Сейчас все чаще можно услышать о том, что новое время требует от современного человека все больших скоростей и ритмов, знаний и навыков. Нужно, дескать, как можно больше успеть, быстрее научиться и т.п. Такие настроения появляются не только в мире индустрии и бизнеса, но и в медицине, психологии, педагогике, а зачастую и среди людей, ориентированных на самопознание.
Для авторов этой книги время все-таки не является некой сущностью, которая ставит какие – бы то ни было условия и чего-то требует. Для нас время – это длящееся бытие, проявленное восприятием, как непрерывный процесс.
И статья эта – о процессе. О процессе постижения себя и мира, в котором присутствует возможность однажды осознать то, что ты как раз самим этим процессом и являешься.
Ту грань жизни, которая позволяет эту возможность проявить и актуализировать, мы будем далее называть обучением или учебным процессом. Подобное определение может показаться слишком абстрактным, ведь в общественном сознании прочно укоренилось представление об обучении, как о совершенно конкретном накоплении знаний и навыков, которые можно использовать для достижения тех или иных целей. Однако переход от этого представления к данному нами определению очень прост – достаточно несколько раз задать вопрос “Зачем?”:
- Зачем тебе учиться математике?
- Чтобы решать сложные задачи.
- Зачем?
- Чтобы написать диссертацию, получить
высокий статус, больше денег и возможностей.
- Зачем ?.....
И тут возможно, скорее всего, два варианта: либо после очередного вопроса “Зачем?” человек окажется “припертым к стене”, недоуменно пожмет плечами и пустится во второй раз по тому же замкнутому кругу объяснений, либо подойдет к невыразимому словесно переживанию самодостаточности своих действий, наполненных совершенно очевидным для него смыслом, независимо от того, направлены эти действия на достижение некой цели или нет. В приведенном выше примере, на вопрос “Зачем тебе учиться математике?” человек, для которого занятия этой наукой наполнены смыслом, может ответить примерно так: – "Да живу я этим!!!”, и прозвучит это так, что и для отвечающего и для спрашивающего будет очевидно, что дальнейшие вопросы “Зачем?” не нужны. Спросите, например, горнолыжника, – зачем он с таким азартом вновь и вновь спускается по крутому склону?
С горнолыжником, пожалуй, понятно, но как же все это применить ко всей жизни в целом? Многие люди бояться даже помыслить, что можно жить не ориентируясь на результат: – "Как же так? А откуда тогда возьмутся энтузиазм и вдохновение? Да человек, у которого нет цели – он ведь и делать то ничего не будет – завалится на диванчик и будет в потолок поплевывать, а то и вовсе превратится в какого – нибудь “бомжа” !...
Но что является результатом всей жизни человека? Чем ее измерить? Числом написанных книг, выращенных детей и посаженных деревьев? Должностью замминистра, количеством добрых или не совсем добрых дел, счетом в банке? Пожалуй, нет, – нельзя измерить жизнь ничем, кроме самой жизни, каждого ее мгновения. И все мгновения равнозначимы. Вот когда удается человеку это осознать (не умом понять, а жить так начать), тогда жизнь и переживается, как процесс, где каждая минута наполнена до краев. И конкретные свершения в такой жизни происходят и дела до конца доводятся, и книги пишутся, и дети вырастают, даже счет в банке может быть весьма неплохим. Важно то, что человек, ориентированный на процесс жизни, не привязан к плодам своих действий, не зависит от них. Для него главным может быть переживание жизни во всей ее полноте и возможность действовать – совершать поступки.
А по большому счету между процессом и результатом, между смыслом и целью нет особых противоречий: если есть смысл, то найдутся и цели, через которые этот смысл можно раскрывать.
Понятно, что у каждого читателя, особенно у профессионала (психолога, педагога и др.), принадлежащего к той или иной мировоззренческой школе, уже сформировалась своя позиция относительно того, на что ориентироваться – на цель или на процесс. В настоящей статье мы бы не хотели вступать в длительную дискуссию по этому вопросу, для нас важно было заявить свою позицию. Тем, кто заинтересован в подробном разборе данной темы, можно порекомендовать работы [И.Калинаускас “Жить надо !” 1995] и [К.Роджерс “Взгляд на Психотерапию. Становление человека” 1995].
Однако скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Довольно просто объявить – “Я буду теперь ориентироваться на процесс!” и предельно сложно жить так. Для того чтобы на самом деле жить Здесь и Сейчас, нужно быть Целостным. О том, что это такое, речь пойдет в следующем параграфе, а заканчивая этот, мы вернемся еще раз к определению учебного процесса. Итак: Обучение – это то, что дает человеку возможность стать самим собой, проживать каждый момент своей жизни целостно, Здесь и Сейчас. Иными словами – сущность учебного процесса – актуализация Целостности Человека и Мира.
Любое другое обучение – зачем?...
Целостность.
Шар, расширенный до размеров точки,
Может быть всем: каплей, ночью,
Улыбкой ребенка, лучом света,
Просто точкой, которой нету...
(В. Зайцева)
Целостность человека и мира – вопрос, волновавший и волнующий многих. Теме этой посвящено большое количество книг, статей, бесед. К идее Целостности обращены работы классиков гуманистической психотерапии, Целостности посвящены многие эзотерические тексты, существует множество поэтических образов и метафор, за которыми прозревается вечный вопрос “Кто Я?”.
