Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Освоение внешнего пространства



Важным этапом здесь является осознание двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней. Вы уже начали формирование этих представлений, выполняя с Р. упражнения предыдущего раздела. Теперь усвоенные навыки становятся базой для его развернутого произвольного действия.

Вспомните, пожалуйста, игру с мячом, которой еще 10 лет назад так увлекались все дети. Помните: сначала стучать обеими поднятыми руками мячом об стену, потом снизу, руками, сложенными в замок, потом «белочкой» - из-за спины бросить мяч о стену и поймать его, потом - из-под ноги, из-за спины....Вспомнили? А «Прятки», «Казаки-разбойники»...? Научите своего подопечного, Вы убедитесь, что забытое старое не так уж нелепо.

Упр.37. «Движения в нижней зоне».Сюжетный контекст - «Пустыня», Дети вспоминают, какая погода в пустыне, кто там живет и что растет. Они превращаются в обитателей пустыни с их движениями, позами, звуками. Многие из них живут под землей. Следовательно необходимо обеспечить Р. возможность пролезать сквозь узкий вход в «норку»: например, между ножек стула или свернутый физкультурный мат и т.п.

«Змея» - перемещения по полу без помощи рук (на животе, па спине). Дети знакомятся с сильными, жесткими движениями, изображая кобру, ужа или удава «Скорпион» - переползание, прыжки на четвереньках, на 3-х точках. Знакомство с сильными, быстрыми, отрывистыми движениями. «Суслики» - перемещения с помощью различных прыжков в разном темпе и направлениях, замирая и срываясь с места «Перекати поле» - перекатывания и кувырки в равных направлениях и с разными скоростями. 'Это упражнение направлено также на осознание границ собственного тела.

Упр.38. «Движения в средней зоне».Сюжетный контекст - «Царство животных». Каждый выбирает себе то животное, которое ему больше всего понравилось и превращается в него, демонстрируя своеобразие его повадок. Потом они меняют образ, выражая его характер через движения, звуки и специфические позы. «Лягушка» - знакомство с прыжками на месте и в пространстве. «Заяц» - прыжки и переходы, легкие и отрывистые движения. «Медведь» - медленные, тяжелые, сильные. «Лиса» - плавные, гибкие, быстрые, непредсказуемые движения в различных ритмах. «Лев» (тигр, пантера) - сильные, быстрые, гибкие движения. Рычание (высвобождение эмоции). «Лошадь» - акцепт на движении корпуса и ное . Законченные. сильные, резкие движения, требующие большого пространства.

Упр.39. «Движения в верхней зоне».Сюжетный контекст - «Царство птиц».

«Синица» - мелкие, короткие прыжки, быстрые и законченные движения. «Орел» - сильные, мощные, иногда парящие движения корпуса и рук. Движения в широком диапазоне (пространственном и телесном). «Лебедь» - плавные, широкие, грациозные движения. Текучесть пластики. «Птичий двор» - дети выбирают себе образы домашних птиц и контактируют друг с другом.

В конце каждой волшебной игры - превращения - «Пустыня», «Царство животных» или «Царство птиц» необходимо проиграть с детьми обратное перевоплощение в самого себя (например, проползая по волшебному тоннелю, животные превращаются в людей). Для интеграции пережитого ребенком опыта детям предлагается выполнить рисунок своего животного. После интегративного рисунка дети вместе с педагогом садятся в круг для обсуждения переживаний, телесных ощущений, чувств и эмоций, которые возникали у них во время превращения в животных.

 

Определение направлений в пространстве относительно своего тела является следующим этапом формирования пространственных представлений.

 

Упр.40. «Движения в одном направлении».Предложите Р.: вытянуть руку вправо, отставить ногу вправо, повернуть голову вправо, наклонить голову к правому плечу, сделать три наклона вправо, присесть на правое колено и т.д. Аналогично отрабатываются другие направления - слева, сверху, снизу, спереди и сзади.

Упр.41. «Что находится справа от меня?».Попросите Р., не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа от него. После этого - повернуться направо и снова перечислить то, что теперь находится справа. Покрутите его и спросите: «Что теперь справа от тебя?» Аналогично отрабатываются направления слева, спереди и сзади.

