Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Инструментальные панели



Все инструментальные панели, по умолчанию присутствующие в окне КОМПАС-3D, можно разделить на две группы.

– Первую группу составляют панели Стандартная, Вид и Текущее состояние. Эти панели содержат кнопки вызова команд для работы с документом в целом (команды сохранения, изменения масштаба и т.п.). Однако лишь некоторые команды являются универсальными и могут использоваться при работе с документом любого типа. Поэтому в зависимости от типа текущего документа состав панелей первой группы изменяется: кнопки «ненужных» в данный момент команд удаляются, а кнопки «нужных» команд добавляются.

– Вторую группу составляют все остальные инструментальные панели. Они содержат кнопки вызова команд для создания и редактирования объектов, присущих конкретному типу документа. Кнопки на панелях сгруппированы по назначению и образуют расширенные панели команд.

Панели второй группы для каждого типа документа объединены в системную компактную панель.

Типы объектов определяются типом документа (например, чертеж не может содержать тела, а модель не может содержать виды). Поэтому при переходе к документу другого типа состав системной компактной панели, т.е. набор входящих в нее инструментальных панелей, полностью меняется.

Включение и отключение отображения панелей производится командами, которые находятся в подменю команды ВидПанелиинструментов.

Кнопки вызова команд сгруппированы по назначению и представлены на инструментальной панели кнопкой одной команды из группы. При нажатии кнопки команды и удержании ее в нажатом состоянии рядом с кнопкой появляется расширенная панель, включающая в себя все команды данной группы. Например, расширенная панель, вызываемая кнопкой Отрезок панели Геометрия, содержит команды построения отрезков различными способами: параллельного, перпендикулярного, касательного к кривой и других.

Кнопки, позволяющие вызвать расширенную панель команд, отмечены маленьким черным треугольником в правом нижнем углу.

Расширенная панель команд может быть преобразована в отдельную панель, имеющую обобщенный заголовок, например, Отрезки(рис. 2.1).

 

 

Рис.2.1. Расширенная панель команд Отрезки

 

Чтобы отделить расширенную панель от инструментальной, выполните следующие действия. Вызовите на кнопке команды расширенную панель и, не отпуская левую кнопку мыши, подведите курсор к маркеру перемещения — рельефной линии у границы панели. После того, как курсор примет вид четырехсторонней стрелки, отпустите кнопку мыши — расширенная панель должна оставаться на экране. Нажмите левую кнопку мыши вновь и «перетащите» панель за маркер перемещения в любое место экрана.

Чтобы удалить отделенную расширенную панель с экрана, закройте ее, а чтобы вернуть — создайте вновь.

Отделенные расширенные панели не могут включаться в состав компактных панелей; в расширенных панелях нельзя изменять состав кнопок и порядок их расположения

 

Компактная панель содержит несколько инструментальных панелей, представленных кнопками переключения между ними и кнопками вызова команд активной панели. Активизация той или иной инструментальной панели производится при помощи кнопок переключения.

По умолчанию в окне КОМПАС-3D отображается системная компактная панель, содержащая инструментальные панели для создания и редактирования объектов, присущих документу данного типа.

Вы можете изменять состав системной компактной панели. Рядом с кнопками переключения находятся маркеры перемещения. Чтобы извлечь из системной компактной панели какую-либо инструментальную панель, «перетащите» соответствующий ей маркер мышью за пределы системной компактной панели.

Отпустите кнопку мыши. На экране появится выбранная инструментальная панель. Соответствующая ей кнопка переключения на системной компактной панели исчезнет.

Любые инструментальные панели, кроме панелей Стандартная, Вид, Текущее состояние, а также компактных панелей, можно объединить в пользовательскую компактную панель.

Для этого нажмите и удерживайте клавишу <Alt>, а затем «перетащите» мышью за заголовок одну панель на другую. Когда во время наложения панелей рядом с курсором появится знак «+», отпустите кнопку мыши, а затем — клавишу <Alt>. Будет сформирована пользовательская компактная панель. Ей автоматически присваивается название «Компактная панель № N», где N — порядковый номер пользовательской компактной панели.

Чтобы вернуть или добавить инструментальную панель в состав компактной панели, «перетащите» заголовок первой так, чтобы «наложить» ее на последнюю, удерживая клавишу <Alt>. После появления знака «+», отпустите кнопку мыши и клавишу. Инструментальная панель будет включена в компактную.

 

 

Рис.2.3. Состав компактной панели

 

Настройки.