Обращаясь к понятию Целостности, мы хотим опереться не на теоретические построения и логические выводы, а на мистический[12] опыт, т.е. опыт непосредственного переживания, на попытку этот опыт передать.
Существует множество прекрасных образов, которые в разные времена мистики использовали для передачи своего опыта. Вот, например, строки из поэмы суфийского Мастера Омара Ибн Фарида:
Да упадет завеса с глаз моих!
Пусть будет плоть прозрачна, голос тих,
Чтоб вечное расслышать и взглянуть
В саму неисчезающую суть,
Священную основу всех сердец,
Где Я – Творение и Я – Творец!
Я есть Любовь. Безгласен, слеп и глух
Без образа творящий образ Дух.
От века сущий, он творит любя
Глаза и уши, чтоб познать себя.
Я слышу голос, вижу блеск зари
И рвусь к любимой, но она – внутри.
И внутрь войдя, в исток спускаюсь вновь,
Весь превратясь в безликую любовь...
... И там, внутри, как в зеркале немом
Я узнаю ее в себе самом.
В той глубине, где разделенья нет,
Весь сонм огней слился в единый свет.
И вот, лицо поднявши к небесам,
Увидел я, что и они – я сам.
И Дух постиг, освободясь от мук.
Что никого нет рядом и вокруг,
Нет никого “вдали” и в “вышине”
Все дали – я и все живет во мне!...
Люди, хоть как-то прикоснувшиеся к опыту подобных переживаний, единодушны в том, что передать их словами и сделать доступными для интеллектуального осмысления принципиально невозможно, ибо Целостность соединяет в себе одномоментно все возможные грани человеческого опыта во всей полноте и неисчерпаемости, являясь при этом иным качеством, чем просто сумма этих граней,
Наиболее емкое определение Целостности, как переживания Бога, восходит к Гермесу Трисмегисту и звучит примерно так: “Бог есть непостижимая для ума бесконечная Сфера, центр которой находится в каждой точке, а периферия отсутствует.”
Стать Целостным потенциально может каждый человек, но это требует незаурядных усилий, а так же знания как и куда идти, т.к. часто отдельные грани все время ускользающего целого можно принять за само целое, которое непостижимо, не входит ни в какие мерки и определения. Любое описание, любая метафора всегда будут лишь частичным намеком, тем не менее, можно привести некоторые критерии продвижения к Целостности [Петр М. (Из бесед)], что субъективно переживается:
- как возрастающая полнота бытия;
- как соответствие Предназначению;
- как жизнь Здесь и Сейчас;
- как одномоментность осознания всего во
всем;
- как снятие дистанции между собой и миром
(поглощение любовью);
- как растворение, исчезновение в бытии без
потери сознания;
- как становление “прозрачным”, ”проницаемым”
(полное разотождествление со всем, c чем бы
человек себя не отождествлял);
- как нарастание творческих возможностей во
всех аспектах жизни.
Целостность не может быть целью, так как не является состоянием. Это и не разовое переживание. Мир меняется каждое мгновение и человек тоже должен непрерывно меняться, чтобы соответствовать себе самому и Миру. Стать целым, это совершенно не значит прекратить всякое движение. Человек, действительно живущий Целостно, каждое мгновение Целостность теряет и тут же, творческим актом обретает вновь. Этот процесс можно назвать балансом на пределе возможного.
Для сравнения приведем пример канатоходца, который бежит по двигающемуся канату, причем движения каната непредсказуемы и происходят во всех плоскостях. Можно себе представить, какие для подобного балансирования необходимы внимание, степень расслабления и алертности и самое главное – вдохновленность... Целостная жизнь требует никак не меньшего Мастерства, чем у такого канатоходца.
Один из сложных для понимания моментов заключается в том, что то, что Гермес Трисмегист назвал бесконечной Сферой – уже существует и задача человека, стремящегося к самопознанию – проявить ее в своем восприятии и, тем самым, через себя в Мире. Человек, становящийся целым, собой дополняет Мир до целого. Через такого человека Мир проявляет в данной точке пространства – времени ту информацию, которая актуальна здесь и сейчас (актуальна – значит необходима для того, чтобы сохранялся динамический баланс в меняющейся ситуации). Иными словами, Целостный человек всегда вносит в Мир то качество, которого на данный момент не хватает.
Если соединить теперь рассуждения этого параграфа и п.1, то получится довольно простой вывод: Целостность существует как потенциальная возможность для любого человека, который самой своей жизнью может либо реализовать ее, проявив в Мире, либо нет – это вопрос свободы его выбора. Для того чтобы потенциальная возможность стала реальностью, человеку необходима информация, актуальная именно для него, т.е. позволяющая ему в каждый момент времени быть в процессе обретения Целостности. Предоставить ему такую информацию – это и есть задача обучения, учебного процесса.
Сам по себе данный вывод не является чем то принципиально новым в педагогической практике. Новизна появляется, если учесть, что реализация Целостности – задача предельной для человека степени сложности. Тем не менее, нам необходимо было обыграть определение учебного процесса с разных сторон, чтобы далее, опираясь на него, перейти к вопросам технологическим “Как?”.