Упр.42. «Повернись направо, повернисьналево». Для этой игры Вам понадобится большой мяч. Водящий стоит в центре, с четырех сторон - игроки. Игрок командует водящему: «Направо». Тот кидает мяч направо и только после этого поворачивается в ту же сторону. Игрок с мячом снова командует (направо, налево, вперед, назад). Если играющих не хватает, то в «пустом» направлении водящий ударяет мячом об пол с нужной стороны от себя и поворачивается, а следующую команду дает кто-либо из играющих (по договоренности).

Упр.43. «Кто где стоит?»В эту игру могут играть не менее трех детей. Ставится задача, стоя в колонне, назвать человека (вариант: «Где стоит Петя относительно тебя?») стоящего впереди или сзади, а стоя в шеренге - стоящего справа и слева. Затем дети в произвольном порядке меняются местами, и игра

продолжается.

Упр.44. «Диспетчер и самолет». При наличии просторного помещения можно попросить Р. вообразить себя самолетом, а П. - диспетчером, прокладывающим самолету путь с поворотами.

Упр.45. «Робот». Р. изображает робота, точно и правильно выполняющего команды человека: «Один шаг вперед, два ша( а направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть) и т.д.» Затем играем в непослушного робота, который выполняет все команды наоборот: не вперед, а назад; не подпрыгнуть вверх, а присесть; не направо, а налево.

После того, как он начнет правильно и быстро выполнять эти задания, усложните программу: «шаг налево правой ногой, два шага вперед, начиная с левой ноги и т.д.»

Упр.46. «Передай мяч назад». В эту игру может играть любое количество детей, стоя в колонне. Первый передает мяч назад и сразу же сам бежит в конец колонны; второй оказывается первым и повторяет действия первого игрока и т.д. По команде взрослого или первого игрока мяч передается сверху, снизу, справа или слева. Усложнение игры заключается в том, что мяч передается, например, «справа-слева», «сверху-снизу», «сверху-снизу-справа-слева» и т.д.

Сначала детям предлагается вслух проговаривать название направления, в котором они передают мяч.

Упр.47. «Мама, поверни направо..,».Эта игра может предназначаться и для работы родителей с детьми. Играть можно на детской площадке, по дороге в школу, в квартире (путешествуя по комнатам). Р. говорит: «Мама, поверни направо». Мама: «Поворачиваю, иду». «Теперь налево». «Слушаюсь, поворачиваю». Если он еще не сообразил, как скомандовать, то должен остановить маму командой «Стой!». Если поворачивать не надо, а на пути какое-либо препятствие, то дается команда: «Возьми правее (левее)».

Упр.48. «Моя комната».В знакомом Р. пространстве следует обсудить, что где стоит; если встать лицом к окну, то

справа будет что?., а слева? и т.д. Ему дается инструкция: «Покажи верхний, правый угол впереди «и т.д.

После выработки навыка ориентации в пространстве относительно себя можно переходить к ориентации других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов.

Упр.49. «Капризный фотограф».Зверей, сидящих перед Р., ему надо рассадить: корову справа от зайца, мишку - слева от мышки и т.д. Фотограф (П.) все время недоволен и заставляет зверей пересаживаться.

Усложненная задача выполняется по двухступенчатой инструкции: «Посади утку справа от медведя, а птицу - слева от лисы». Модификация задания - ребенок сам говорит: «Я посадил льва справа от медведя». Остальные дети или взрослый его проверяют. Затем один из детей становится фотографом, дает инструкцию остальным и проверяет ее выполнение,

Упр.50. «Беги на новое место».Дети встают в колонну. Р.-ведущий говорит : «Я стою перед Петей». Петя должен перебежать в самый конец колонны, назад. Другой Р. говорит: «Я стою сзади Вити», и Витя бежит в самое начало колонны, вперед. Усложнение задания: нужно бежать в противоположном направлении. Аналогично, стоя в шеренге: «Я стою справа от ...» (с передвижением влево и т.д.).

