировой практике выработаны различные методы борьбы с монополизмом
1. Наибольшее значение при контроле монополизации рынков имеет контроль слияний хозяйствующих субъектов, работающих на одном рынке товаров и услуг. Если после слияния уровень концентрации на рынке будет превышать установленные государством критерии и возможно повышение потребительских цен выше обоснованного уровня, то слияние не разрешается.
2. Пресечение доминирующего положения. Доминирующее положение обычно заключается в установлении монопольно высокой или низкой цены на товар или ограничении доступа на рынок конкурентов. Антимонопольные органы возбуждают дела при появлении жалоб на доминирующую фирму, выявляют нарушение антимонопольного законодательства и принимает соответствующие меры.
3. Недопущение ограничения конкуренции, например, в результате установления различных цен за аренду помещений, за поставку сырья, материалов, электроэнергии, в выдаче кредитов и т.д.
4. Противодействие сговору, который осуществляется с целью установления монопольно высоких (низких) цен, раздела рынков сбыта, недопущения конкурентов на рынок или других способов его монополизации.
5. Разделение монополиста на несколько частей. Эта мера используется в мировой практике, в России таких случаев не было.
6. Защита конкуренции на конкурсных торгах, где происходит публичное распределение контрактов на поставки или работы, в том числе и для нужд правительства.
7. Политика поддержки конкуренции может выражаться и в создании принципиально новых рынков товаров и услуг. Например, государство может выступать гарантом в развитии лизинговых услуг, необходимых для формирования малого предпринимательства и т.д.
Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Федеральная антимонопольная служба. (fas.gov.ru) Ее права и возможности достаточно широки, а статус соответствует положению аналогичных органов в других странах с развитой рыночной экономикой. Деятельность монополий регулируется рядом законов, в частности законами «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.91 № 948-1, «О защите конкуренции на рынках финансовых услуг» (в ред. от 30.12.01), «О защите прав потребителей», «О естественных монополиях», «О рекламе».
Закон о конкуренции по своим целям наиболее близок к европейской модели антимонопольного законодательства и базируется на принципе контроля за злоупотреблениями рыночной властью. В нем содержится запрещение монополий и соглашений о разделе рынка по объему продаж или территории. С помощью Закона о конкуренции предполагается не только противодействовать монопольным проявлением, но и предотвращать возникновение хозяйствующих субъектов или организационных связей между ними, монополизирующих экономику и негативно влияющих на структуру рынка. Главное назначение этого закона – создать защиту от роста цен, к которому обычно стремятся монополии, чтобы получить высокую прибыль.
Россия унаследовала экономику СССР, которая:
Во-первых, была в своей основе монополистической. (Более 1500 групп товаров производилось только на одном предприятии). Административно-командная система создавала благоприятные условия для формирования монополизма «сверху вниз». Это позволяло вышестоящему звену в управленческой иерархии навязывать свои интересы нижестоящим.
Во-вторых,массовый дефицит продукции также был источником монополизма. Он порождал конкуренцию между потребителями и превращал всех производителей дефицитного товара в монополистов. В экономике существовал диктат поставщика, игнорирование интересов потребителя. Многие предприятия имели чрезвычайно узкую специализацию.
И в течение еще многих лет в нашей стране будет создаваться цивилизованная рыночная экономика, основанная на конкуренции товаропроизводителей. Создание новых предприятий потребует огромных инвестиций, поэтому необходимо использовать регулирующую силу государства в формировании конкурентной среды.
Правительство должно вынудить монополистов добиваться прибыли расширением производства товаров и их обновлением, а не за счет роста цен.
Необходимо учесть, что в постсоветской России сложились неравные условия конкуренции, неодинаковые «правила игры» на рынке, выгодные неэффективным предприятиям, работающим с советских времен. Это неравенство вызвано коррупцией, а также стремлением местных властей решать многие социальные проблемы путем поддержания слабых предприятий «на плаву», предоставляя скрытые субсидии из бюджета (налоговые льготы, льготные кредиты, тарифные скидки). Защита особо приближенных компаний и предпринимателей от внешних конкурентов.
Здесь же неравные условия распределения земли и государственных заказов, неравенство цен на энергоресурсы для разных компаний одной отрасли, неравенство административных требований и условий применения законов, неравные условия доступа к инфраструктуре и к кредитам банков.
Неравные условия конкуренции помогают многим неэффективным фирмам избежать банкротства, поглощения более эффективными компаниями. Более того, нередко более эффективные фирмы оказываются менее прибыльными.