Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общение как коммуникация



Когда общение рассматривают как обмен информацией, имеют в виду его коммуникативную сторону.

Общаясь, индивиды влияют друг на друга, у них возникают взаимоотно­шения. В коммуникации используются различные средства общения. Различа­ют вербальные средства общения и невербальные средства общения. В ка­честве знаковой системы в вербальной коммуникации выступает речь. Система фонетических знаков языка строится на основе лексики и синтаксиса. Лексика – это словарный состав языка. Синтаксис – это характерные для конкретного языка средства и правила создания речевых единиц. Речь является самым уни­версальным средством коммуникации, поскольку при словесной передаче ин­формации смысл сообщения теряется в наименьшей степени по сравнению с другими средствами передачи информации. Передача информации с помощью речи происходит по такой схеме: коммуникатор (говорящий) отбирает слова, необходимые для выражения мысли, связывает их по правилам грамматики, используя лексику и синтаксис, затем произносит эти слова с помощью органов речи. Реципиент (слушающий) воспринимает речь, декодирует речевые едини­цы для правильного понимания выраженной в ней мысли. Но это происходит, когда общающиеся используют понятный обоим национальный язык. Различа­ют внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь делиться на устную и письмен­ную. Устная речь делится на диалогическую и монологическую. При подготов­ке как к устной, так и к письменной речи индивид «проговаривает» слова про себя. Это и есть внутренняя речь. В письменной речи общение происходит с помощью текста. К своеобразной форме вербальной коммуникации относится дактильная речь. Это речь с помощью ручной азбуки, используемая при обще­нии глухонемых людей между собой и с лицами, знакомыми с дактилологией. Дактильные знаки заменяют им буквы.

Во многих ситуациях общения человек сталкивается с тем, что его слова и побуждения неправильно воспринимаются собеседником, «не доходят» до него, т.е. на пути передачи информации возникают какие-то затруднения и препятст­вия. В этом случае говорят о коммуникативных барьерах, которые подразде­ляются на барьеры непонимания, барьеры социально-культурного различия и барьеры отношения.

Барьеры непонимания. В психологии выделяется четыре уровня непони­мания:

Фонетическое непонимание появляется в результате использования непо­нятного языка, невыразительной речи, речи – скороговорки или речи с больши­ми количеством звуков паразитов (гм – м э – э…). Неполное понимание возни­кает из-за невнятной речи, плохой дикции и речи с дефектами. Поэтому, чтобы быть правильно понятым, надо учиться говорить внятно, разборчиво, достаточ­но громко и избегать скороговорки. Например, быстрая или медленная речь людьми воспринимается по – разному: это зависит от возраста, образования, индивидуальных особенностей. Так, пожилые люди поймут хуже быструю речь, а молодые – медленную.

Семантические барьеры непонимания связаны с многозначностью слов любого языка, когда участники общения используют различные значения слов, имеющие иной смысл.

Использование жаргона, «тайного языка» также приводит к возникнове­нию семантического барьера. Кроме того существует множество социальных профессиональных терминов, которые непрофессионал не поймет.

Стилистический барьер непонимания возникает при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля речи и состояния того, кто в данный момент слушает. В этом плане поучительна история с иностранцем, ко­торый выучил несколько фраз и применил их, но был избит и изгнан. Произош­ло это потому, что он перепутал слова, которые выражают соболезнования, со словами, которыми желают счастья на свадьбе.

Логический барьер непонимания возникает в тех случаях, когда логика рассуждения говорящего либо слишком сложно для понимания слушающего, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказа­тельств. Каждый человек живет и действует по своей логике, поэтому при от­сутствии представления о логике партнера по общению «срабатывает» барьер непонимания. Ведь не секрет, что существует «детская», «женская», «мужская» логика, влияющая на процесс общения. Преодолеть логические барьеры непо­нимания можно при помощи правильных аргументов.