Упр.51. «Где же я сижу?» Дети рассаживаются в ряд или полукругом . Задача: определить свое место.: «Я сижу слева от Пети; справа от Маши, но левее Сережи; напротив и т.д.». Затем они меняются местами, и игра продолжается.

Упр.52. «Собираем урожай».Разложите перед Р. ряд картинок с любыми изображениями. Он должен отобрать только те, например, овощи, которые «лежат правее, чем капуста»; «левее, чем морковь».

 

Знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив, всегда вызывает у детей значительные затруднения и нуждается в тщательной проработке. Необходимо убедить детей на практике, что у человека, стоящего напротив, «все наоборот»: право - где у меня - лево, а лево - где право.

а) двое детей, стоящих друг задругом, берутся за правые рукии убеждаются, что у обоих праваярука с одной и тойже стороны. Затем, не разнимая рук, они поворачиваются лицомдруг к другу и убеждаются,что правые руки находятся наперекрест;

б) ребенок, стоя в колонне спиной к остальным, поднимает правую руку. остальные поднимают свою правую руку и убеждаются что он сделал это правильно. Не опуская руки, ребенок поворачивается лицом к остальным Дети, сопоставив положение его поднятой ручки со своими делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих напротив друг друга.

Упр.53. «Моя рука, твоя рука». Стоя лицом к П. или сидя напротив куклы, определить сначала у себя, потом у партнера левую руку, правое плечо, левое колено и т.д. Поменяться ролями.

Упр.54. «Назови часть тела».Дети стоят лицом друг к другу. Один из двоих молча показывает на себе отдельные части тела, а другой - называет: «Это твое правое колено, это твой левый глаз и т.д.».

Упр.55. «Найди свою правую руку». Сидя напротив Р. дать инструкцию: «Делай своей правой рукой («Кстати, где она?») то же, что и я делаю правой». Интересно делать по очереди одинаковые жесты одноименными частями тела (вытянуть правую руку, потом левую ногу, а обратно - согнуть сначала левую ногу, а потом правую руку и т.д.).

Упр.56. «Найди правый рукав». Попросите Р. определить правый и левый рукав, карман, штанину на одежде, лежаний * - различных положениях; найти левый и правый отпечаток босой ноги, ботинок.

Упр.57. «Веселые картинки». Р. определяет на картинках, какой рукой действует герой; с какой стороны относительно других находится каждый персонаж, в какой руке и что он держит и т.п. Эту работу рекомендуется проводить последовательно длительное время одновременно с любой другой работой по картинкам.

Желаемый устойчивый навык можно выработать только при участии родителей, например, дав им задание постоянно обращать внимание детей на детали одежды, вещи в руках у людей, идущих навстречу по улице, а также проводить укачанную выше работу по картинкам в книгах, журналах и ч.п.

Упр.58. «Правильное зеркало». Стоя или сидя с Р. друг напротив друга, Вы отрабатываете схему «зеркало» сначала одной рукой, потом другой, затем двумя вместе. Так, если П. переносит свою правую руку вправо, то Р. свою левую - влево. Ясно, что движения вверх, вниз, к себе и от себя будут идентичными.

Упр.59. «Неправильное зеркало».И.п. то же, но: «То, что я буду делать левой рукой, ты делаешь своей левой рукой (оба поднимают левую руку), а то, что я буду делать правой рукой, ты - правой (поднимаются правые руки)». Т.о., если П. переносит свою правую руку вправо относительно себя, то Р. тоже переносит свою правую руку вправо относительно себя и т.д. Т.о. отрабатываются движения с перешифровкой:

- одно- и двуручные, односторонние и с перекрестом. Например, дотронуться правой рукой до левого уха; левой рукой до право; о колена, а правой рукой до сердца;

-движение рук Р. относительно себя в сторону, противоположную направлению рук П. Например, его правая рука двигается вправо, а правая рука Р. - влево относительно себя (соответственно, влево - вправо, вверх - вниз, вниз - вверх, к себе - от себя, от себя - к себе, налево вверх -направо вниз и т.д.).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.