Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Межличностная перцепция (восприятие людьми друг друга)



С чего начинается общение? Общение начинается «с первого взгляда», т.е. начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, манерой поведения. Таким образом, происходит восприятие одним человеком другого. Эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки и взаимопонимания партнёров.

Перцептивная сторона общения выражается в восприятии одним партне­ром по общению другого, в формировании образа другого человека. Термин «социальная перцепция» (социальное восприятие) впервые был введён амери­канским психологом Дж. Брунером в 1947 г.

Познание и понимание людьми других и себя происходит в соответствие с

психологическими механизмами восприятия:

– идентификация;

– эмпатия;

– аттракция;

– стереотипизация;

– рефлексия;

– каузальная атрибуция;

Идентификация – это один из механизмов познания и понимания челове­ка, заключающийся прежде всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому. Обычно это происходит, когда в реальных ситуациях взаимодействия индивид делает попытки поставить себя на место партнёра по общению. В слу­чае неправильного понимания нас окружающими мы говорим: «Побывали бы вы на моём месте», т.е. предлагаем окружающим включить их механизм идеен тификации. При идентификации устанавливается определённая эмоциональная связь с объектом, опосредованная переживанием своей тождественности с ним. .

Эмпатия постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Механизм эмпатии в определённой мере схож с меха­низмом идентификации. Эта схожесть состоит в умении поставить себя на ме­сто другого, взглянут на вещи с его точки зрения. Однако это не обязательно означает отождествление себя с этим человеком (как это происходит при иден­тификации). При эмпатии принимается во внимание линия поведения партнёра, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения строят­ся исходя из стратегии собственного поведения.

Аттракцияпри восприятии людьми друг друга формируются опреде­лённые отношения с включением эмоциональных регуляторов – от непрятия того или иного человека до симпатии, дружбы, любви.

Стереотипизация восприятие и оценка социальных объектов на основе определённых представлений (стереотипов). Стереотипизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой – либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними. Стерео­тип – это упрощённое, зачастую искажённое, характерное для сферы обыденно­го сознания представление о какой-либо социальной группе или отдельном че­ловеке, принадлежащем к той или иной социальной общности. Стериотипиза-ция является одной из важнейших характеристик межгруппового и межлично­стного восприятия и сопровождается проявлениями социальных установок, эффектов ореола, первичности и новизны.

Эффекты ореола. Любая информация, получаемая о человеке, накладыва­ется на заранее созданный образ. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль ореола, мешающий эффективному общению. Например, при общении с человеком, превосходящим нас по какому-то важному параметру (рост, ум, ма­териальное положение), он оценивается более положительно, чем если бы он был нам равен. При этом человек оценивается не только по значимому для нас параметру, но и по остальным. В этом случае говорят, что происходит общая личностная переоценка. Поэтому, если первое впечатление о собеседники в це­лом благоприятно, то и в дальнейшем его поступки, поведения и черты пере­оцениваются. При этом замечаются и переоцениваются только положительные моменты, а отрицательные – не замечаются или недооцениваются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательное, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются как корысть.

Эффект ореола может принести пользу в том случае, если вы создадите хорошую репутацию людям, которые тесно связаны между собой: однокурсни­ками, коллегами по работе, друзьями. Очень скоро вы обнаружите, что вас ок­ружают великолепные, дружелюбные люди, замечательно ладящие между со­бой.

Эффект проекции возникает тогда, когда мы приятному для нас человеку приписываем свои достоинства, а неприятному – недостатки.

Эффект упреждения, или эффект первичности и новизны появляется тогда, когда мы сталкиваемся с противоречивой информацией о человеке. Если мы имеем дело с незнакомым человеком, то значение предается сведениям (ин­формацией), которые предъявляются вначале. При общении с хорошо знако­мым человеком учитываются самые последние сведения о нем.

Безусловно, полностью избежать ошибок не может никто, но всем по си­лам разобраться в особенностях восприятиях и научиться корректировать свои ошибки.

Рефлексия сознание индивидом, того, как он воспринимается партнёром по общению, т. е. «как будет партнёр по общению понимать меня». При реф­лексии происходит осмыслении того, какими средствами и почему он произвёл то или иное впечатление на партнёра по общению.