Чтобы приступить к настройке интерфейса, вызовите команду Сервис — Настройка интерфейса. На экране появится настроечный диалог с раскрытым разделомЭкранНастройка интерфейса. Раздел содержит следующие пункты:

Команды,

Панели инструментов,

Утилиты,

Клавиатура,

Меню,

Параметры,

Размер значков.

При выборе каждого из этих пунктов в правой части вкладки появляется диалог, наименование которого соответствует пункту раздела. Элементы управления, расположенные в диалогах, позволяют выполнить необходимые настройки.

 

 

Рис.2.4. Пример настройки инструментальных панелей

 

Чтобы настроить цвет фона для графических, текстовых документов и спецификаций, вызовите команду Сервис — Параметры... — Система — Экран — Фон рабочего поля. В появившемся диалоге вы можете задать цвет фона документов и цвет фона редактирования текста. Цвет фона редактирования текста — это цвет, на котором отображаются во время создания и редактирования следующие объекты:

– текст и таблицы на чертеже,

– надписи, входящие в состав обозначений,

– таблицы в текстовом документе,

– объекты спецификации.

Чтобы настроить цвет фона для документов-моделей, вызовите команду Сервис — Параметры... — Система — Экран — Фон рабочего поля моделей. В появившемся диалоге вы можете установить сплошной цвет фона или фон с градиентным переходом от одного цвета к другому.

Чтобы настроить цвет курсора, вызовите команду Сервис — Параметры... — Система — Графический редактор — Курсор. В появившемся диалоге вы можете задать цвет курсора: инверсный или цветной, а также включить или выключить обрамление линий курсора белым цветом.

 

2.3. Использование привязок. Выделение объектов. Использование Панели свойств.

Привязки.

В процессе работы с графическим документом постоянно возникает необходимость точно установить курсор в некоторую точку (начало координат, центр окружности, конец отрезка и т.п.), иными словами, выполнить привязку к уже существующим точкам или объектам. Без такой привязки невозможно создать точный чертеж.

КОМПАС-3D предоставляет возможности привязок к характерным точкам (пересечение, граничные точки, центр и т.д.) иобъектам (по нормали, по направлениям осей координат). Все варианты привязок объединены в меню, которое можно вызвать при создании, редактировании или выделении объектов нажатием правой кнопки мыши.

Предусмотрены две разновидности привязки — глобальная (действующая по умолчанию) и локальная (однократная).

Глобальная привязка (если она установлена) постоянно действует при вводе и редактировании объектов. Например, если включена глобальная привязка к пересечениям, то при вводе каждой точки система автоматически будет выполнять поиск ближайшего пересечения в пределах ловушки курсора.

Локальную привязку требуется всякий раз вызывать заново. После того, как был использован один из вариантов привязки, система не «запоминает», какой именно это был вариант. Поэтому, когда потребуется выполнить к другой точке такую же привязку, ее придется вызвать снова. Это неудобно в том случае, если требуется выполнить несколько однотипных привязок подряд.

Для управления глобальными привязками служит панель Глобальные привязки. Чтобы включить нужную привязку в текущем окне, нажмите соответствующую кнопку. Пока кнопка находится в нажатом состоянии, привязка будет действовать. Для выключения привязки отожмите кнопку.

Можно включать несколько различных глобальных привязок к объектам, и все они будут работать одновременно. При этом расчет точки выполняется «на лету», а на экране отображается фантом, соответствующий этой точке.

Если при текущем положении курсора возможно выполнение сразу нескольких привязок, то срабатывает более приоритетная из них. Список приоритетов совпадает с порядком перечисления привязок в диалоге их настройки (рис. 2.1).

Допустим, включены привязки Ближайшая точка и Пересечение, расположенные в списке друг за другом. Если при текущем положении курсора (например, при указании точки для выравнивания) его «ловушка» захватывает характерную точку объекта и точку пересечения объектов, то сработает более приоритетная привязка Ближайшая точка.

Привязки Ортогональность, Выравнивание и Точка на кривой (если они включены) могут срабатывать попарно. Например, совместное использование привязок Выравнивание и Точка на кривой позволяет зафиксировать точку на кривой, имеющую ту же абсциссу или ординату, что и характерная точка какого-либо объекта.

Вы можете отключить действие всех глобальных привязок, а затем включить их вновь в прежнем составе, воспользовавшись кнопкой Запретить/разрешить действие глобальных привязок. Эта кнопка также служит индикатором действия глобальных привязок: нажатая кнопка означает, что глобальные привязки отключены, отжатая — включены. Для переключения кнопки при помощи клавиатуры воспользуйтесь комбинацией клавиш <Ctrl>+<D>.