Барьеры социально-культурного различияоснованы на социальных, политических, религиозных и профессиональных различиях, которые приводят к отличиям в интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе общения. Так, например, известная поговорка «сытый голодного не разумеет», характеризует социальное различие. Иногда препятствием в общении может быть профессия, пол и возраст партнера. Психологи доказали, что барьер об­щения тем меньше, чем выше авторитетность говорящего в глазах слушающе­го. Иначе говоря, чем выше авторитет, чем легче происходит усвоение предла­гаемого сообщения. Пословица «яйца курицу не учат» показывает отношение к партнеру, не имеющего авторитета у собеседника, т.е. он не авторитет, его можно не слушать.

Барьер отношениясвязан с неприязненным отношением к партнеру, с не­доверием к говорящему, которые «переносятся» на получаемую информацию.

Коммуникация может обслуживаться и неречевыми (невербальными) сред­ствами. Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнё­рами; обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; выражать эмоции и отражать истолкование ситуации. Выде­ляются следующие виды невербальных средств общения:

1. Визуальные средства общения – это:
– кинесика – движения рук, ног, головы, туловища;
– направления взгляда и визуальный контакт;
– выражение глаз;

– выражение лица;

– поза (в частности, локализация, смены поз относительно словесного тек­ста);

– кожные реакции (покраснение, появление пота);

– дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персо­нальное пространство);

– вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосло­жения ( половые, возрастные) и средства их преобразования ( одежда, космети­ка, украшения, усы, борода и т.п.).

2. Акустические ( звуковые) средства общения – это:
– паралингвистические, т.е. связанные с речью (интонация, громкость,

тембр, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);

– экстралингвистические,т.е. не связанные с речью (паузы, смех, плач, ка­шель, вздохи);

3. Тактильно-кинестезические (связанные с прикосновением) средства
общения
– это:

– физические воздействия (ведение слепого за руку, контактный танец и др.);

- такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу).

4. Ольфакторные средства общения – это:
– приятные и неприятные запахи окружающей среды;

Давайте задумаемся над таким вопросом: от чего зависит наше воспри­ятие другого человека, то впечатление, которое он на нас производит при об­щении?

Во-первых, от того, что он говорит: глупость какую-нибудь или интерес­ные, умные, любопытные вещи – скажете Вы и будете, несомненно, правы. Да, наше восприятие другого человека зависит от того, 'что он говорит.

Во-вторых, впечатление о человеке зависит от того, как он говорит: быстро или медленно, тихо или громко, с энтузиазмом или вяло и равнодушно. Дейст­вительно, восприятие другого человека зависит и от того, как он говорит.

В-третьих, наше восприятие зависит и от того, что говорит нам собеседник на языке поз, мимике, жестов. Ведь часто так бывает, что вроде и умные мысли высказывает собеседник и доходчиво говорит, но взгляд недоброжелательный, "из-под лобья", он как-бы "застегнут на все пуговицы" и говорить с ним не хо­чется. И наоборот, вроде бы ничего нового и интересного не говорит собесед­ник, и не очень выразительно и ярко, но глаза его буквально излучают добро-10 желательность, он как бы распахнут нам навстречу и о нем складывается при­ятное впечатление, с ним хочется общаться еще и еще раз. Так насколько же наше восприятие другого человека зависит от невербального поведения? За­помните:

-на 10 % наше восприятие другого человека зависит от того, что он гово­рит;

-на 30 % восприятие другого человека зависит от того, как он говорит;

-на 60 % восприятие другого человека зависит от того, как он ведет себя на невербальном уровне.

Таким образом, большое значение имеет наше поведение на невербальном уровне. Язык поз, мимики и жестов более древний, чем язык речевого общения, им пользовались древние люди, и довольно успешно, до возникновения речи. И сейчас, когда у нас есть мощный канал коммуникации – речь – кажется, что язык тела вроде бы и не нужен. На самом же деле это не так. Язык тела играет очень большую роль в общении. И его надо знать так же хорошо как и язык ре­чевого общения.