Каузальная атрибуция – это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. (Слово каузальный оз­начает причинный, атрибуция – приписывание социальным объектам характе­ристик, не представленных в поле восприятия.). Эти короткие определения сле­дует более подробно раскрыть и закрепить во время занятий психологического тренинга.

Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств дру­гого человека (каузальная атрибуция – стремление к выяснению причин пове­дению субъекта).

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои «излюблен­ные» схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения:

1.люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить ви­новника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному че­ловеку;

2. в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны прежде всего винить обстоятельства, не утверждая себя поисками конкретного виновника;

3. при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие ( ваза упала потому, что плохо стояла ) или в самом пострадавшем ( сам виноват, что попал под машину).

При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные зако­номерности. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу – обстоятельствам. Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событие. Оценка будет различна в случаях, если он был участником (соучастником или наблюдателем). Общая закономер­ность состоит в том, по мере роста значимости случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и стимульной атрибуции к лично­стной ( т.е. искать причину случившегося в осознанных действиях личности).

В психологии общения выделяют структуру конкретной ситуации об­щения в зависимости от объективных и субъективных параметров.

Объективныеаспекты ситуации общения не зависят от партнеров по об­щению. К ним можно отнести погоду, время года, вид профессионального об­щения (операция у хирурга, урок у учителя, время и место встречи деловых партнеров) и т.д.

Более подробного рассмотрения заслуживают субъективныепараметры ситуации общения, которые определяются личностными особенностями людей в ситуации. Этих параметров 7.

1. Оформление ситуации, т.е. – то, как мы ее называем. Мы попали в не­
кую ситуацию общения и говорим, исходя из нашего прошлого опыта: это кон­
фликт, или: это – переговоры, или: это – конкуренция и т.д. Что же мы можем
изменить в общении, изменяя этот параметр? Все! Например, раньше Вы, попа­
дая в какую-то ситуацию говорили себе: это конфликтная ситуация, я буду вес­
ти себя в ней, как в конфликте (почти как на войне). Но вот у Вас появился но­
вый опыт (после лекций по психологии общения и занятий по психологическо­
му тренингу) и теперь Вы видите, что эту ситуацию оказывается можно "пере­
вернуть" и рассмотреть ее как ситуацию "сотрудничества".

Для более полного усвоения этого важного понятия (оформление ситуа­ции) следует предложить студентам

2. Определение целевой структуры ситуации. Какие цели могут быть реа­
лизованы в конкретной ситуации общения ? Это могут быть такие цели:

– информационная (обмен информацией с собеседником);

– координационная (взаимное ориентирование и согласование действий) ;

– ампотивная (возбуждение в партнере нужных Вам чувств и пережива­ний);

– установление отношений (осознание и фиксирование своего места в сис­теме ролевых, деловых, межличностных и других связей);

– оказание влияния на партнера по общению ("хочу сделать так, чтобы по­сле нашей встречи он запел от счастья");

– побудительная (стимулирование активности партнера по общению, на­правленной на выполнение тех или иных действий);

Как меняется ситуация общения в зависимости от цели? Очень существен­но. Представьте себе, что Вы определили целью деловой встречи обмен инфор­мацией с деловым партнером. Это потребует с Вашей стороны определенных усилий и затрат времени. Ну, а если Ваша цель – координация, и Вы хотите со­гласовать с ним совместные действия по решению некоторой проблемы? Это уже совершенно другая ситуация, и в ней Вы будете по-другому себя вести.

Чтобы студенты лучше усвоили это новое понятие, им надо предложить

3. Позиции участников. Каждый человек, вступая в общение, находится в
одном из трех состояний "Я" (согласно принципам трансактного анализа

.Берна).

Первый тип состояния ведет свое происхождение от родительских образ­цов поведения. В этом состоянии человек "чувствует, думает, действует и гово­рит точно так же, как это делали его родители". Это состояние называется "Ро­дитель" (Р) и графически изображается - Р↓.

Второй тип состояния заключается в том, что "человек сам оценивает все окружающее объективно, рассчитывая возможности и вероятности на основе прошлого опыта". Это состояние называется "Взрослый" (В) и графиче­ски изображается - В→.