Включение и выключение глобальных привязок, а также ряд дополнительных настроек доступны в диалоге установки глобальных привязок (рис. 2.1). Для его вызова служит кнопка Установка глобальных привязок на Панели текущего состояния.

 

Рис.2.1. Диалог установки глобальных привязок.

 

Локальная привязка доступна во время создания и редактирования графических объектов. Команды включения локальных привязок сгруппированы в меню. Существует два способа доступа к этому меню:

1. С помощью контекстного меню.

2. С помощью кнопки Локальная привязка. Это вынесенная на панель Глобальные привязки кнопка последней использовавшейся локальной привязки.

Команды меню кнопки Локальные привязки можно расположить в виде кнопок на отдельной панели и поместить ее в любом удобном месте. Для этого «перетащите» меню кнопки Локальная привязка за заголовок в любом направлении.

Будет сформирована панель Локальные привязки. Обратите внимание на ее отличие от остальных инструментальных панелей: состав и порядок кнопок на ней изменить невозможно.

Для включения привязки нужного типа вызовите соответствующую команду.

Курсор изменит свою форму, что свидетельствует о том, что привязка активна.

Установите курсор так, чтобы его «ловушка» захватывала объект (или точку), к которому требуется привязаться. Например, если включена привязка Ближайшая точка, то требуется захватить характерную точку какого-либо объекта; если включена привязка Центр, то — дугу, многоугольник или другой объект, имеющий центральную точку.

В точке, соответствующей выбранной привязке, появится «крестик», свидетельствующий о срабатывании привязки.

Нажмите клавишу <Enter> или левую кнопку мыши. Точка, отмеченная «крестиком», будет зафиксирована

 

Некоторые варианты привязки можно выполнять с помощью клавиатуры, нажимая для этого соответствующие комбинации клавиш. Эти комбинации представлены в таблице 14.5.

Клавиши <0>–<9> и <.> следует нажимать на дополнительной клавиатуре. При этом должен быть включен цифровой режим ее работы (должен гореть индикатор NumLock).

 

Табл. 2.1.

Комбинации клавиш для выполнения привязок

Комбинация Описание
<Ctrl>+<0> Переместить куpсоp в точку (0,0) текущей системы координат
<Ctrl>+<5> Установить куpсоp в ближaйшую к нему хapaктеpную точку элементa без учета фоновых видов и слоев1
<Ctrl>+<Shift>+<5> Установить куpсоp в ближaйшую к нему хapaктеpную точку элементa с учетом фоновых видов и слоев
<Ctrl>+<.> Устaновить куpсоp по нормали в ближaйшую точку ближaйшего элемента
<Alt>+<5> Установить куpсоp в ближайшую к нему точку пеpесечения двух пpимитивов
<Shift>+<5> Устaновить куpсоp в ближайшую к нему сеpедину пpимитивa
<Ctrl>+<1> Пpивязкa к ближaйшему элементу по диагонали между отрицательным направлением оси ОХ и отрицательным направлением оси ОY текущей системы координат
<Ctrl>+<2>,<Ctrl>+<↓> Пpивязкa к ближaйшему элементу против направления оси OY текущей системы координат
<Ctrl>+<3> Пpивязкa к ближaйшему элементу по диагонали между положительным направлением оси ОХ и отрицательным направлением оси ОY текущей системы координат
<Ctrl>+<4>,<Ctrl>+<←> Пpивязкa к ближaйшему элементу против направления оси OХ текущей системы координат
<Ctrl>+<6>,<Ctrl>+<→> Пpивязкa к ближaйшему элементу по направлению оси OХ текущей системы координат
<Ctrl>+<7> Пpивязкa к ближaйшему элементу по диагонали между отрицательным направлением оси ОХ и положительным направлением оси ОY текущей системы координат
<Ctrl>+<8>,<Ctrl>+<↑> Пpивязкa к ближaйшему элементу по направлению оси OY текущей системы координат
<Ctrl>+<9> Пpивязкa к ближaйшему элементу по диагонали между положительным направлением оси ОХ и положительным направлением оси ОY текущей системы координат

 

Управление курсором с помощью клавиатурной привязки, в отличие от локальной, возможно в любое время, а не только при выполнении какой-либо команды.

 

Выделение объектов.

При работе в КОМПАС-3D часто требуется выделение объектов. Например, перед вызовом команд копирования графических объектов их нужно выделить; чтобы применить форматирование к некоторому фрагменту текста, его необходимо выделить; чтобы построить эскиз трехмерного тела, необходимо выделить плоскость, на которой он будет располагаться.