Из своего опыта мы знаем: тело человека довольно ярко выражает кто этот человек и какой он сейчас: усталый, веселый, взволнованный и т.д. Это закре­пилось и в языке. Мы довольно: часто говорим: "руки опустились от устало­сти", "он скачет от удовольствия" и т.д. Это происходит непроизвольно, чувства приводят в движение тело помимо нашего сознания. Осанка, походка, жесты, мимика – все это отражает душевный склад каждого человека, его истинное со­стояние и отражает гораздо более точно чем слова. Давайте рассмотрим такую ситуацию. Вы спрашиваете своего приятеля: "Как дела?!' он отвечает: "Хоро­шо". А плечи опущены, взгляд потуплен и головой качает из стороны в сторо­ну, к тому же тяжело вздыхает. Как вы думаете, как же дела вашего приятеля? Мало у кого вызовет сомнения, что дела у него на самом деле неважные. Поче­му так? Ведь на словах он сказал, что все хорошо. Однако, осанка, жесты, ми­мика отразили истинное душевное состояние человека и вы однозначно решили что дела у него плохи. Таким образом, окончательная проверка информации при общении происходит на основе информации о невербальном поведении че­ловека.

Итак, какие же конкретно позы и жесты говорят об открытости в общении, о защите (закрытости), о доверии и недоверии (подозрении), об уверенности и неуверенности.

ОТКРЫТОСТЬ

Среди множества жестов, выражающих ее, назовем – "открытые руки".

Часто он сопровождается поднятием плеч, ладони открыты вперед: " Что вы еще от меня хотите?" Испокон веков открытая ладонь ассоциировалась с ис­кренностью, честностью, преданностью и доверчивостью. Вспомним жест при­ветствия римских легионеров: одна рука прижата к сердцу, другая поднята вверх открытой ладонью к тому, к кому обращались. Когда человек начинает с вами откровенничать, он обычно раскрывает перед собеседником ладони пол­ностью или частично. Как и другие жесты языка телодвижений, это полностью бессознательный жест, он подсказывает вам, что собеседник говорит в данный момент правду. Когда ребенок обманывает или что-то скрывает, он прячет руки за спиной. Аналогично и ' взрослые поступают в таких случаях: они прячут ру­ки в карманы или держат их скрещенными. Таким образом, спрятанные ладони могут подсказать Вам, что ваш собеседник неискренен с вами. Агентов по про­даже, брокеров, дилеров обучают смотреть на руки клиентов, когда те объяс­няют причину отказа произвести покупку, потому что о настоящих причинах можно судить по открытости ладоней.

Вы можете спросить: "Неужели, если я скажу неправду с открытыми ладо­нями, то люди поверят мне". Вряд ли. Запомните такое правило: язык тела ни­когда не читается по одному слову – жесту. Читается всегда фраза, несколько жестов, поза, которые говорят нам об одном и том же, чтобы быть уверенным в своих выводах. Таким образом, если вы нагло лжете и ваши ладони открыты, вы всё же можете показаться неискренним, потому что у вас будут отсутство­вать другие жесты, характеризующие открытость, и, кроме того, будут заметны негативные жесты, характерные для говорящих неправду (о них мы поговорим подробнее позднее) и все это не будет сочетаться с открытыми ладонями. Ваша мелодия "честности" прозвучит фальшиво.

Однако, можно повысить кредит доверия, выработав привычку держать ладони открытыми в процессе общения. И наоборот, когда этот жест становит­ся привычным, снижается количество лжи в вашей речи: большинство людей не могут говорить неправду, если их ладони открыты. С помощью открытых ладоней можно заставить других меньше лгать. Ваши открытые ладони, кроме того, поощряют собеседников быть с вами доверчивым и откровенным. Теперь вы знаете, каким мощным стимулом могут стать ваши открытые ладони и, на­деюсь, сумеете использовать его для достижения успехов в своем деле.