Третий тип состояния заключается в том, что человек "чувствует, мыслит, действует, говорит и реагирует точно так же, как делал это в детстве". Это со­стояние называется "Дитя" (Д) и графически изображается - Д↑.

Его нельзя считать ребяческий или незрелым, надо, чтобы человек пони­мал себя в этом состоянии, т.к. это одна из самых значимых сторон его лично­сти.

Ситуация общения существенно меняется в зависимости от того, какое Я – состояние активизировано в ней. Вы либо пытаетесь контролировать, поучать своего партнера Р , или Вы стремитесь объективно оценивать ситуацию В, либо защищаетесь, впадая в детство Д . Но учащиеся должны не только уметь опре­делять свою позицию в общении. Важно научиться определять позицию собе­седника, суметь согласовать свои позиции. В программе психологического тре­нинга Вам будут предложены некоторые упражнения, которые помогут развить у учащихся навыки рефлексии позиций участников общения.

4. Понимание ситуации, видение того, что она означает. Если стороны добились согласованного понимания ситуации общения, то это является хоро­шей базой продуктивного общения. Вообще говоря, только в этом случае об­щение можно назвать деловым. Если же понимание "договаривающихся сто­рон" различно - увы, ситуация выходит из-под контроля. Поэтому важно до­биться согласованного понимания ситуации, чтобы можно было двигаться дальше.

5. Правила и нормы общения, другими словами: как можно и как нельзя вести себя в конкретной ситуации (например, с незнакомой женщиной). Хорошее общение – согласование норм и правил. Например, Вы ведете деловые переговоры с партнером и оба считаете, что это лучше делать в светлой, хоро­шо проветриваемой комнате, в строгой официальной одежде, утоляя жажду "Боржоми". Это одна ситуация. Но если ваш партнер предпочитает вести пере­говоры на пляже, утоляя жажду коньяком – видимо, это уже другая ситуация. Если Ваши правила и нормы общения различны, то это существенно затрудняет общение.

6. Пространственно-временная организация.

В психологии общения рассматривают 4 зоны общения:

1). Интимная зона (от 15 до 46 см). Из всех зон эта – самая главная, именно ее человек охраняет как личную собственность, в эту зону проникают только те, кто находится в тесном эмоциональном контакте с этим человеком. Это де­ти, родители, супруги, близкие друзья и т.д.

2). Личная зона (от 46 см до 1,2 м). Это расстояние обычно разделяет нас, когда мы встречаемся с друзьями на вечеринках, официальных приемах и т.д. С точки зрения ведения деловых переговоров и встреч, оптимальность выбора этой зоны проблематична. Ведь в ней Вы не только испытываете достаточно сильное психологическое давление партнера, но и сами также оказываете на не­го достаточно сильное давление. Поэтому выбор этой зоны для делового обще­ния зависит от цели, которую Вы себе поставили, от Вашей уверенности в сво­их силах, от знания своего партнера и т.д. Надо быть очень внимательным, если Вы организуете свое деловое общение в этой зоне.

3). Социальная, деловая зона (от 1,2 м до 3,6 м). На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей, в этой зоне происходит наиболее эффектив­ное ролевое общение. Уже из нзвания понятно, что в нейтральной, обычной де­ловой беседе она будет эффективна.

4). Общественная зона (более 3,6 м). Когда мы адресуемся к большой группе людей, удобно находиться на таком расстоянии от аудитории. Здесь партнеры чувствуют определенную независимость друг от друга.

Язык пространственного взаиморасположения – важный компонент невер­бального общения. Необходимо еще раз подчеркнуть для учащихся, какое большое значение имеет наше поведение на невербальном уровне. Изменяя так или иначе дистанцию общения со своим партнером Вы имеете реальную воз­можность менять и ситуацию общения.

7. Личные трудности. У каждого человека есть определенные личные дос­тоинства, которые помогают ему в общении, и есть трудности, которые ослож­няют его. Например, если Вы – яркий холерик, то Ваша вспыльчивость и агрес­сивность, видимо, будет помехой в эффективном общении, но яркость, "зарази­тельность" эмоций и хорошая переключаемость – Ваше достоинство, сила. Лучше узнать о своих сильных и слабых сторонах каждый учащийся сможет на практических занятиях психологического тренинга.

Чтобы сделать изучаемую тему более актуальной для каждого студента предложите


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.