Для выделения объектов мышью выполните следующие действия.

1. Подведите курсор к нужному объекту так, чтобы «ловушка» курсора захватывала объект.

2. Щелкните левой кнопкой мыши. Цвет объекта изменится — он будет отрисован цветом, установленным для выделенных объектов

Чтобы отменить выделение объекта, щелкните левой кнопкой мыши в любом месте вне этого объекта. Выделение будет снято — объект отрисуется своим обычным цветом.

Если необходимо выделить несколько объектов, нажмите клавишу <Shift> или <Ctrl> и удерживайте ее нажатой, щелкая левой кнопкой мыши на нужных объектах. После окончания выделения отпустите клавишу <Shift> (<Ctrl>).

Можно выделить несколько объектов другим способом — с помощью прямоугольной рамки. Установите курсор на свободное место (так, чтобы он не захватывал никаких объектов), нажмите левую кнопку мыши и перемещайте курсор, удерживая кнопку нажатой. На экране будет отображаться рамка, следующая за курсором.

– При перемещении курсора слева направо рамка отображается сплошной линией. После того, как вы отпустите кнопку мыши, будут выделены те объекты, которые попали внутрь рамки целиком.

– При перемещении курсора справа налево рамка отображается пунктиром. После того, как вы отпустите кнопку мыши, будут выделены те объекты, которые попали внутрь рамки целиком или частично (т.е. пересеклись с рамкой).

Для снятия выделения с отдельных объектов щелкайте на них левой кнопкой мыши, удерживая нажатой клавишу <Shift> или <Ctrl>. Можно снять выделение с нескольких объектов при помощи прямоугольной рамки. Это делается аналогично выделению, но с нажатой клавишей <Shift>.

При снятии выделения рамкой следите за тем, чтобы в рамку попадали только выделенные объекты. В противном случае выделение не снимается, а накладывается — на невыделенные объекты.

Иногда объекты, которые требуется выделить, расположены близко друг к другу или даже наложены друг на друга. При этом трудно (а иногда и вовсе невозможно) точно указать один из них курсором.

Для выделения указанием любого из близко расположенных (в том числе наложенных друг на друга) объектов служит команда Переборобъектов.

Команды выделения графических объектов сгруппированы в меню Выделить, а команды снятия выделения — в меню Выделить — Исключить.

Кнопки для вызова команд находятся на панели Выделение.

Табл. 2.3.

Общие команды выделения графических объектов

Команда Описание
Выделить все Позволяет выделить все объекты, содержащиеся в текущем виде чертежа или во фрагменте.
Выделить объект Позволяет выделить отдельный объект. После вызова команды укажите курсором объект, который нужно выделить. За один вызов команды можно указать произвольное количество объектов.
Выделить рамкой Позволяет выделить объекты с помощью прямоугольной рамки. После вызова команды укажите курсором первую и вторую вершины прямоугольной рамки. Элементы, целиком попавшие в заданную рамку, будут выделены. За один вызов команды можно задать произвольное количество рамок.
Выделить вне рамки Позволяет выделить объекты, не попавшие в заданную прямоугольную рамку. После вызова команды укажите курсором первую и вторую вершины прямоугольной рамки. Элементы, целиком оставшиеся снаружи заданной рамки, будут выделены. За один вызов команды можно задать произвольное количество рамок.
Выделить секущей рамкой Позволяет выделить объекты активного документа, частично или полностью попавшие в заданную прямоугольную рамку. После вызова команды укажите курсором первую и вторую вершины прямоугольной рамки. Элементы, которые целиком или частично попали внутрь заданной рамки, будут выделены. За один вызов команды можно задать произвольное количество секущих рамок.
Выделить секущей ломаной Позволяет выделить объекты активного документа, пересекая их произвольной ломаной линией. После вызова команды указывайте курсором вершины ломаной. Объекты, пересекающиеся со звеньями ломаной, будут выделены.
Выделить прежний список Позволяет выделить объекты, которые выделялись предыдущий раз (элементы прежнего списка).
Выделить по типу Позволяет выделить объекты активного документа в соответствии с их типом. После вызова команды на экране появляется диалог, в котором требуется указать типы объектов, подлежащих выделению.
Выделить по свойствам Позволяет выделить геометрические объекты активного документа по набору параметров, исключить объекты из числа выделенных по набору параметров, а также инвертировать выделение.

Панель свойств.