Другой характерный жест – расстегнутая куртка (пиджак и т. д.).Чело­век, доверяющий вам, расстегнет, а то и снимет ее в вашем присутствии (но! помните о мелодии хотя бы из трех жестов). Открытость, как и другие настрое-

ния заразительные. Анализируя видеозаписи различных деловых встреч и пере­говоров, психологи установили, что гораздо больше взаимного согласия среди людей в расстегнутых пиджаках, чем среди застегнутых на все пуговицы. Мно­гие из последних, в придачу, сидели скрестив руки на груди в защитной жесте. Те же, кто менял свое состояние в положительную сторону, бессознательно разжимали руки и расстегивались. Не застегивайтесь – и ваши цели будут дос­тигнуты легче.

Итак, комплекс жестов "идем вместе": люди сидят, расстегнувшись, не скрещивая рук и ног, на краешке стула и наклонившись к партнеру через разде­ляющий стол.

Если вы заметили этот комплекс жестов в процессе переговоров – смело предлагайте свои условия купли-продажи, заключения контракта и т.д. Ваш партнер готов " идти вместе".

ЗАЩИТА ( ЗАКРЫТОСТЬ )

Как узнать, что ваш собеседник негативно относится к вам и вашим идеям, занимает оборонительную позицию, строит защитную стену, через которую вам к нему не пробиться? Существует два универсальных защитных барьера. Пер­вый – барьер, сформированный с помощью рук:

Второй – барьер, сформированный с помощью ног

Рассмотрим подробнее первый барьер - Скрещенные руки. Их использу­ют дети, отрицающие инструкции родителей, руководители не желающие вникнуть в проблемы подчиненных и т.д. Это фиксированная позиция, с кото­рой человек не хочет сдвинуться. Этот жест оказывает сильное влияние и на других. Вы можете повлиять на группу из 3-4 человек, скрестив руки. Сохра­няйте эту позицию, когда слушаете и когда говорите, и вы увидите, как быстро нарушится открытое общение. Однако, как узнать, занял ли ваш собеседник защитную позу или просто удобно расположился" в кресле. Посмотрите на его кисти. Расслаблены они или сжаты в кулак? Кулаки усиливают защитную по­зицию. Быть, может они стиснули одна другую так, что побелели?

Умение понимать язык телодвижений позволяет вам видеть, что человек принял негативное решение до того как он произнесет его, и это дает вам воз-13можность и время изменить ход дела: усилить свою аргументацию, найти но­вые аргументы, задать упреждающий вопрос, чтобы выяснить, что именно вы­звало негативную реакцию.

Подобно защитным барьерам, сформированным с помощью рук, пере­крещивание ног – барьер N2,тоже является признаком негативного или обо­ронного отношения. Однако, первый барьер свидетельствует о более сильном негативном настрое человека, чем второй барьер и скрещенные руки, более яв­но бросаются в глаза. С осторожностью нужно подходить к интерпретации это­го жеста у женщин, поскольку их учили в детстве так сидеть, потому что "так сидят леди". Но, если перед вами человек, у которого вы видите и первый барь­ер и второй барьер - такой собеседник требует усиленного внимания, он оказы­вает вам наибольшее сопротивление, перед вами действительно противник.

Существует две основные позы со скрещенными ногами в сидячем поло­жении - классическая (европейская) и американская, так называемая "цифра 4".

Американская (она поэтому так и названа) очень популярна среди амери­канцев мужского пола, имеющих бойцовский характер. Поэтому имея дело с американцами, трудно определить, вкладывают ли они какой-либо дополни­тельный смысл в этот жест или нет. Зато в другой культуре (например, англи­чане) этот жест кроме закрытости свидетельствует еще и о духе соперничества и противоречия у вашего собеседника.

Как только люди начинают чувствовать себя уютно и сближаются с дру­гими, они подчиняются неписанному закону, в соответствии с которым защит­ная поза меняется на открытую, ненапряженную.

Для закрепления материала и формирования психологической наблюда­тельности следует предложить студентам

Многие люди утверждают, что у них привычки складывать руки на груди или сидеть с перекрещенными ногами, потому что это удобная поза. Любой жест будет удобным, если он соответствует вашему настроению, то есть, если у вас критически настроенное, оборонительное состояние, этот жест покажется вам очень удобным.

Когда указательный палец направлен вертикально к виску, и большой па­лец поддерживает подбородок, остальные расположены ниже рта – это указы­вает на то, что слушатель критически негативно настроен по поводу вашего со­общения. Если это сопровождается наклоном тела от партнера – критический тон оценки сгущается.

ОЦЕНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Человек принимает оценочную позу, если он подпирает щеку сжатыми в кулак пальцами, а указательный палец упирается в висок.

 

 

 

Этот жест, напоминающий роденовского "Мыслителя" означает, что чело­век находится в состоянии размышления.

Если же человек теряет интерес, но из вежливости хочет выглядеть заин­тересованным, то поза слегка изменяется так, что голова будет опираться на основание ладони.

Часто указательный палец может потирать веко, и чем дольше сохраняется этот комплекс жестов, тем дольше сохраняется критическое отношение. Это является сигналом к тому, что надо срочно что-то изменить в беседе, поста­раться увлечь слушателя другой информацией или закончить беседу, перегово­ры. Простой способ изменения ситуации – дать что-то подержать вашему собе­седнику, тем самым изменить позу.

Итак, в продолжении вашей беседы, переговоров, вы видите, что ваш собе­седник оценивает сообщаемую ему информации, вы даже знаете как он ее оце­нивает, со знаком "+" или со знаком "-". Но вот он все оценил и готов принять решение. Что скажет вам об этом? Рука передвинется к подбородку и начнет его поглаживать. Если человек носит очки, то вслед за оценочными жестами для принятия решения он заложит одну дужку очков в рот (вместо поглажива­ния подбородка). Курильщик поместит в рот трубку, кто-то берет в рот руку. Это признак неуверенности и ему необходима поддержка. Предмет во рту счи­тается оправданием для человека, не решающегося на скоропалительное реше­ние. Не надо прерывать этих жестов или стремиться ускорить события. Лучшая стратегия: внимательно наблюдайте за последующими жестами, которые вам подскажут, к какому же решению пришел ваш собеседник, готов ли он согла­ситься с вами. И, если, например, после этих жестов принятия решения ваш партнер ушел в закрытую позицию, то ...

Для закрепления материала и формирования навыков эффективной комму­никации предложите студентам

ОБМАН, ЛОЖЬ, СОМНЕНИЕ

Как узнать, что человек лжет. Распознавание невербальных жестов, сигна­лизирующих об обмане, является одним из наиболее важных для общения уме­ний, которым можно обучиться в процессе наблюдения за поведением челове­ка. Мы касались этой темы, когда говорили о жестах открытости (руки в карма­не и д-р.) Какие же еще жесты могут выдать человека в случае, если он лжет (помните, мы читаем не отдельные жесты, а их комплекс). Это жесты, связан­ные с прикосновением рук к лицу. И в процессе наблюдений и эксперимен­тально установлено, что в ситуации, когда приходится обманывать резко воз­растает количество жестов "рука к лицу". Какие именно это жесты.

ЗАЩИТА РТА РУКОЙ

Рука прикрывает рот и большой палец прижат к щеке, в то время как мозг на уровне подсознания посылает сигнал сдержать произносимые слова. Если кто-то прикрывает рот в тот момент когда слушает вас это означает, что он чув­ствует как вы лжете. Чтобы замаскировать этот жест некоторые люди притвор­но покашливают, либо, например, прикасаются к носу.

ПОТИРАНИЕ ВЕКА

Чтобы избежать взгляда в глаза человеку, которому говорите неправду, скрыться от обмана или подозрения во лжи в этот момент человек, который лжет, потирает веко. Мужчины обычно потирают веко очень энергичным спо­собом, и если ложь серьезная, то отворачивают взгляд в сторону, в пол.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.