В зависимости от объекта, с которым ведется работа, или текущего процесса Панель свойств может иметь одну или несколько вкладок с элементами управления.

Существует два способа переключения между вкладками:

– щелчок мышью по «корешку» вкладки,

– выбор названия вкладки из контекстного меню Панели свойств.

Вкладки Панели свойств содержат элементы управления различного вида: поля ввода, раскрывающиеся списки, счетчики, опции, переключатели и группы переключателей, панели и др.

Работа с ними аналогична работе с подобными элементами в других приложениях Windows.

Так, например, чтобы начать ввод в поле параметра на Панели свойств, щелкните в нем левой кнопкой мыши. Другим способом доступа к полю является нажатие клавиши <Alt> и клавиши-акселератора (клавиши с символом, подчеркнутым в названии параметра). Например, чтобы активизировать поле для ввода угла наклона отрезка, необходимо нажать комбинацию клавиш <Alt>+<У>.

Для работы с элементами управления Панели свойств можно использовать клавиатуру.

После вызова большинства команд создания объектов необходимо задать различные параметры этих объектов.

Например, после вызова команды построения окружности требуется задание положения ее центра и радиуса, а после вызова команды построения тела выдавливания — направление, глубину выдавливания и величину уклона.

Создать объект — значит определить все его параметры. При разработке моделей и чертежей с помощью КОМПАС-3D все параметры создаваемых объектов отображаются на Панели свойств. Каждому параметру соответствует один элемент Панели.

Параметры можно разделить на числовые (координаты точки, длина, угол, количество вершин и т.п.) и нечисловые (стиль линии, наличие осей симметрии и т.п.)

Рядом с названием большинства числовых параметров на Панели свойств находится переключатель, на котором отображается значок, соответствующий состоянию параметра.

 

Табл. 14.1.

Значки состояния параметров

Название Описание
Зафиксированный На переключателе зафиксированного параметра отображается перекрестие. Значение этого параметра принято системой. Оно остается постоянным при изменении остальных параметров и отображается на фантоме объекта. Зафиксированными могут быть любые числовые параметры.
Активный На переключателе активного параметра отображается «галочка». Система ожидает, что значение этого параметра будет введено путем указания точки мышью в окне документа. Активными могут быть только параметры, представляющие собой координаты точек.
Вспомогательный Переключатель вспомогательного параметра пустой. Значение этого параметра либо не еще задано, либо зависит от значений других параметров (в этом случае оно фиксируется автоматически после фиксации параметра, от которого зависит). Вспомогательный параметр можно в любой момент задать и зафиксировать. До фиксации значение вспомогательного параметра удерживается в поле. Вспомогательными параметрами могут быть любые числовые параметры

 

Если нечисловые параметры объекта можно задать только одним способом — выбрав нужный вариант на Панели свойств, то для задания числовых параметров доступно несколько способов.

– Первый, наиболее простой и наглядный способ задания параметров — указание нужных точек в окне документа. Этот способ может применяться в основном для графических объектов, так как среди трехмерных объектов очень мало таких, чьи параметры можно было бы задать, указав лишь точки.

– Второй способ — ввод параметров в предопределенном порядке — позволяет более гибко управлять параметрами объектов. Этот способ доступен при создании большинства объектов — как графических, так и трехмерных.

– Третий способ — задание значений параметров на Панели свойств — менее нагляден, но универсален и может применяться при создании объектов всех типов.

Все эти способы задания параметров объектов можно комбинировать.

После того, как все параметры объекта будут заданы, необходимо подтвердить его создание. Это можно сделать одним из следующих способов:

– нажать кнопку Создать объект на Панели специального управления (рис.2.2),

 

 

Рис. 2.2. Кнопка Создать объект на Панели свойств команды Отрезок

 

– вызвать команду Создать объект из меню Редактор или из контекстного меню,

– нажать комбинацию клавиш <Ctrl> + <Enter>.

В большинстве команд построения графических объектов имеется возможность автоматического создания. По умолчанию автосоздание включено.

В дальнейшем при описании команд построения объектов под словом «указание» будет подразумеваться указание некоторого элемента курсором в рабочем поле (т.е. установка курсора на этом объекте и щелчок левой кнопкой мыши), а под словом «задание» — задание параметров любым способом.

 


 

ГЛАВА 3.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1. Лабораторная работа № 1

ЛИНИИ

Задание. Вычертить параллельные горизонтальные, вертикальные, наклонные и смежные отрезки прямых линиями четырех типов: сплошными – толстыми основными и тонкими, штриховыми и штрихпунктирными тонкими.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.